Характеристика основных форм психического недоразвития, направления педагогической работы
Любое педагогическое действие определяется ответом на вопрос «С чего начать?» Начнем с фактов, объясняющих некоторые причины психического недоразвития, приведем примеры психолого-педагогического изучения детей, которые с точки зрения клинического диагноза до сих пор признаются «необучаемыми».
Причинами психического недоразвития являются системные органические повреждения (заболевания) головного мозга (плода) ребенка на ранних этапах развития: до рождения, при родах, после родов, примерно до 3—5 лет. При психическом недоразвитии нарушается умственная (интеллектуальная) деятельность, под которой понимается индивидуальная способность человека усваивать, накапливать, преобразовывать разнообразную систему знаний для самостоятельного использования их в жизни.
Сложные нарушения интеллектуальной деятельности наиболее отчетливо проявляются в тех случаях, когда речь идет о раннем и глубоком повреждении головного мозга. В зависимости от времени и характера поражения (заболевания) центральной нервной системы, степени тяжести, условий воспитания и других факторов — интеллектуальные возможности у детей одного возраста могут быть различными. Картина индивидуального развития ребенка нередко утяжеляется нарушениями со стороны общей и тонкой моторики, движений, речи, а также в ряде случаев — текущими заболеваниями нервной системы: эпилепсией, гидроцефалией, шизофренией и др.
В детской невропатологии и психиатрии в качестве причин психического недоразвития чаще называются семейно-наслед-ственные, генетические (синдром Дауна и др.) и многообразные факторы среды: наркотическая и алкогольная интоксикация плода, вирусные, инфекционные, тяжелые хронические заболевания матери в период беременности, другие вредоносные факторы. Несмотря на многообразие причин психического недоразвития и форм его проявления — есть непреложный закон, смысл его заключается в том, что развитие любого ребенка зависит не только от биологических факторов, но и от социальных. Иначе говоря, успешность развития во многом определяется условиями среды, в которой живет ребенок, тем, какую содержательную помощь ему организуют взрослые с момента его рождения. Укажем на наиболее важные направления, требующие особого внимания как в условиях семейного, так и общественного воспитания детей с органическими поражениями (заболеваниями) центральной нервной системы:
• гигиенический, температурный комфорт жизнедеятельности ребенка, правильное питание, оздоровление, тщательный материнский уход;
• постоянство в проявлении эмоциональных чувств к ребенку: взгляд, улыбка, прикосновение, ласковые интонации голоса, слова и др.;
• своевременная откликаемость взрослого на плач, эмоции, действия, обращения ребенка; закрепление и синхронизирование положительных эмоциональных
контактов ребенка и взрослого;
• воспитание устойчивых реакций ребенка на развивающие сенсорные стимулы: звук, цвет, вкус, другие комплексные раздражители, вызывающие удовольствие у детей: музыка, пение, раскачивание, движения, игры и др.;
перемещения в пространстве, двигательные упражнения, игры с подвижными предметами: самостоятельно, с опорой, с помощью специальных приспособлений, совместно с детьми и педагогом; • стимулирование, двунаправленность речевых действий: вокальные игры, звукокомплексы, слова, короткие фразы, сопровождение всех видов деятельности ребенка внятной, правильной, доступной речью, ее сопровождение жестом, мимикой, предметными и знаковыми заместителями (пиктограммами); • постепенное усложнение познавательных видов деятельности ребенка в сотрудничестве со взрослыми и детьми, развитие его индивидуальных возможностей (игра, пение, танец, рисование, конструирование и др.). Перечисленные выше направления не исчерпывают всех условий, способствующих индивидуальному развитию, но очевидно, что главными из них являются постоянное взаимодействие и взаимосвязь взрослого с ребенком (воспитанником).
Для того, чтобы содержательно наполнить отношения с воспитанниками в условиях образовательного учреждения педагогу необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, для этого следует опираться на психолого-педагогическую программу изучения, которая разрабатывается совместно с специальным психологом, учите л ем-дефектологом. В любом случае, направленное изучение предоставляет более объективную информацию, нежели интуитивные предположения воспитателя.
содержание и способы коррекцион-ного воспитания. Рассмотрим это на конкретных примерах изучения подростков 14-16 лет из детских домов, воспитанники которых, из-за отсутствия семьи, объективно более ограничены в разнообразии социальных контактов, что вносит дополнительные характеристики в картину их общего развития.
— Юрий М., 15 лет. Из анамнеза: органическое поражение ЦНС, роды в асфиксии, из двойни, сходящееся косоглазие (F 71.08).
Краткие сведения по итогам беседы с воспитателями и на момент обследования: движения не ограничены, передвигается самостоятельно, полностью владеет гигиеническим навыками и элементарным самообслуживанием. В группе пытается быть полезным в помощи няне и воспитателям. Иногда проявляются агрессивные действия, упрямство, отказ от сотрудничества и непослушание. В ходе психологического обследования проявляет интерес к предметному окружению (книги, вкладки, игрушки); речи нет, но хорошо откликается на обращенную речь и указательные жесты: «возьми это...», «положи сюда...», «сядь рядом...». Простейшие интеллектуальные действия совершает по показу: сличение по форме, цвету, величине; совершает конструктивные пробы на вкладках, правильно действует с «почтовым ящиком», 5-ти составной матрешкой. Больший интерес проявляет к игрушкам — машинам, нравится катать их по столу и полу. Совершаемые действия стереотипны, прослеживается «эффект заученных действий». Утомляемый, с низким уровнем произвольного внимания и быстрой пресыщаемостью.
