Характеристика основных форм психического недоразвития, направления педагогической работы

Любое педагогическое действие определяется ответом на вопрос «С чего начать?» Начнем с фактов, объясняющих некоторые причины психического недоразвития, приведем примеры психолого-педагогического изучения детей, кото­рые с точки зрения клинического диагноза до сих пор при­знаются «необучаемыми».

Причинами психического недоразвития являются си­стемные органические повреждения (заболевания) голов­ного мозга (плода) ребенка на ранних этапах развития: до рождения, при родах, после родов, примерно до 3—5 лет. При психическом недоразвитии нарушается умственная (интеллектуальная) деятельность, под которой понимается индивидуальная способность человека усваивать, накапли­вать, преобразовывать разнообразную систему знаний для самостоятельного использования их в жизни.

Сложные нарушения интеллектуальной деятельности наи­более отчетливо проявляются в тех случаях, когда речь идет о раннем и глубоком повреждении головного мозга. В зависи­мости от времени и характера поражения (заболевания) цен­тральной нервной системы, степени тяжести, условий воспитания и других факторов — интеллектуальные возможности у детей одного возраста могут быть различными. Картина инди­видуального развития ребенка нередко утяжеляется наруше­ниями со стороны общей и тонкой моторики, движений, речи, а также в ряде случаев — текущими заболеваниями нервной системы: эпилепсией, гидроцефалией, шизофренией и др.

В детской невропатологии и психиатрии в качестве причин психического недоразвития чаще называются семейно-наслед-ственные, генетические (синдром Дауна и др.) и многообраз­ные факторы среды: наркотическая и алкогольная интоксика­ция плода, вирусные, инфекционные, тяжелые хронические заболевания матери в период беременности, другие вредонос­ные факторы. Несмотря на многообразие причин психическо­го недоразвития и форм его проявления — есть непреложный закон, смысл его заключается в том, что развитие любого ре­бенка зависит не только от биологических факторов, но и от социальных. Иначе говоря, успешность развития во многом определяется условиями среды, в которой живет ребенок, тем, какую содержательную помощь ему организуют взрослые с момента его рождения. Укажем на наиболее важные направ­ления, требующие особого внимания как в условиях семейно­го, так и общественного воспитания детей с органическими по­ражениями (заболеваниями) центральной нервной системы:

• гигиенический, температурный комфорт жизнеде­ятельности ребенка, правильное питание, оздоровле­ние, тщательный материнский уход;

• постоянство в проявлении эмоциональных чувств к ребенку: взгляд, улыбка, прикосновение, ласковые интонации голоса, слова и др.;

• своевременная откликаемость взрослого на плач, эмоции, действия, обращения ребенка; закрепление и синхронизирование положительных эмоциональных
контактов ребенка и взрослого;

• воспитание устойчивых реакций ребенка на развива­ющие сенсорные стимулы: звук, цвет, вкус, другие комплексные раздражители, вызывающие удоволь­ствие у детей: музыка, пение, раскачивание, движе­ния, игры и др.;

перемещения в пространстве, двигательные упражне­ния, игры с подвижными предметами: самостоятель­но, с опорой, с помощью специальных приспособле­ний, совместно с детьми и педагогом; • стимулирование, двунаправленность речевых дейс­твий: вокальные игры, звукокомплексы, слова, корот­кие фразы, сопровождение всех видов деятельности ребенка внятной, правильной, доступной речью, ее со­провождение жестом, мимикой, предметными и зна­ковыми заместителями (пиктограммами); • постепенное усложнение познавательных видов деятель­ности ребенка в сотрудничестве со взрослыми и детьми, развитие его индивидуальных возможностей (игра, пе­ние, танец, рисование, конструирование и др.). Перечисленные выше направления не исчерпывают всех условий, способствующих индивидуальному развитию, но оче­видно, что главными из них являются постоянное взаимодей­ствие и взаимосвязь взрослого с ребенком (воспитанником).

Для того, чтобы содержательно наполнить отношения с воспитанниками в условиях образовательного учреждения педагогу необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, для этого следует опираться на психоло­го-педагогическую программу изучения, которая разраба­тывается совместно с специальным психологом, учите л ем-дефектологом. В любом случае, направленное изучение предоставляет более объективную информацию, нежели интуитивные предположения воспитателя.

содержание и способы коррекцион-ного воспитания. Рассмотрим это на конкретных примерах изучения подростков 14-16 лет из детских домов, воспитан­ники которых, из-за отсутствия семьи, объективно более ограничены в разнообразии социальных контактов, что вно­сит дополнительные характеристики в картину их общего развития.

— Юрий М., 15 лет. Из анамнеза: органическое поражение ЦНС, роды в асфиксии, из двойни, сходящееся косоглазие (F 71.08).

Краткие сведения по итогам беседы с воспитателями и на момент об­следования: движения не ограничены, передвигается самостоятельно, полностью владеет гигиеническим навыками и элементарным самооб­служиванием. В группе пытается быть полезным в помощи няне и воспи­тателям. Иногда проявляются агрессивные действия, упрямство, отказ от сотрудничества и непослушание. В ходе психологического обследования проявляет интерес к предметному окружению (книги, вкладки, игрушки); речи нет, но хорошо откликается на обращенную речь и указательные жесты: «возьми это...», «положи сюда...», «сядь рядом...». Простейшие интеллектуальные действия совершает по показу: сличение по форме, цвету, величине; совершает конструктивные пробы на вкладках, правиль­но действует с «почтовым ящиком», 5-ти составной матрешкой. Больший интерес проявляет к игрушкам — машинам, нравится катать их по столу и полу. Совершаемые действия стереотипны, прослеживается «эффект за­ученных действий». Утомляемый, с низким уровнем произвольного вни­мания и быстрой пресыщаемостью.

Что важно учитывать педагогу при организации воспита­ния Юры? Положительным является то, что мальчик владеет многими навыками, особенно самообслуживанием, это соци­ально значимый показатель для дальнейшего формирования и закрепления бытовых и элементарных хозяйственных уме­ний. Юру необходимо включать в специально разработан­ную программу занятий по ведению домашнего хозяйства, стимулировать его действия по оказанию помощи тем детям, которые обслуживать себя не могут. Мальчик должен иметь постоянно закрепленное за ним «поле» деятельности, напри­мер, помогать няне делать влажную уборку в спальне, уби­рать, мыть посуду, поливать цветы, возить в коляске ребенка, не умеющего передвигаться самостоятельно, и др. Особенно важно, чтобы трудовые поручения носили не разовый, а по­стоянный характер; по мере того, как навыки закрепляются, следует постоянно расширять, дополнять деятельность под­ростка новыми видами хозяйственных дел.

Воспитателю необходимо учитывать, что Юра быстро утомляется, поэтому поручения должны дозироваться во времени, распределяться совместно с действиями другого ребенка, а самое главное — итоги таких усилий должны обязательно поощряться педагогом так, чтобы и другие вос­питанники приняли участие в оценке результатов труда. Например, перед обедом воспитатель сообщает: «Сегодня Юра и Лена помогали няне заправлять кровати, протирать полы, помогали вывести на прогулку Диму и Катю. Давайте скажем Юре и Лене — спасибо, похлопаем им в ладоши». Прием коллективной оценки, одобрения и поощрения всех детей следует использовать ежедневно. Воспитателю необ­ходимо выделить специальное время (перед вечерними гиги­еническими процедурами) в ходе которого подводятся итоги прошедшего дня: что делали, что видели, чем занимались, кого будем благодарить и т. д., далее кратко сообщается, чем группа и отдельные дети будут заниматься на следую­щий день. Такие приемы помогают организовать группу на совместные действия, стимулируют некоторых детей на са­мостоятельную (частично самостоятельную) деятельность.

Приведем еще один пример обобщенной характеристики девушки из той же группы детского дома-интерната.

— Женя С, 16,5 лет. Из анамнеза: органическое поражение ЦНС, ДЦП, парапарез (паралич) нижней части туловища и ног (F71.08).

Из психолого-педагогического обследования: передвигается с помо­щью коляски, или ползает. Действия рук не ограничены, гигиеническое и бытовое обслуживание с помощью взрослых. Контактная, ведет себя адекватно в общении со сверстниками и взрослыми, нет грубых наруше­ний в эмоциональных проявлениях, но несколько пассивная и инертная в доступных видах деятельности. При психологическом изучении выявила элементарные предпосылки к интеллектуальной деятельности: прямой счет до 10, знает буквы, но не читает, владеет простой фразой и достаточ­ным запасом слов на обиходном уровне, распознает изображения зна­комых предметов на картинках, проводит простейшую классификацию (посуда, мебель, животные, растения, люди), может простыми фразами описать содержание несложного сюжета по серии картинок. В целом, девочка выражает потребность к содержательному сотрудничеству со взрослыми, проявляет интерес к своей внешности, хотела бы пользо­ваться аксессуарами молодой девушки: украшениями, косметикой, дру­гими вещами (сумочкой, зеркальцем, расческой).

Сравнение характеристик Юры и Жени показывает, что у девочки интеллектуальный потенциал значительно выше, хотя она ограничена в навыках самообслуживания и без помощи передвигаться не может. Несмотря на то, что под­ростки находятся в одной возрастной группе, программа педагогической помощи для каждого из них должна быть дифференцированной: для Юры приоритетными задачами воспитания являются закрепление и расширение навыков социального поведения, самообслуживания, хозяйствен­но-бытового труда; для Жени эти направления носят вспо­могательный характер, так как без помощи и социального патронирования она не сможет организовать собственную жизнедеятельность.

Вместе с тем, у Жени есть хорошие возможности для социальных контактов, общения, что создает основу для дальнейшего развития социокультурных умений. Так, специально организованная программа коррекционной поддержки Жени уже через 1,5 года позволила научить ее чтению, письму на печатной основе, счету на наглядном ма­териале, рисованию на компьютере, умению работать с не­которыми разделами подпрограмме «Мир за твоим окном» (авт. Кукушкина О.И., Гончарова Е.А.), она научилась вышивать и вязать крючком. Организованные с помощью спонсоров и педагогов подарки с гигиеническими и косме­тическим наборами способствовали формированию навыка ухода за своей внешностью. Женя стала опрятнее и береж­ливее к своим вещам, заметно общительнее и отзывчивее по отношению к сверстникам и взрослым, охотно принимает участие в праздниках, концертах. Особую радость она про­являет к выездным мероприятиям, так как имеет возмож­ность получить не только новые впечатления, но и про­демонстрировать свои внешние данные с использованием легкой косметики.

Наши рекомендации