Реализация принципов дифференцированного подхода в воспитании детского коллектива

Приведенные выше примеры психолого-педагогической характеристики отдельных детей иллюстрируют принципы подходов к дифференцированной и индивидуальной кор-рекционной помощи, которую необходимо осуществлять в повседневной работе воспитателю, а также педагогу-дефектологу на специально организованных занятиях в подгрупповой или индивидуальной форме обучения. Здесь уместно еще раз напомнить, что обучение при организации всех ви­дов деятельности детей с тяжелыми формами психического недоразвития значительно шире, чем учебная деятельность в школе, т. е. воспитание и обучение — слитное, неразделимое единство, будь это обучение гигиеническим навыкам, еде, са­мообслуживанию, или обучение элементам письма, чтения, счета, другим интеллектуальным умениям. Тактика педа­гогического выбора определяется конкретными задачами с учетом индивидуальных возможностей воспитанников, по­нимания того, что в данный период является наиболее важ­ным для поступательного развития того или иного ребенка. Наряду с текущими задачами обучения, воспитателю в ор­ганизации своей работы необходимо видеть перспективные (стратегические) направления, содержание которых будет охватывать всех воспитуемых без исключения, т.е. воспита­тель должен хорошо знать характеристику всей группы, без которой невозможно планирование воспитания на какой-то обозримый промежуток времени: на месяц, полугодие, или учебный год (до летнего отдыха, каникул и т. д.).

Рассмотрим и этот аспект на примере краткой характери­стики группы воспитанников 14—16 лет из детского дома-интерната. В группе 12 воспитанников, из них подростков (14—15 лет) — 7; (15,5—16,5 лет) — 5.

Клинический диагноз у большей части воспитанников — органическое поражение ЦНС, осложненное ДЦП со специфическим недоразвитием речи, движения и моторных функций (7 случаев). С особой синдромальной характери­стикой — 5 воспитанников, в их числе с синдромом Дауна 4 случая, синдромом Рейно — один случай. Из общего числа 5 подростков с тяжелой патологией психофизического раз­вития, нуждаются в повседневном медицинском контроле и социальной помощи во всех видах жизнедеятельности: ги­гиенический уход, кормление, одевание и др., что совокуп­но ограничивает возможности их интеллектуального разви­тия (группа «Милосердие»).

Вместе с тем, остальные 7 детей, несмотря на те или иные нарушения двигательно-моторных функций, недо­развитие познавательных и речемыслительных процессов, рассматриваются как перспективные с точки зрения фор­мирования социально-бытовых умений, коммуникации, общения, доступных видов познавательной деятельности. К этой группе относятся Женя С, Дима Ф., Виталий К., Юрий М., ...Среди названной группы выделяются Женя С. и Виталий К., они проявляют выраженное стремление к социокультурным контактам, элементарным видам интел­лектуальной деятельности: счет, чтение, письмо, ручной труд (вязание, склеивание, лепка и т. д.). Для названной группы доступно понимание речевых инструкций, 4 под­ростка владеют простой фразой, они адекватно реагируют на своих сверстников, проявляют желание сотрудничать со взрослыми.

На основе индивидуального психолого-педагогического изучения детей и подростков выявились три подгруппы вос­питанников, из них наиболее сложной с точки зрения на­правленной педагогической работы стала группа из 5 чело­век, которая была обозначена как группа «Милосердие».

Основными направлениями работы с детьми с тя­желыми множественными нарушениями (подгруп­па «Милосердие») являются:

1. Комплексное сопровождение и обеспечение всех видов жизнедеятельности: уход, кормление, прогулки, соблю­дение щадящего режима и др.

2. Врачебный и гигиенический контроль: лечение, консультирование воспитателей по уходу и здоровьесбережению детей-инвалидов, неспособных к самостоятельному жиз­необеспечению. Преодоление госпитализма и изоляции в повседневном режиме детского дома (интерната).

3. Активизация и закрепление сенсорных реакций с ис­пользованием зрительно-слуховых ощущений, телесно­го контакта, речи музыки; организация направленного
общения с воспитанниками при проведении режимных
моментов и специальных занятий в группе.

4. Организация детей, владеющих навыками самообслужи­вания, на оказание доступной помощи инвалидам: ката­ние на коляске, качелях, помощь няне по уходу, соблюде­нию опрятности внешнего вида: умыть, расчесать, одеть, поправить салфетку, застегнуть (расстегнуть) пуговицы,
шнурки и др. С учетом индивидуальных показаний и ре­комендаций врача — включение детей-инвалидов в обще­групповые мероприятия: коллективные виды занятий,
праздники и др.

Направления работы с подгруппой 2:

1. Обучение взаимодействию со взрослыми и сверстниками
во всех видах деятельности: самообслуживании, хозяй­ственно-бытовом труде, коррекционно-развивающих ме­роприятиях.

