Метод «кейс-стади» (case-study)
Метод «кейс-стади» - этот метод обучения на развернутых практических ситуациях, имитирующих реальную деятельность, на типичных примерах и частных случаях. Он является базисом технологии «ситуативного обучения». Фактически это аналог метода анализа конкретных ситуаций (АКС) с некоторой его модификацией.
Анализ научных источников свидетельствует о существовании большого количества дефиниций относительно сущности понятия «ситуативное обучение». Взгляды ученых условно можно поделить на три направления:
1) одна из форм организации учебного процесса; 2) метод проведения занятия; 3) технология обучения (интерактивная, личностно-ориентированная).
Кейс-стади – это вид учебного занятия, сочетающий в себе несколько (преимущественно интерактивных) методов (самостоятельная работа с научной литературой, учебной информацией, документами; анализ конкретных ситуаций; мозговой штурм; дискуссия; метод проектов и др.) и форм (практического занятия, семинара, деловой или ролевой игры и др.) обучения. Речь идет о таком виде аудиторного занятия, на котором слушатели, предварительно изучив информационный пакет учебного материала – «кейс», ведут коллективный поиск новых идей, а также определяют оптимальные пути, механизмы и технологии их реализации.
Кейс-стади – основной метод технологии «ситуативного обучения». Он создает объективные возможности слушателям для обмена мнений, выражения собственных позиций и для приобретения навыков конструктивного поиска решений практических проблем, возникающих в реальной жизни и деятельности организации или субъекта.
Понятие «ситуативное обучение» пришло в научно-педагогический лексикон из теории и практики преподавания экономических дисциплин. Оно не относится к устоявшимся категориям дидактики и вызывает много споров по поводу правомочности использования такого термина. Тем не менее, когда речь идет о «ситуативном обучении», имеется в виду обучение принятию решений (особенно корпоративных), в нестандартных, меняющихся ситуациях жизнедеятельности в разных ее сферах (экономической, политической, социальной, педагогической и других).
Цель технологии ситуативного обучения состоит в том, что основной акцент делается не на овладение готовыми знаниями, а на их самостоятельном добывании в процессе субъект-субъектного взаимодействия в дихотомических системах «преподаватель-слушатель». Партнерство в процессе овладения знаниями (общение на равных) является одним из основных принципов данной технологии обучения.
Использование метода «кейс-стади» особенно ценно при изучении тех разделов учебных дисциплин, где необходимо осуществить сравнительный анализ и где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а имеется несколько научных подходов, взглядов, точек зрения. Речь идет о решении ситуаций с множеством переменных величин.
Результатом использования «кейс-стади» являются не только полученные знания, но и сформированные навыки профессиональной деятельности, профессионально-значимых качества личности.
Признаки метода«кейс-стади»:
· командная работа слушателей в творческих группах;
· моделирование реальной динамической ситуации, которая может возникнуть в той или иной организации (в кейсе отображается максимально реальная ситуация действительности);
· наличие в ситуационном задании проблемы или конфликта (проблема может быть задана или условиями игры или объективно возникать при необходимости управления объектом в условиях смены ситуации);
· не полная формализация ситуации и наличие в ней неопределенности, которая требует самостоятельных не шаблонных решений;
· динамичность окружения и ее зависимость от предыдущих решений участников кейса;
· наличие мотивации, которая побуждает участников игры действовать как в реальной жизни.
Рекомендации по процедуре проведения занятия с использованием метода «кейс-стади».
Предварительно, до начала занятия, материалы ситуации (кейсы) раздаются слушателям, которые знакомятся с ними самостоятельно.
Учебную группу необходимо разделить на команды (рабочие группы) по 5-6 человек в каждой. На протяжении 1,5 – 2 часов (в зависимости от ситуации время может быть иным) ситуация рассматривается в подгруппах в разных аудиториях или в одной но так, чтобы команды друг другу не мешали. После чего группа собирается в полном составе и, после аргументированного представления каждой командой своей версии, начинается дискуссия. Каждая команда обговаривает не только свою позицию, но и своих коллег.
Мастер– класс
Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.
Форма работы мастер-класса зависит от наработанного мастером стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интереснейшего мероприятия. Мастер-классы способствуют личностной ориентации студента, формированию его художественных вкусов и культурных интересов, вводят молодого человека в мир гуманитарной культуры.
Мастер-класс характеризируется следующим:
· метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
· создание условий для включения всех в активную деятельность;
· постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
· приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса;
· формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
· представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
· процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
· форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Целью проведения мастер-класса является:
-профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента.
В это понятие вкладывается, прежде всего, развитие в ходе мастер-класса способности студента самостоятельно и нестандартно мыслить. В контексте мастер-класса профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение быстро и качественно решать образовательную задачу в практическом поле выбранного предмета
Задачами являются:
· преподавание обучающемуся основ профессионального отношения к избранной специальности.
· обучение профессиональному языку той или иной науки (экономической, юридической, искусствоведческой и т.д.).
· передача продуктивных способов работы - прием, метод, методика или технология.
