Связь педагогике с другими науками.
Связь педагогике с другими науками.
СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ ... Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, например данных других наук о человеке, что в общем виде дает наиболее полную картину изучаемого. Очень тесно педагогика связана с психологией. Существует несколько узлов связи между ними. . Педагогическая и возрастная психология является связующим звеном, как бы мостом между педагогическими и психологическими науками. Еще одна дисциплина, с которой тесно связана педагогика, – это физиология. Для того
чтобы понять механизмы управления физическим и психическим развитием обучаемого, необходимо знать закономерности жизнедеятельности организма в целом, отдельных его частей, функциональных систем. Например, знание закономерностей развития высшей нервной деятельности помогает педагогической науке подбирать правильно развивающие, обучающие технологии, а также инструменты для достижения оптимального результата развития личности. Данные, полученные с помощью социологии, позволяют более глубоко осмыслить проблемы социализации личности. Например, результаты социологических исследований являются хорошей базой для проведения профессиональной ориентационной деятельности, составления базы для студенческого досуга и т. д.
Так как педагогическая наука берет свое начало в философских науках, то связь этих дисциплин очевидна. Философские знания являются базой для осмысления образования и воспитания в современной системе педагогических наук.
Кибернетика открывает для педагогики новые возможности для исследования процессов воспитания и обучения. Используя данные, полученные с помощью кибернетики, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.
Подводя итог межпредметным связям, необходимо отметить, что в педагогических исследованиях очень активно используются не только перечисленные науки, но и много других дисциплин: юриспруденция, экономика, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки. Каждая из перечисленных наук помогает гармоничному, быстрому развитию педагогической науки как в целом, так и в отдельных ее направлениях.
Методы научно-педагогического исследования.
В процессе педагогического исследования, которое имеет целью получение новых фактов, используют систему методов научно-педагогического исследования
Метод научно-педагогического исследования - путь изучения и освоения сложными психолого-педагогическими процессами формирования личности, установление объективной закономерности воспитания и обучения. Организуя исследования, необходимо оптимально сочетать комплекс методов, заботясь, чтобы такое сочетание обеспечило получение разносторонних сведений о развитии личности, коллектива или другого объекта воспитания или обучения Используемые методы должны обеспечить одновременное изучение деятельности, общения и информированности личности . При этом они должны отражать динамику развития отдельных качеств как на определенном возрастном отрезке, так и на протяжении всего процесса исследования, обеспечить постоянное получение сведений об объекте исследования большего количества источников, что позволит анализировать не только ход процесса, его результаты, но и условия, в которых он происходится.
Разнообразие методов педагогического исследования можно классифицировать на эмпирические методы исследования, теоретические методы, математические и статистические методы исследования.
БИЛЕТ 16
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся: упражнения, лабораторные и практические работы.
Практические работы – это предметная деятельность учащихся, связанная чаще всего с выработкой определённого умения. На уроках математики это могут быть измерения с помощью различных инструментов и приспособлений, построения, взвешивания и т.п. На предметных уроках – уход за комнатными растениями, сбор семян и др. На первых порах такие работы требуют тщательного руководства учителем, но постепенно учащиеся должны подводиться к их самостоятельному выполнению, умению контролировать свою деятельность.
Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований. Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.
Упражнение - многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения. К письменным упражнениям тесно примыкают графические упражнения. Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт и т.д.
БИЛЕТ 17
Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи.
Различают: индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся). В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные. Одной из разновидностей беседы является собеседование.
21.Теория программированного обучения.
Под программированным обучением (ПО) понимается обучение с помощью программированного материала, реализуемое посредством обучающего устройства (обучающей машины или программированного учебника). ПО решает задачу оптимизации управления процессом усвоения знаний и умений. Истоки данной теории связаны с именем одного из ярких представителей бихевиоризма Б. Ф. Скиннера[1]. Следуя формуле поведения "стимул → реакция → продукт" и законам подкрепления, упражнения и готовности, Скиннер в основу программированного обучения положил два требования: 1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю; 2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся. Вследствие этого были предложены следующие принципы построения обучающих программ.
Принцип информативности: ученику должна сообщаться новая информация, так как без этого вообще нет никакого обучения.
Принцип операционности: в обучении должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации.
Принцип обратной связи: в учебном процессе должна существовать регулярная коррекция действий учащегося.
Принцип дозирования учебного материала: учебная информация должна подаваться не сплошным потоком, а отдельными дозами – кадрами.
Помимо этого программированное обучение включает: а) шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала; в состав шага включаются три взаимосвязанных звена – информация, операция обратной связи и контроль; б) индивидуальный темп и управление в обучении; в) использование технических средств обучения.