2. Закрепление знаний о себе как «я», «других людях», фор­мирование правил социального поведения: приветствие, прощание, благодарность за внимание и услуги, помощь
другому и т. д.

3. Развитие познавательных действий и интереса к окру­жающему миру во время коррекционных занятий, прогулок, поездок, праздников и др. Активное вовлечение
детей в содержательную деятельность на основе показа,
упражнений, игры, игровых действий, конструктивного
праксиса, других развивающих видов коррекционных
мероприятий (по ежедневному плану воспитателя).

Закрепление и расширение коммуникативных умений с
использованием речевых и неречевых средств, активизация и развитие опыта самостоятельных речевых, речеподражательных умений в том числе — с помощью жестовых, мимических, знаковых средств общения. 5. Систематическое использование приемов поощрения в лю­бых проявлениях самостоятельности, положительной мо­тивации к взаимодействию с окружающими людьми.

Для детей, проявляющих устойчивые интеллек­туальные предпосылки (подгруппа 3), наряду с указанными выше направлениями коррекционного воспитания:

1. Организовать систему доступного обучения с элементами

учебной деятельности: грамота, чтение, счет, природознание, индивидуальный труд с возможным переводом на допрофессиональный (профильный, прикладной).

2. Закрепление освоенных учебных знаний в разных видах
самостоятельной деятельности.

Таким образом, комплексное психолого-педагогическая изучение всей группы воспитанников, выявление наиболее типичных их характеристик внутри той или иной подгруп­пы, учет наиболее устойчиво проявляющихся особенностей их физического и психического развития позволяют воспи­тателю выработать конкретный план собственных действий, а также способы сотрудничества с другими специалистами учреждения: врачом, специальным психологом, учителем-дефектологом, инструктором ЛФК, учителем музыки и др. Это необходимо для правильной организации коррекционно развивающей среды, где каждый элемент: подъем, гигие­нические процедуры, занятия детей строятся на принципах развивающего воспитания, итогом которого должна стать са­мостоятельная практическая деятельность во взрослой жиз­ни. Необходимо педагогическими средствами уменьшить тя­жесть социальной зависимости инвалида во всех случаях, где это возможно и «по силам» самому воспитаннику.

ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ

И КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО

ДОМА-ИНТЕРНАТА

С учетом полученных сведений, на основе психолого-педагогического изучения воспитанников определяются основные шаги в организации коррекционного простран­ства, в котором живет детский коллектив. Детям необходи­мо обустроить места для предметов индивидуального поль­зования (расчески, носовые платки, собственные вещи), в спальном помещении должны быть локальные источники света, помогающие охранять покой спящих в тех случаях, когда ночью няня проводит гигиенические процедуры с не­которыми детьми (высаживание на горшок, смена мокрого белья и др.). В спальне необходимо оборудовать сенсорные уголки (светящиеся гелевые формы, аквариум, тикающие часы с подсветкой), для тех детей, которые легко возбужда­ются, часто просыпаются и долго не могут уснуть.

Стены спальни, можно украсить детскими яркими ри­сунками, художественными эстампами. Их должно быть немного и периодически менятся для развития сенсорных и эмоциональных впечатлений. Очень важен общий уют в спальне: цвет стен, шторы на окнах, цветы, уголок игру­шек, создают необходимый психологический комфорт, при­ближают общественное учреждение к образцам домашнего воспитания. К сожалению, большинство детских домов-ин­тернатов еще отличаются казенно-казарменным духом, хотя материальных ограничений для правильного обустройства жизни детей и персонала, с каждым годом становится все меньше и меньше. Более устойчивым является другое яв­ление, которое ошибочно определяется тем, что «дети боль­ные, они ничего не понимают, им не нужны уют и комфорт, все разобьют, все испачкают».

Нужно внимательным материнским взглядом осмотреть помещение, в котором большую часть дня находятся дети, продумать его оформление. Хорошо бы подготовить специ­альные функциональные площадки (зоны) внутри общего пространства.

Например: площадка двигательной коррекциипредпо­лагает шведскую стену, цветные маты, мягкие подушки, безопасные тренажеры, кресла-качалки, сухой бассейн и пр. Оборудование этой части согласуется с врачом, инструк­тором ЛФК.

Столовая зонавключает столы, стулья, приспособления для обездвиженных детей с учетом индивидуальных воз­растных показаний. Важно, чтобы дети, как и в семье, во время еды сидели вокруг стола, видели друг друга. Воспи­татели и няни должны сидеть вместе с детьми за столом, чтобы видеть как дети едят, помочь тем, кто самостоятель­но есть не может. Перед едой дети и взрослые желают друг другу приятного аппетита, стараясь, при этом держать за руку сидящего рядом, смотреть в глаза тем, кто сидит на­против. Так как речь идет о социальном воспитании умест­но напомнить, что развитие социального поведения вклю­чает в том числе умение пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.

Столовая часть помещения в свободное время преобразу­ется в зону коллективных занятий, игр, конструирования, поэтому очень важно, чтобы столы трансформировались для коллективных действий: рисунков, аппликаций, поде­лок и т. д.

