Познавательный интерес личности
От того, насколько динамично, полно и ярко будут развиваться потребности индивида, культура в целом, зависит поступательное движение общества. Акцент на потребностях и интересах личности обусловлен тем, что они образуют ядро ее структуры. Психологическая наука важное значение придает определению личности. У.Джемс отмечал, что «личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим. Иначе говоря, человек есть то, что он имеет... Своим человек считает не столько те вещи, которые он себе присвоил, сколько то дело, то общественное целое, в которое он себя включил» (Джемс У., 1991. С. 9).
Развитые Джемсом положения о личности в целом оказали большое влияние на становление многих областей персонологических исследований, например, самоосознания, самооценки, уровня притязаний, интереса личности в целом, познавательного интереса, мышления и пр.
Интересы, в частности, познавательные интересы, психологи и педагоги рассматривают и изучают с различных сторон, но все исследователи сходятся в том, что интерес является частью общей проблемы воспитания и развития. Изучению психологической природы интереса посвящены работы И. Ф. Беляева, Л. А.Гордон, А. А. Невского, И. М. Цветкова и др. Психологи А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, М. Ф. Морозов и др. рассматривают познавательный интерес как мотив. Рассмотрению интересов, в основе которых лежат потребности, были посвящены работы Л. С. Выготского, Л. С. Макаренко, Я. Л. Коломинского. У. Джемс раскрывает биологическое происхождение интереса. Физиолог И. П. Павлов связывает появление интереса с безусловным ориентировочным или исследовательским рефлексом.
Учебные интересы развиваются на основе потребностей и обуславливаются ими. По определению И. Ф. Харламова «Интерес – это эмоционально окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации и придающая деятельности человека увлекательный характер» (Харламов И.Ф., 1990. С. 107).
В работах ряда педагогов познавательный интерес рассматривается как важное средство обучения (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский и др.) Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных активизации обучения (М. А. Данилов, М. Н. Скаткин).
Основываясь на учении И. П. Павлова, Л. С. Выготский писал: «Основной формой проявления инстинкта в детском возрасте является интерес, т.е. особая направленность психического аппарата ребенка на тот или другой предмет» (Выготский Л.С., 1994. С. 118). Он рассматривал интерес как естественный двигатель детского поведения, который является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. И далее Л. С. Выготский отмечает, что именно поэтому основное правило требует построения всей воспитательной системы и всего обучения на точно учтенных детских интересах.
Понятие познавательного интереса более сложное и широкое, его нельзя заключить в узкие рамки биологического явления. С. Л. Рубинштейн охарактеризовал познавательный интерес как сложное отношение, которое носит двусторонний характер. В нем в единстве выступают объект интереса, т.е. явление, предмет, научная или ученая область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности. «Если меня интересует какой-либо предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен» (Рубинштейн С.Л., 1940. С. 524).
Таким образом, это важное положение в психологии направлено против умозрительного подхода к интересу и показывает, что источником познавательного интереса является жизнь, окружение человека.
Педагогический словарь, суммируя все сказанное дает такое определение этому феномену: «Познавательный интерес – стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности, имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлекс» (Педагогический словарь, 1960. Т.2. С. 139).
А. В. Усова определяет познавательный интерес как не всякий интерес к предмету, она отмечает, что «..характерная его особенность состоит в том, что он носит интеллектуальный характер: в интересующем субъекта предмете выделяются новые стороны, раскрывается сущность наблюдаемых явлений, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости» (Усова А.В., 1979. С.4).
Г. И. Щукина выделила следующие характерные особенности познавательного интереса:
- избирательный характер;
- интеллектуальный характер (или "поисковый" характер в терминологии Н.Г.Морозовой, Л.И.Божович);
- осознанность;
- эмоциональный характер мыслительной и интеллектуальной деятельности;
- волевая направленность;
- мотивированность деятельности.
А.В. Усова выделяет другую характерную черту познавательного интереса – его присутствие во всех процессах познания.
Психологической наукой установлены ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, подлинно познавательный интерес, теоретический интерес.
По уровню значимости и действенности различают виды познавательного интереса, выделенные Г.И.Щукиной:
1. Занимательность – наиболее низкий уровень осознанности и действенности.
2. Частный, узкий, изолированный интерес – выражается как интерес к окружающим фактам без взаимной связи, без осмысления логики предмета.
3. Обобщенный, широкий, неконцентрированный интерес характеризуется интересом к предмету в целом.
4. Интерес специализированный, глубокий, индивидуальный характеризуется наиболее высокой степенью осознанности. Он проявляется: 1) в длительной направленности личности на изучение определенного предмета и потребности в расширении и углублении знаний по этому предмету; 2) в самостоятельном творческом подходе к изучаемым вопросам, дополнительном, более глубоком изучении ряда разделов предмета; 3) в добровольном выборе заданий повышенной трудности по интересующему предмету и их успешное выполнение.
По завершении каждого из этапов изменяются компоненты содержания развития познавательного интереса (компоненты А, Б, В), охарактеризуем кратко каждый из них:
А – предметное содержание познавательного интереса.
Согласно распространенной точке зрения на сущность предметного содержания познавательного интереса в нем необходимо выделить две основные составляющие – систему научных и научно-технических знаний (научные факты, законы, теории, гипотезы, знания о методах научного познания) и виды познавательной деятельности (исследовательская деятельность учащихся экспериментального, теоретического и научно-технического характера; воспроизведение и осмысление «готового знания»; деятельность по применению знаний);
Б – устойчивость познавательного интереса – свойство, определяющее его силу и действенность. Критериями сформированности этого компонента явилась необходимость (низкая степень устойчивости) или отсутствие (высокая степень устойчивости интереса к познанию) в дополнительном стимулировании;
В – содержание взаимосвязи познавательного интереса с интересами другого рода (профессиональными, социального порядка и др.) характеризующее степень его социально-ценностной направленности. Степень социально-ценностной направленности познавательного интереса определяется в его сконцентрированности на знаниях и способах деятельности, ценных по своему социальному назначению.
Значение формирования познавательных интересов учащихся
Важнейшим источником учебной деятельности является познавательный интерес, непосредственно ориентированный на социальную значимость усвоения. Значит, познание, усвоение не являются самоцелью, но являются необходимым средством включения человека в трудовую деятельность, в систему общественных отношений, для определения его места в ней. «Учитель должен не только обеспечить усвоение знаний, но и развить важные качества личности, такие как любознательность, наблюдательность, сообразительность, моральную и эмоциональную устойчивость, твердость убеждений» (Выготский Л.С., 1991. С. 43).
Этого невозможно достичь, если ученик не будет воспитываться сам, т.е. «в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика» (там же, С. 82), а учитель должен так организовать процесс обучения, чтобы ему оставалось только руководить и направлять его деятельность. Одно из важнейших условий эффективности, таким образом, организованного учебного процесса является воспитание познавательного интереса у школьников.
Л. С. Выготский писал: «Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность. Даже внешняя мимика интереса показывает, что интерес означает не что иное, как расположение и приготовление организма к известной деятельности, сопровождаемое общим повышением жизнедеятельности и чувства удовольствия» (там же, С. 118).
Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников.
Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию.
Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче обучения, умственного развития и воспитания личности – интерес является связующим звеном между тремя его сторонами. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения, могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил в частности А. Н. Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны для разума» (цит. по Коломинский Я.Л., 1986. С. 41).
Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, получаемые знания превращаются не просто в «усвоенную информацию», но в глубоко личный духовный багаж человека. Как уже отмечалось, интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции. Однако значение интереса не исчерпывается этим. В. С. Ротенберг и С. М. Бондаренко в своих исследованиях покачали, что при наличии стрессовых психотравмирующих ситуаций люди, проявляющую поисковую активность, заболевают гораздо реже, чем люди, лишенные такой активности.
Современная педагогика рассматривает в основе интереса сложное сплетение интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, их взаимопроникновение и воздействие друг на друга. Интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика его связь с вниманием. Л. С. Выготский говорил, что «наиболее внимательным может быть тот, кто наиболее рассеян в классе» (Выготский, 1991. С. 159), он раскрыл секрет превращения рассеянности во внимание, который, в сущности, есть «секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое, и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой» (там же).
Всякая деятельность, в том числе и учебная, формируется под влиянием потребностей, которые лежат в основе интересов человека. Необходимость в овладении знаниями – это специфическая человеческая потребность, которая реализуется через усвоение общественного опыта (система выработанных понятий, способов действия).
Потребность в приобретении знаний реализуется в мотивах. Являясь побудительной силой деятельности, тем, ради чего она осуществляется, мотивы учебной деятельности носят динамический характер, они изменяются в зависимости от социальных установок личности, условий ее формирования и развития в процессе обучения.
Познавательные мотивы в обучении имеют очень большое значение, они стимулируют овладение, как содержанием знаний, так и способами их усвоения.
Исключительно важно формирование у учащихся позитивных мотивов к обучению, которые, в свою очередь, зависят от характера выполняемых работ, обстановки в классе или дома, отношения к нему учителя и т.д., то есть все зависит от содержания и характера обучения, от обстановки и условий учебной деятельности, ее влияния на школьника.
В связи с этим становится ясной необходимость учета основной установки воспитания, которую в педагогической науке принято называть целевой установкой каждого воспитательного акта.
В мотивах конкретизируется цель и тот результат, которого ученик ожидает от своей учебной деятельности.
Подводя итог вышесказанному, можно увидеть, что мотивы как сознательно поставленная цель формируются на основе потребностей и интересов. К более высокому уровню внутренних стимулов познавательной активности учащихся относится установка. Сущность установки как психологического явления раскрыта в трудах грузинского психолога Д. Н. Узнадзе (1966).
С точки зрения психологии реакции установки имеют три необходимых момента, которые возникают при полном протекании какой-либо реакции. Первый – это наличие соответствующего раздражителя (внешнего или внутреннего), далее следует момент центральной переработки этого импульса, и третий момент реакции – ее ответный эффект.
У ученика, как правило, есть общая установка по отношению к учению в целом. Этовыражается в том, что ученик или сознательно стремится к овладению знаниями и, как следствие, старательно учится, или же не придает серьезного значения учебной работе для своего будущего определения вжизни и в этом случае не проявляет должного прилежания.
Итак, мы можем сказать, что «...всякое обучение возможно постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка» (Выготский, 1991. С. 155).
И для педагога должно стать правилом: «прежде чем объяснить – заинтересовать, прежде чем заставить действовать – подготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку; прежде чем сообщать что-нибудь новое – вызвать ожидание нового» (там же, с. 155).
В заключениеможно сказать, что познавательный интерес и положительные мотивы к обучению становятся очень важными стимулами к тому, чтобы из объекта воспитания ребенок стал субъектом, то есть лицом, заинтересованным в своем воспитании, сознательно и активно содействующим, помогающим учителю.
Кроме того, последние десятилетия характеризуются ростом внимания к развитию творческих возможностей учащихся. Необходима такая серьезная организация учебного процесса, чтобы она прямо воздействовала на мотивацию учения каждого школьника, содействовала формированию творческого ученического коллектива класса, воспитанию в этом коллективе уважительного, ответственного отношения к учению и через этот коллектив влиять на формирование личности каждого школьника, на его мотивацию, общую направленность, творческое развитие.