· адекватные формы и способы представления своего опыта.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых норм. В большинстве своем, она основывается как на педагогической интуиции преподавателя ("учителя"), так и на художественной восприимчивости студента ("ученика"). Мастер-класс - это двусторонний процесс, и отношения "учитель-ученик" являются совершенно оправданными. Поэтому мастер-класс нередко называют школой
Требования к написанию аннотации и критерии ее оценки
Аннотация(от лат. annotatio — замечание) или резюме(от фр. résumé —
«сокращённый») — краткая характеристика издания: рукописи, монографии,
статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.
Аннотациядаёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?»
Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме.
Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника.
Аннотация может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста), и содержать пассивные конструкции — глагольные и
причастные.
http://ru.wikipedia.org/wiki /
Требования к написанию аннотации
Аннотация включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Аннотация может включать сведения об авторе первичного документа и достоинствах произведения, взятые из других документов.
Аннотация также содержит сообщение об изменениях заглавия документа или авторского коллектива и год выпуска предыдущего издания (при переиздании), год, с которого начат выпуск многотомного издания, указание о принадлежности автора к стране (на документы, переведенные с иностранных языков).
В аннотации на произведения художественной литературы должны быть указаны сведения о литературном жанре, период, к которому относится
творчество автора, основная тема и проблема произведения, место и время
действия описываемых событий.
Аннотация на периодические и продолжающиеся издания включает данные о задачах, целях, характере издания, об объединении, разделении,
возобновлении или прекращении выпуска и других изменениях в издании.
Оформление аннотации
Текст аннотации должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации.
Аннотация на издания, кроме литературно-художественных, включает следующие сведения:
краткое раскрытие темы издания (отражение специфики содержания, общая тематика или общий замысел);
отличия издания от других, родственных по тематике и/или от предыдущих изданий произведений того же автора (новизна содержания, освещение неизвестных фактов или оригинальность их трактовки);
целевое назначение и читательский адрес издания;
вид издания (по ГОСТ 7.60) или жанр публикуемого произведения;
изменение заглавия документа или авторского коллектива и год выпуска
предыдущего издания (при переиздании).
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗАУРУСА
Тезаурус-
1) одноязычный толковый или тематический словарь, максимально охватывающий лексику (или определенную тематическую лексическую группу) данного языка;
2) полный систематизированный набор данных о какой-либо области знаний, позволяющий человеку в ней ориентироваться.
Требования к оформлению и критерии оценивания тезауруса
Тезаурус может быть составлен как по отдельной теме, так и по дисциплине в целом.
При составлении тезауруса необходимо учитывать:
1) соответствие понятий дисциплине или теме;
2) понятия должны быть расположены в алфавитном порядке;
3) нужно указать источник, откуда вы взяли определение понятия; желательно найти разные определения одного понятия;
4)отсутствие фактических, орфографических, пунктуационных, синтаксических, стилистических ошибок.
Реферат
Реферат (от лат. refero – докладываю) есть краткое изложение (письменно или в форме публичного доклада) содержания научной концепции, книги, проблемы; доклад на определенную тему, освещающий ее вопросы на основе обзора литературных источников, учебно-методических пособий, монографий и т. п. Студенту в ходе написания реферата необходимо оценить значимость высказанных авторами мыслей, выявить практическую актуальность и ценность отдельных положений и рекомендаций, сравнить позиции различных авторов по конкретному вопросу. При написании реферата целесообразно идти по пути последовательного изложения содержания изучаемых источников, а, выделив основную проблематику и концентрируя на ней внимание, самостоятельно логически выстраивать изложение проблемы.
Тематика рефератов направлена на углубленное изучение отдельных наиболее интересных тем. Формулировка большинства рефератов предполагает аналитический либо историко-хронологический тип исследования материала.
В ходе подготовки реферата студент должен продемонстрировать знания и навыки, полученные при изучении курса, выбрать нужные источники, проанализировать их, составить план, структурировать материал. В содержании реферата должны быть отражены знания, полученные по смежным дисциплинам, таким как «История музыки», «История мировой культуры», «Обществознание», «История»; навыки систематизации и обобщения изученного материала.
Структура реферата:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Краткое заключение.
6. Список литературы.
Во введении обосновывается избранная тема, дается краткий анализ литературы по соответствующей проблеме, степень ее разработанности в литературе. Основная часть состоит из отдельных параграфов, в которых излагается материал, раскрывающий тему. Важно показать эволюцию осмысления данной проблемы, раскрыть позиции разных авторов и дать собственный взгляд на рассматриваемую проблему. В заключении содержатся выводы, рекомендации, раскрывается значимость рассматриваемых вопросов. В конце реферата дается полный список используемой литературы, оформленной в соответствии с существующими нормами.
Оценивается реферат по следующим критериям:
- умение работать с библиографическим материалом;
- умение аргументированно обосновать свою точку зрения на изучаемую проблему;
- логичность и научная грамотность изложенного материала;
- новизна, качество использованной литературы;
- самостоятельность.
ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА