Общая характеристика анкетирования
АНКЕТЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНКЕТИРОВАНИЯ
Цели анкетирования
Целью анкетирования является осуществление сбора фактологического и проблемного материала для дальнейшего использования в маркетинговом аудите, консультировании и развитии маркетинга в Университете Педагогического Мастерства (УПМ).
Применяемые методики
Основными использованными методами являлись методы маркетингового и социологического анкетирования.
При разработке вопросов использовались методы постановки проблемных вопросов при помощи семантического подхода ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) с целью лучшего выявления проблем и возможности дальнейшей обработки информации инструментами ТРИЗ.
Разработка анкет
В соответствии с техническим заданием анкеты должны выявить состояние маркетинга в университете УПМ, предложить вопросы для системного анализа университета, показать возможные пути его развития в области платных образовательных услуг.
При разработке анкет был использован структурно-компонентный подход, функциональный подход, процессные модели и другие инструменты ТРИЗ. Большой упор при выборе вопросов был сделан на способы поиска новых решений и анализ возможностей проведения нововведений в университете.
Были выделены проблемные области:
1. Потребности в обучении и потребители образовательных услуг
2. Конкуренты и конкуренция на рынке платных образовательных услуг
3. Партнеры и посредники
4. Образовательные услуги
5. Аудит маркетинга, паблик рилейшнз и реклама университета
6. Прогнозирование развития университета
Первые три блока анкет (п.1, п.2, п. 3) отвечают за анализ внешней среды университета и отражают возможности и разрывы в состоянии университета по сравнению с требованиями внешнего окружения и потребностей слушателей. Второй блок анкет (п.4, п.5, п.6) отвечает за внутреннее состояние и развитие возможностей совершенствования услуг в университете. П.6. (прогнозирование) объединяет концептуально-гипотетическую направленность вопросов для прогнозирования развития платных образовательных услуг университета.
Технические особенности анкет
Анкеты имеют коды для многовариантной группировки, что значительно облегчает факторный анализ материала. При работе анкеты распечатываются на карточках в соответствии с кодами.
Содержание
БЛОК 1. Потребности в обучении и потребители образовательных услуг
1.1. Анкета Кто ваши слушатели?
1.2. Анкета Сегментация слушателей
1.3. Анкета Потребности в услугах обучения
1.4. Анкета Динамизация потребности в обучении
БЛОК 2. Конкуренты и конкуренция на рынке платных образовательных услуг
2.1. Анкета Конъюктурообразующие факторы
2.2. Анкета Оценка конкурентов
2.3. Анкета Ситуационный Анализ конкурентов
2.4. Анкета Досье услуг конкурентов
БЛОК 3. Партнеры и посредники
3.1. Анкета Ситуационный анализ - Партнеры- Посредники
3.2. Анкета Что оказывает влияние на посредников при выборе партнеров -
университетов
БЛОК 4. Образовательные услуги
4.1. Анкета Вопросы по образовательным услугам
4.2. Анкета Параметры конкурентоспособности услуг университета
4.3. Анкета Оценка проектов учебных программ
4.4. Анкета Оценка новых идей и концепций учебных программ
4.5. Анкета Работа со слушателями, закончившими университет
4.6. Анкета Обслуживание слушателей
4.7. Анкета Коммерческая оценка новых услуг обучения
БЛОК 5. Аудит маркетинга, Паблик рилейшнз и рекламы университета
5.1. Анкета Паблик рилейшнз и связи с общественностью
5.2. Анкета Выставочная деятельность
5.3. Анкета Реклама университета
5.4. Анкета Обратная связь рекламы
5.5. Анкета Ситуационный анализ системы сбыта образовательных услуг
5.6. Анкета К анализу силы и слабости университета в конкурентной борьбе
БЛОК 6. Прогнозирование развития университета
6.1. Анкета Вопросы по факторам успеха по сравнению с конкурентами
6.2. Анкета Прогноз изменений внешней среды
6.3. Анкета Тенденции изменения потребностей
6.4. Анкета Прогнозы, Тенденции, Проблемы образования
6.5. Анкета Прогнозирование изменения рынка услуг обучения
6.6. Анкета Прогнозирование изменения услуг обучения
6.7. Анкета Развитие услуг обучения
БЛОК 1. ПОТРЕБИТЕЛИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
АНКЕТА
КТО ВАШИ СЛУШАТЕЛИ
Вм 105
Кто Ваши слушатели, %
(по профессии)
КСР-103
Кто Ваши слушатели?
