Формирование звукового анализа – выделение первого ударного звука в составе слога.
Логопед произносит слоги, в составе которых присутствует звук [а], ребенок должен поднять флажок, если услышит звук [а] в начале слога.
Развитие мелкой моторики рук – пальцевая гимнастика.
Логопед предлагает ребенку сконструировать лодку из бумаги. Логопед демонстрирует правильное выполнение задания, а ребенок затем ребенок выполняет задание без вмешательства логопеда (конструирование выполняется из плотной шершавой бумаги). Предварительно обучение проходило в группе.
Итог занятия.
Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука они отрабатывали на занятии.
Конспект № 2
Тема:
Автоматизация звука [ж].
Цель:
1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;
2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
3. Закрепление правильного произношения звука [ж] (изолированном произношении и в слогах);
4. Развитие фонематического слуха;
5. Развитие мелкой моторики.
Оборудование:
Материал для развития мелкой моторики.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры
Массаж лба
Упражнение № 1
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: поглаживание лба от середины к вискам.
Упражнение № 2
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: разминание лба от середины к вискам.
Упражнение № 3
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: растирание лба от середины к вискам.
Упражнение № 4
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: выполнение спиралевидных движений от середины
лба к вискам.
Упражнение № 5
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
Описание: постукивание лба от середины к вискам.
Массаж щек
Упражнение № 1
Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;
Описание: выполнение вращательных поглаживающих
движений по поверхности щек.
Упражнение № 2
Цель: укрепление и активизация мышц лица и мышц мягкого
неба;
Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от
точки ДИ-ЦАН до точки А; затем, массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24 J до точки ЦЗЯ-ЧЕ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ.
Массаж скуловой мышцы
Упражнение № 1
Цель: укрепление скуловой мышцы;
Описание: растирание скуловой мышцы от середины
подбородка к мочкам ушей.
Упражнение № 2
Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу;
Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.
Упражнение № 3
Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю
губу и угол рта;
Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата
Изолированное выполнение артикуляционных упражнений. Упражнения: «Забор», «Окно», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер», «Жук».
Поочередное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом;
4. Автоматизация звука [ж] в слогах Ребенку предлагается воспроизвести слоги:
Жда-ждо – жду-жды
Ждо-жду-жда-жды
Жду-ждо-жды-жда
Ждо-жды-жду-жда
Жна-жно-жну-жны
Жно-жну-жны-жна
Жну-жны-жна-жно
Жны-жно-жну-жна
Джа-джо-джу-джи
Джо-джу-джи-джа
Джу-джи-джо-джа
Джи-джо-джу-джа
5. Развитие фонематического слуха Выделение слов на звук [ж] из скороговорок. Ребенку предлагается прослушать скороговорки и, если он услышит слово со звуком [ж], то он должен хлопнуть в ладоши.
Жук жужжит: «Жу-жу-жу!»
Я живу, не тужу,
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу.
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
6. Развитие мелкой моторики
Ребенку предлагается выложить аппликацию «жук» (по контуру) с помощью зерен гречихи.
7. Итог занятия
Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука отрабатывали на занятии.