Алгоритмическое обучение, так же как и ПО, строится на кибернетическом подходе и определяет дидактический процесс как последовательное применение общих схем (алгоритмов) усвоения знаний: 1) выделение условий, необходимых для осуществления учебных действий; 2) выделение самих учебных действий; 3) определение способа обратной связи (в первую очередь между обучающимися и результатами их учебных действий).
К числу ограничений программированного и алгоритмического видов обучения относится недостаточное стимулирование творческих процессов.
Чувств,
Потребностей,
Знаний,
Идеалов,
Творческих способностей.
Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.
ЭВ осуществляется комплексом средств. Оно связано с теорией ЭВ и на практике реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей..
Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.
БИЛЕТ 33
Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Его хронологические границы приходятся от 10-11 до 14-15 лет. Основное противоречие подросткового периода — стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них - разрешается в эмоциональном общении со сверстниками (по Д.Б.Эльконину).
Возраст характеризуется интенсивным ростом, усиленным обменом веществ, формированием и активным функционированием желез внутренней секреции – «гормональной бурей». Физиологические изменения приводят к изменениям в поведении детей. В этот период подросток демонстрирует следующие поведенческие реакции: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, интерес к противоположному полу, появление хобби-реакций.
Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность.
Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии).
БИЛЕТ 34
Подростковый период - это период наиболее интенсивного личностного развития. Центральным новообразованием подростничества, является чувство взрослости, которое выражается в потребности быть и считаться взрослым. Выделено и описано несколько способов выражения взрослости: подражание внешним признакам взрослости, равнение подростков-мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», социальная и интеллектуальная взрослость. Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, связанную с заинтересованностью собой, анализом и оценкой себя. Подростковый эгоцентризм проявляется в двух феноменах: феномен «воображаемой аудитории» и «личный миф».
БИЛЕТ 35
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление.Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятсяформально-логическими операциями.Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.
Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения,начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.
Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализациятаких психических функций, каквосприятие и память. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения.
Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения.Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.
В подростковом возрасте в формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества - концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Л.С.Выготский говорил, что для подростков характерна «не слабость воли, а слабость цели». Другими словами, цели, которые подросток ставит перед собой, часто не наполнены для него личностным смыслом, ситуативны и заимствованы у других. Это приводит к быстрой смене целей. Иногда подросток ставит перед собой цель, делает определенные шаги в направлении ее достижения. Но столкнувшись с трудностями теряет к ней интерес. Развивать волевое поведение подростка следует, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая возникающие намерения.
Мотивация учащихся – это очень важный этап на пути формирования у учащихся мотивов, которые могут придать учёбе смысл, а сам факт учебной деятельности сделать важной целью для ученика или студента. В ином случае успешное обучение станет невозможным. Мотивация к обучению, к сожалению, сама по себе проявляется довольно редко. Именно по этой причине нужно использовать различные методы её формирования, чтобы она могла обеспечивать и поддерживать плодотворную учебную деятельность на протяжении продолжительного периода времени.
Методы:
1) Создание ситуаций занимательности - это процесс внедрения в учебные занятия интересных и занимательных опытов, жизненных примеров, парадоксальных фактов, необычных аналогий, которые будут привлекать внимание учащихся, и вызывать у них интерес к предмету изучения.
2) Эмоциональные переживания – это переживания, которые создаются путём привидения необычных фактов и проведения опытов во время занятий, а также вызываются масштабностью и уникальностью излагаемого материала.
3) Сопоставление научных и житейских толкований природных явлений – это такой приём, в котором приводятся какие-то научные факты и сопоставляются с изменениями в образе жизни людей, что взывает в учащихся интерес и желание узнать больше, т.к. это отражает действительность.
4) Создание ситуаций познавательного спора – данный приём основывается на том, что спор всегда вызывает повышенный интерес к теме. Привлечение учащихся к научным спорам способствует углублению их знаний, приковывает их внимание, вызывает волну интереса и желание разобраться в оспариваемом вопросе.
36. Развитие социального поведения подростков , Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками .
Важный фактор психического развития в подростковом возрасте - общение со сверстниками. Сейчас оно становится ведущей деятельностью.
В подростковый период потребность в близких друзьях резко возрастает. Подростки стремятся освободиться от родительской опеки, заменив ее доверительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями, с которыми находятся общие интересы и с помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одиночества.
По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятся все более открытыми, причем между девочками возникает более тесный эмоциональный контакт, чем между мальчиками.
