Комплекс упражнений логопедического массажа

При паретическом синдроме

Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения проводятся интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания.

Массаж лба

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Упражнение № 1

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.

Методические рекомендации.

Поглаживания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Массажные движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день.

Упражнение№ 2

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: разминание лба от середины к вискам.

Методические рекомендации.

Разминания осуществляются вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. Разминающие движения выполняются 6–8 раз, 2 раза в день.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Упражнение№ 3

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: растирание лба от середины к вискам.

Методические рекомендации.

Растирания осуществляются первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба должен натягиваться. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день.

Упражнение№ 4

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: спиралевидные движения от середины лба к вискам.

Методические рекомендации.

Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Упражнение№ 5

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: постукивание лба от середины к вискам.

Методические рекомендации.

Постукивания осуществляются подушечками пальцев обеих рук. Постукивающие движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день.

Упражнение № 6

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: пощипывание лба от середины к вискам.

Методические рекомендации.

Пощипывания осуществляются указательными, средними и

большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Упражнение № 7

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.

Методические рекомендации.

Растирания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день.

Массаж щек

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Упражнение № 8

Цель: укрепление мышц щек.

Описание: проводится поглаживание, растирание, разминание

мышц щек.

Методические рекомендации.

Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам в течение 6–8 секунд, 2 раза в день.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Упражнение№ 9

Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта.

Описание: вращательные поглаживающие движения по

поверхности щек.

Методические рекомендации.

Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются против часовой стрелки, 8—10 раз, 2–3 раза в день.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Упражнение№ 10

Цель: активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть.

Описание: спиралевидное растирание жевательной мышцы от

висков к углам челюсти.

Методические рекомендации.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются по спирали 8—10 раз, 2–3 раза в день.

Упражнение№ 11

Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих угол рта

и верхнюю губу.

Описание: пощипывание щек.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Методические рекомендации.

Пощипывающие движения осуществляются указательными,

средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывания

выполняются по кругу 6–8 раз, 2–3 раза в день, против часовой

стрелки.

Упражнение № 12. Точечный массаж, вариант№ 1.

Цель: активизация и укрепление мышц, поднимающих верхнюю губу и угол рта. Активизация и укрепление мышц лица и мышц мягкого неба.

Описание: массаж производится одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.

Методические рекомендации.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Взоне точки ИН-СЯН массаж производится подушечкой

большого пальца, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ – подушечкой

указательного пальца и в зоне точки ЭР-МЭНЬ – подушечкой

среднего пальца. Сначала производят поглаживания точек,

затем легкие пощипывания или легкие постукивания точек. Движения выполняются против часовой стрелки (рисунок № 45). Особенности ъ: пощипывания следует производить с силой, по степени терпения ребенка, поглаживания необходимо производить с ослабевающей силой.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Упражнение № 13. Точечный массаж, вариант№ 2.

Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих

верхнюю губу, угол рта, мышц, поднимающих угол рта.

Укрепление и активизация большой скуловой мышцы,

щечной мышцы, подбородочной мышцы и мышц, опускающих нижнюю губу.

Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А. Затем массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24J до точки ЦЗЯ-ЧЭ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Методические рекомендации.

Все массажные движения осуществляются подушечкой

указательного пальца, способом поглаживания.

Осуществляется примерно десять прохождений по всем отрезкам. Поглаживания выполняются против часовой стрелки.

Упражнение № 14. Точечный массаж, вариант № 3.

Цель: укрепление и стимуляция мышц лица.

Описание: проводится поочередный массаж точек БАЙ-ХУЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru Методические рекомендации.

При массировании этих точек производятся

импульсивные резкие надавливания, но в то же время

поверхностные и кратковременные по 2–3 секунды,

с последующим отрывом пальца от точки на

1–2 секунды. Используются так же способы вращения, похлопывания, толкания пальцем и вибрации. Массаж выполняется подушечкой указательного пальца. Вращательные движения осуществляются против часовой стрелки. Массаж одной точки не должен превышать 4 секунд.

Логопед выбирает только один вариант точечного массажа, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае.

Расположение мимических и жевательных мышц

Мимические мышцы лица

(по В.П. Воробьеву и Р.Д. Синельникову).

1 – черепной апоневроз: 2 – лобная мышца; 3 – часть области век круговой мышцы глаза; 4 – глазничная часть круговой мышцы глаза; 5 – медиальная связка век; 6 – латеральная сухожильная полоска; 7 – мышца гордецов; 8 – мышца, сморщивающая бровь; 9 – собственно носовая мышца; 10 – мышца, осаждающая перегородку носа; 11 – круговая мышца рта; 12– мышца, поднимающая верхнюю губу (средняя линия); мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа (медиальная линия); малая скуловая мышца (латеральная линия); 13 – большая скуловая мышца; 14 – мышца, поднимающая угол рта; 15 – верхняя резцовая мышца; 16 – мышца, поднимающая нижнюю губу; 17 – мышца, опускающая угол рта; 18 – подбородочная мышца; 19 – щечная мышца; 20 – ушные мышцы.

Комплекс упражнений логопедического массажа - student2.ru

Жевательные мышцы лица

(по В.П. Воробьеву и Р.Д. Синельникову).

1 – собственно жевательная мышца; 2 – височная мышца; 3 – щечная мышца.

Наши рекомендации