Что важно учитывать педагогу при организации воспитания Юры? Положительным является то, что мальчик владеет многими навыками, особенно самообслуживанием, это социально значимый показатель для дальнейшего формирования и закрепления бытовых и элементарных хозяйственных умений. Юру необходимо включать в специально разработанную программу занятий по ведению домашнего хозяйства, стимулировать его действия по оказанию помощи тем детям, которые обслуживать себя не могут. Мальчик должен иметь постоянно закрепленное за ним «поле» деятельности, например, помогать няне делать влажную уборку в спальне, убирать, мыть посуду, поливать цветы, возить в коляске ребенка, не умеющего передвигаться самостоятельно, и др. Особенно важно, чтобы трудовые поручения носили не разовый, а постоянный характер; по мере того, как навыки закрепляются, следует постоянно расширять, дополнять деятельность подростка новыми видами хозяйственных дел.
Воспитателю необходимо учитывать, что Юра быстро утомляется, поэтому поручения должны дозироваться во времени, распределяться совместно с действиями другого ребенка, а самое главное — итоги таких усилий должны обязательно поощряться педагогом так, чтобы и другие воспитанники приняли участие в оценке результатов труда. Например, перед обедом воспитатель сообщает: «Сегодня Юра и Лена помогали няне заправлять кровати, протирать полы, помогали вывести на прогулку Диму и Катю. Давайте скажем Юре и Лене — спасибо, похлопаем им в ладоши». Прием коллективной оценки, одобрения и поощрения всех детей следует использовать ежедневно. Воспитателю необходимо выделить специальное время (перед вечерними гигиеническими процедурами) в ходе которого подводятся итоги прошедшего дня: что делали, что видели, чем занимались, кого будем благодарить и т. д., далее кратко сообщается, чем группа и отдельные дети будут заниматься на следующий день. Такие приемы помогают организовать группу на совместные действия, стимулируют некоторых детей на самостоятельную (частично самостоятельную) деятельность.
Приведем еще один пример обобщенной характеристики девушки из той же группы детского дома-интерната.
— Женя С, 16,5 лет. Из анамнеза: органическое поражение ЦНС, ДЦП, парапарез (паралич) нижней части туловища и ног (F71.08).
Из психолого-педагогического обследования: передвигается с помощью коляски, или ползает. Действия рук не ограничены, гигиеническое и бытовое обслуживание с помощью взрослых. Контактная, ведет себя адекватно в общении со сверстниками и взрослыми, нет грубых нарушений в эмоциональных проявлениях, но несколько пассивная и инертная в доступных видах деятельности. При психологическом изучении выявила элементарные предпосылки к интеллектуальной деятельности: прямой счет до 10, знает буквы, но не читает, владеет простой фразой и достаточным запасом слов на обиходном уровне, распознает изображения знакомых предметов на картинках, проводит простейшую классификацию (посуда, мебель, животные, растения, люди), может простыми фразами описать содержание несложного сюжета по серии картинок. В целом, девочка выражает потребность к содержательному сотрудничеству со взрослыми, проявляет интерес к своей внешности, хотела бы пользоваться аксессуарами молодой девушки: украшениями, косметикой, другими вещами (сумочкой, зеркальцем, расческой).
Сравнение характеристик Юры и Жени показывает, что у девочки интеллектуальный потенциал значительно выше, хотя она ограничена в навыках самообслуживания и без помощи передвигаться не может. Несмотря на то, что подростки находятся в одной возрастной группе, программа педагогической помощи для каждого из них должна быть дифференцированной: для Юры приоритетными задачами воспитания являются закрепление и расширение навыков социального поведения, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда; для Жени эти направления носят вспомогательный характер, так как без помощи и социального патронирования она не сможет организовать собственную жизнедеятельность.
Вместе с тем, у Жени есть хорошие возможности для социальных контактов, общения, что создает основу для дальнейшего развития социокультурных умений. Так, специально организованная программа коррекционной поддержки Жени уже через 1,5 года позволила научить ее чтению, письму на печатной основе, счету на наглядном материале, рисованию на компьютере, умению работать с некоторыми разделами подпрограмме «Мир за твоим окном» (авт. Кукушкина О.И., Гончарова Е.А.), она научилась вышивать и вязать крючком. Организованные с помощью спонсоров и педагогов подарки с гигиеническими и косметическим наборами способствовали формированию навыка ухода за своей внешностью. Женя стала опрятнее и бережливее к своим вещам, заметно общительнее и отзывчивее по отношению к сверстникам и взрослым, охотно принимает участие в праздниках, концертах. Особую радость она проявляет к выездным мероприятиям, так как имеет возможность получить не только новые впечатления, но и продемонстрировать свои внешние данные с использованием легкой косметики.