Конспект занятия по рисованию «Нарисуй домик»

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Закрепление знаний о цветах и геометрических формах предметов.

Продолжение обучения детей созданию несложных композиций.

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие познавательных процессов: восприятие, память, мышление.

Выполнение рисунка по образцу. Показ и пояснения педагогом основного способа обследования предмета. Сосредоточение на последовательности действий по выполнению заданий. Запоминание последовательности действий, переключение с одного действия на другое (смена цветных карандашей).

Развитие наблюдательности.

Использование наглядных опор (расположение предметов фланелеграфе) для привлечения внимания детей к обращенной речи, развитие ее понимания.

Продолжение обучения элементарному планированию предстоящей деятельности. Использование способов рисования, освоенных в ходе деятельности вне занятия.

Развитие творчества.

План действий предлагается педагогом. Пооперационный контроль взрослого: применение пояснений, указаний.

Совершенствование лексического состава устной речи.

Называние детьми предмета, образца и его частей, обозначение с помощью речи их признаков, назначения предмета, расположение предмета в пространстве (внутри-снаружи, вверху-внизу, слева-справа). Краткие ответы на вопросы педагога, повторение задания (инструкции) педагога.

3. Коррекционно-воспитательные:

Привлечение внимания детей к теме рисования в повседневной бытовой деятельности и на самом занятии.

Формирование навыков аккуратности в работе.

Развитие эмоциональной отзывчивости.

Материал для занятия – рисунок «Нарисуй домик», простые и цветные карандаши (12 цветов), альбомные листы.

Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т.е. зрительно обследовать. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности, что в свою очередь позволяет ребенку составить целостное и в тоже время детальное представление об объекте.

Перед занятием должна пройти предварительная работа – вспомнить какие геометрические фигуры изучали на прошлых занятиях, найти фигуры в окружающем пространстве (в группе), проговаривание (окно - это прямоугольник, зеркало - круг, крыша домика для кукол - треугольник и т.д.), рассматривание иллюстраций, для того чтобы вызвать интерес к предстоящему занятию, активность детей, желание вообще заняться изобразительной деятельностью.

Структура занятия:

Вводная часть - 3мин.

Беседа о составных частях домика (стены, крыша, окно), о том, что можно нарисовать рядом с домиком, ознакомление с композицией на фланелеграфе для примера - 5 мин.

Физминутка (пальчиковая гимнастика) - 2 мин.

Основная часть занятия - 20 мин.

Итог занятия - 5 мин.

Ход занятия:

Вводная часть

«Ребята, мы с вами читали сказку про Красную Шапочку, которая ходила в гости к бабушке. Сегодня на занятии будем рисовать домик, в котором жила бабушка. Давайте вспомним, какие мы знаем дома?» Здесь предполагается ответная реакция детей (большие-маленькие). Также параллельно следят за тем, как педагог выстраивает композицию на фланелеграфе. Затем анализируется структура изображения на картине, форма, пропорции и расположение частей домика.

П.: «Дом стоит на земле или висит в воздухе, или располагается на небе?»

Д.: «Внизу». «На земле».

П.: «Каждый дом имеет стены (на фланелеграф ставится стена — прямоугольник желтого цвета). Обратите внимание, прямоугольник ровный, линии прямые. Что еще надо построить для того, чтобы получился дом?»

Д: «Крышу» (хором). «Маму» (один неуверенный ответ).

П: «Правильно, крышу. Крыша находится сверху стен и защищает дом от дождя и снега, поэтому она плотно прилегает к стенам дома, чтобы ни снег, ни капли дождя не попали в дом. Крыша треугольной формы. Обратите внимание, все стороны у крыши ровные. А что еще не хватает в нашем доме?»

Д: «Стола». «Телевизора». «Родителей».

П: «Давайте подумаем. В доме живет бабушка. Но как же ей зайти в дом?»

Д: «Надо дверь».

П: «Надо нарисовать дверь. Мы нарисуем ее слева. Дверь прямоугольной формы, посмотрите внимательно по размеру она меньше стены. Нарисуйте ее красиво, ровно. Пусть она будет открыта (см. образец), чтобы бабушка смогла зайти в дом. Надо не забыть нарисовать лестницу (ориентировка только на образец, без словесной инструкции). Запомнили?»

Д: « Надо еще окошко нарисовать».

П: «Окно мы нарисуем обязательно. Вы запомнили, что и в какой последовательности мы будем рисовать? Повторите».

Д: «Стены. Крышу. Дверь».

П: «Правильно. Молодцы. Очень хорошо, что вы вспомнили про окно. Окна бывают разных форм: квадратные, прямоугольные, бывают даже круглые. Мы с вами нарисуем окно квадратной формы. На стене по центру будет расположено одно окно. Постарайтесь нарисовать его красиво, аккуратно».

Закрепление понятий пространственной ориентировки. Затем идет анализ цвета на картине – на земле растет зеленая трава, небо голубого цвета, солнце желтого цвета. И после всего этого – целостное восприятие картины.

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Раздаётся снова стук.

На руке твоей другой пальчик постучал большой.

Мы по очереди всеми будем пальцами стучать и, конечно, отдыхать.

А теперь мы будем киски. Эй, не подходите близко.

Поцарапаем немножко. Не ребята мы, а кошки.

Теперь приступим рисовать.

Основная часть занятия– самостоятельная деятельность детей.

Сначала выполняется набросок рисунка простым карандашом. «Внимательно смотрим, вспоминаем, какое солнышко круглое, высоко на небе. Дом - на земле». «Давайте возьмём лист бумаги, желтый карандаш и раскрасим солнышко. Теперь травка, она зелёная. Где у нас зелёный карандаш?»

Ведется индивидуальная работа с детьми, педагог подходит к каждому ребенку и с помощью рекомендаций направляет ребенка.

Итоговая часть.

П: «Ребята, занятие закончилось. Покажите, что у вас получилось. Всё сделали правильно?»

Дети показывают свои рисунки. Все довольны результатами своей работы. Считают, что ошибок ни у кого нет. Когда педагог указывает на ошибки, дети на слова педагога не реагируют, не расстраиваются. Анализ рисунков детей.

Список литературы:

1. Е.А. Ержанова. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология. - 2003. - № 6

2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студентов ВУЗ / под. ред. Б.П.Пузанова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006

3. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студентов сред.пед.заведений Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2005. - 480с.

Наши рекомендации