Особого внимания заслуживает игровая часть помеще­ния,где обычно ставятся легкие раздвижные шкафы, полки с игровым и дидактическим материалами в специальных коробках и корзинах. Эта часть комнаты застилается ков­ром, ставятся пуфы, мягкие надувные кресла. На потолке закрепляется передвижной трос с фиксированными приспо­соблениями для детей с поражениями позвоночника, верх­них и нижних конечностей. Это позволяет им также прини­мать посильное участие в деятельности сверстников.

При отсутствии современных технологий в оснащении детских домов, определенная часть воспитанников «прожи­вает» жизнь в госпитализированных условиях, они прико­ваны к постельному режиму, что во многих случаях совер­шенно не оправдано. Для этих детей все виды коммуникаций в форме зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений — окно в окружающий мир, средство их развития. Кажущаяся невосприимчивость — педагогическая ошибка, так как даже нейтральное присутствие среди сверстни­ков — это способ признания их личности окружающими, способ социальных контактов, а значит возможность вклю­чения в жизнь.

В организации игры с воспитанниками следует сосредото­чить внимание на том, что игра носит условный характер, так как предлагаемые воспитателем игровые этюды, сюжеты, или действия в своей основе строятся как проигрывание жизнен­ных ситуаций, социально-бытовых фрагментов с использо­ванием игрушек, замещением их ролевыми действиями. На­пример, игра «В магазине». Сюжет: покупка продуктов для завтрака. Эту игру в младшем возрасте и до 12 лет можно про­водить в групповой комнате с помощью игровых предметов: куклы и других атрибутов, тогда как с подростками следует сходить в ближайший магазин, внимательно осмотреть про­дукты, послушать беседу продавца с покупателями, произве­сти небольшую покупку, посмотреть — где и как оплачивают­ся продукты, как их правильно упаковать (уложить) в пакет, хозяйственную сумку.

Каждое воспитательное мероприятие специально органи­зуется и готовится педагогами, поэтому игра «В магазине» строится как закрепление, уточнение и развитие получен­ных впечатлений, где одни дети выполняют роли продав­цов, другие — покупателей, третьи — кассиров. С учетом интеллектуальных возможностей и возраста детей игра осуществляется в несколько этапов: ознакомительный, под­готовительный, сценарно-игровой (репетиционный), прак­тический. Эти этапы и обозначают весь спектр действий, ко­торым обучают детей, что потребует не менее 6—8 занятий на одну тематическую игру с заданным сюжетом. Оборудо­вание игровой площадки будет периодически меняться, по­этому нет необходимости держать в шкафах и на полках излишнее количество игровых предметов.

Для свободной игры детей достаточно перечня из 10—15 игрушек, строительных элементов, настольных игр коррекционно-развивающего содержания. Они также перио­дически убираются на хранение, заменяясь новыми. Дети быстро привыкают к знакомым игровым предметам, легко пресыщаются, поэтому бывает трудно сохранить их интерес к игрушкам, игра превращается в механическое манипули­рование игровыми предметами, снижается ее познаватель­ная ценность.

Для успешной организации коррекционной среды, необ­ходимо обратить внимание на такие элементы, как стенды с фотографиями детей для поздравлений воспитанников, спе­циальную доску (фланелеграф) с пиктограммами для всех детей (говорящих и не владеющих речью). Пиктограммы по мере их освоения постепенно переводятся в индивидуальные альбомчики (книжки) так, чтобы дети их использовали при общении друг с другом. Символы пиктограмм передают про­стейшие действия и потребности: пить, есть, спать, играть, туалет, слушать музыку, гулять и т. д.

В групповой комнате также, как и в спальне должны быть уголки релаксации, сенсорного и психического отды­ха. Их можно оборудовать с помощью световых и звуковых панелей, дорожек, раздвижного шатра (полога) и мягкого мата, куда можно помещать на некоторое время детей, про­являющих агрессию, беспокойство. Если такие состояния приобретают длительный, затяжной характер, воспитателю следует получить консультацию врача и психолога, так как это может быть связано с заболеваниями или рецидивом со стороны психического статуса, что также нередкое явление у части детей, особенно с текущими заболеваниями голов­ного мозга.

Основой воспитательной работы является планирование. Даже в условиях семейного воспитания нельзя обойтись без плана действий. Он определяется повседневным режимом членов семьи, характером деятельности ребенка и взрос­лого. Планирование в интернатах, как правило, осущест­вляется в двух видах: перспективном (на год), на его основе разрабатывается повседневный (или еженедельный) план. В перспективном плане, который может иметь свободную форму, отражаются разделы воспитания, конкретные за­дачи, перечень возможных мероприятий к каждому из раз­делов, календарные сроки их реализации, а также средства обеспечения и др. Рассмотрим примерный образец фрагмен­та перспективного плана.

Наши рекомендации