Билет. Теория проблемного обучения.
В основе проблемного обучения лежит идея С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через решение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи, ситуации.
Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. Т.е. заранее готовый ответ здесь неприемлем (примеры проблемных вопросов: «Почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла, нет?», «Что в природе меняет цвета?»).
Проблемная ситуация (проблемная задача) — это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. В основе проблемной задачи лежит противоречие между существующими знаниями (пример проблемной задачи: «Какие необходимо сделать действия, чтобы равенство 2 + 5 х 3 = 21 было верным?»).
Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (ученик) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует состояние учащегося, возникающее в процессы выполнения учебного задания, стимулируя поиск новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация включает в себя три компонента: 1) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, знании или ситуации; 2) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации; 3) возможности учащихся при выполнении поставленного задания. Пример проблемной ситуации: «Сложите из 6 спичек 4 равнобедренных треугольника со сторонами, равными размерам одной спички».
Таким образом, при проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Существует четыре уровня проблемности в обучении:
1. Уровень несамостоятельной (обычной) активности — восприятие учеником объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение учеником самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение.
2. Уровень полусамостоятельной активности — характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участием школьников в поиске способа решения поставленной учителем учебной проблемы.
3. Уровень самостоятельной активности — выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя и т.д.
4. Уровень творческой активности — выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельных выводов и обобщений, изобретения и написание художественных сочинений.
Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.
Как видно, такая модель обучения восходит к методам системы Д.Дьюи (обучение через делание). В 60-е гг. ее вариант – обучение через исследование – разрабатывал Дж.Брунер. В России большой вклад в исследование проблемного обучения внесли И.Я.Лернер,М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов и др.
21.Теория программированного обучения.
Под программированным обучением (ПО) понимается обучение с помощью программированного материала, реализуемое посредством обучающего устройства (обучающей машины или программированного учебника). ПО решает задачу оптимизации управления процессом усвоения знаний и умений. Истоки данной теории связаны с именем одного из ярких представителей бихевиоризма Б. Ф. Скиннера[1]. Следуя формуле поведения "стимул → реакция → продукт" и законам подкрепления, упражнения и готовности, Скиннер в основу программированного обучения положил два требования: 1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю; 2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся. Вследствие этого были предложены следующие принципы построения обучающих программ.
Принцип информативности: ученику должна сообщаться новая информация, так как без этого вообще нет никакого обучения.
Принцип операционности: в обучении должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации.
Принцип обратной связи: в учебном процессе должна существовать регулярная коррекция действий учащегося.
Принцип дозирования учебного материала: учебная информация должна подаваться не сплошным потоком, а отдельными дозами – кадрами.
Помимо этого программированное обучение включает: а) шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала; в состав шага включаются три взаимосвязанных звена – информация, операция обратной связи и контроль; б) индивидуальный темп и управление в обучении; в) использование технических средств обучения.
Алгоритмическое обучение, так же как и ПО, строится на кибернетическом подходе и определяет дидактический процесс как последовательное применение общих схем (алгоритмов) усвоения знаний: 1) выделение условий, необходимых для осуществления учебных действий; 2) выделение самих учебных действий; 3) определение способа обратной связи (в первую очередь между обучающимися и результатами их учебных действий).
К числу ограничений программированного и алгоритмического видов обучения относится недостаточное стимулирование творческих процессов.