Анализ задач, стоящих перед подростками в области социальной адаптации и установления межличностных отношений, должен учитывать по крайней мере шесть важнейших потребностей молодых людей:
1. Устанавливать с окружающими теплые, содержательные, приносящие удовлетворение отношения.
2. Дополнять дружбу детских лет новыми знакомствами с людьми, имеющими иное воспитание, опыт и взгляды.
3. Быть принятыми и признанными в социальных группах и занимать в них определенное положение.
4. Переходить от дружбы и игр со сверстниками того же пола к гетеросоциальным контактам.
5. Узнавать модели отношений с противоположным полом, принимать и практиковать их (что способствует развитию личности и социальной адаптации, правильному выбору партнера и впоследствии — удачному браку).
6. Избирать приемлемые мужские и женские социальные роли и осваивать подобающее своему полу поведение.
В мотивах равнения подростка на сверстников отражаются жизненно важные для них проблемы:
1. утверждение собственных возможностей;
2. приобретение качеств взрослого через равнение на "более взрослого" товарища;
3. стремление к дружбе, желание быть признанным и принятым;
4. взаимоотношения с другим полом;
5. защита собственного достоинства.
Одна из острейших проблем подростков — одиночество. Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависимые подростки преодолевают его, полагаясь на внешнюю поддержку.
Для подростков среднего возраста характерно стремление стать членами какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Подростки добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней, добиваясь успехов в чем-либо, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая всебе качества, которые нравятся окружающим, и овладевая навыками общения [9,383].
В своем психосоциальном развитии человек проходит через три фазы: аутосоциальную, гомосоциальную и гетеросоциальную. Одна из важнейших задач — благополучно пройти гетеросоциальную ступень и найти друзей обоих полов.
Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.
Подростки — особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к “подростковой” общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.
В подростковом возрасте возрастает интерес к противоположному полу: если 8-10-летние выбирают для игр и других форм взаимодействия преимущественно партнеров одного с ними пола, то 13-14-летние - противоположного. Все больше используются формы поведения, прямо или косвенно связанные с половой ролью.Подростки начинают ходить на свидания.
Свидания позволяют удовлетворить ряд важных потребностей подростка: они дают ему возможность развлечься; создают условия для дружеского общения; становятся средством определения и повышения своего социального статуса; помогают обогатить социальные навыки; способствуют приобретению сексуального опыта; помогают выбрать спутника жизни; способствуют установлению близких отношений.
Трудности некоторых подростков во взаимоотношениях с противоположным полом обусловлены их повышенной застенчивостью.
Итак, период отрочества является очень значимым для развития полноценного общения. Так, те школьники, которые в 12-14-летнем возрасте были ориентированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных. Неврозы, нарушения поведения, склонность к правонарушениям также наиболее часто встречаются у людей, испытавших в детском и подростковом возрасте трудности во взаимоотношениях с ровесниками.
Взаимоотношения с взрослыми.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка к взрослым. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Связь педагогике с другими науками.
СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ ... Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, например данных других наук о человеке, что в общем виде дает наиболее полную картину изучаемого. Очень тесно педагогика связана с психологией. Существует несколько узлов связи между ними. . Педагогическая и возрастная психология является связующим звеном, как бы мостом между педагогическими и психологическими науками. Еще одна дисциплина, с которой тесно связана педагогика, – это физиология. Для того
чтобы понять механизмы управления физическим и психическим развитием обучаемого, необходимо знать закономерности жизнедеятельности организма в целом, отдельных его частей, функциональных систем. Например, знание закономерностей развития высшей нервной деятельности помогает педагогической науке подбирать правильно развивающие, обучающие технологии, а также инструменты для достижения оптимального результата развития личности. Данные, полученные с помощью социологии, позволяют более глубоко осмыслить проблемы социализации личности. Например, результаты социологических исследований являются хорошей базой для проведения профессиональной ориентационной деятельности, составления базы для студенческого досуга и т. д.
Так как педагогическая наука берет свое начало в философских науках, то связь этих дисциплин очевидна. Философские знания являются базой для осмысления образования и воспитания в современной системе педагогических наук.
Кибернетика открывает для педагогики новые возможности для исследования процессов воспитания и обучения. Используя данные, полученные с помощью кибернетики, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.
Подводя итог межпредметным связям, необходимо отметить, что в педагогических исследованиях очень активно используются не только перечисленные науки, но и много других дисциплин: юриспруденция, экономика, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки. Каждая из перечисленных наук помогает гармоничному, быстрому развитию педагогической науки как в целом, так и в отдельных ее направлениях.