(по отрасли хозяйства)
1. Наука
2. педагогика
3. Культура
4. Промышленные отрасли
КСР 103
Кто Ваши слушатели?
(по отраслям)
Педагогика дошкольников
Школьников
Наука
Прочее
КПРН 27
Кто Ваши слушатели?
(по сфере общественного использования)
1. Сфера деловая
2. Сфера промышленная
3. Сфера духовная
Кто Ваши слушатели?
(по важности приобретения информации/знаний на курсах)
Важно | Сейчас | Для дохода | До пенсии |
В деловом плане Для работы Для организаторской деятельности Для себя |
КПРН 27
Кто Ваши слушатели?
(по уровням детализации) потребности в обучении
ВМ-104
Кто Ваши слушатели?
(по положению)
1.с высоким социальным статусом
( назовите профессии, должности)
2. со средним социальным статусом
(обыкновенные профессии)
3. с низким социальным статусом
ОМ-256-6
Кто Ваши слушатели?
(по интенсивности обучения)
6.1 слабая
6.2 умеренная
6.3. высокая
Какая интенсивность обучения более подходит вашим слушателям?
6.1 Обычное обучение
6.2 Интенсивное, ускоренное обучение
6.3 Компенсирующее обучение (компенсирующее пробелы в обучении)
КПРН-27
Кто Ваши слушатели?
(по сроку использования услугами)
1. долговременное
2. кратковременное
3. одноразовое
Какое использование услуг университета предпочитают слушатели?
КСР-102
Если Ваши слушатели из организаций?
(по причине спроса)
1. абсолютно новый спрос
2. обновление знаний
3. усовершенствование
СМ-65-3
Кто Ваши Слушатели?
( по степени нуждаемости) в повышении квалификации
1. Нужно постоянно
2. Нужно время от времени
3. Не требуется больше
КСР-103
Кто Ваши слушатели?
(по использованию обучения)
1. Окончательное использование
2. Часть конечного обучения
ОМ-212
Кто Ваши слушатели?
1. используют обучение
1.1 забывают полученные знания до лучших времен
1.2 применяют, как и предполагалось
- в том же объеме
- в неполном объеме
1.3 Развивают дальше
- самостоятельно
- с переквалификацией
- повышая квалификацию
ОМ 256-5
Кто Ваши Слушатели?
( по новизне обращений)
5.1 никогда не учившиеся в Вашем университете
5.2 уже обучавшийся в университете
5.3 потенциальный слушатель университета
5.4 новичок, пришедший в первый раз
5.5 регулярно проходящий обучение и получающий консультации
КСР-33
Кто Ваши слушатели?
по образованию
ВМ 105
Кто Ваши слушатели?
по образованию в %
Педагогическое | Гуманитарное | Техническое | |
1. Неполное среднее 2 Полное среднее 3. Неполное среднеспециальное 4. Полное среднеспециальное 5. Неполное высшее 6. Полное высшее 7. 2 и более высших 8. Курсы переподготовки 9. Факультет повышения квалификации 10. Кандидаты и доктора наук |
ОМ-256-8
Кто Ваши слушатели
( по отношению к обучению)
8.1 восторженное
8.2 положительное
8.3 безразличное
8.4 отрицательное
8.5 враждебное
(резко отрицательное)
АНКЕТА
СЕГМЕНТАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
По Географии
ОМ-256-1
Зависит ли число поступающих от плотности населения
1.1 по районам
1.2 в целом по городу
1.3 по пригородам
ВМ 104
Кто Ваши слушатели
(по городу)
1. Житель прилежащих районной
2. Жители по районам
Василеостровского
Красногвардейского
Дзержинского
Невского
Фрунзенского
Московского
Ленинского
Кировского
Красносельского
Петроградского
Смольнинского
Калининского
Приморского
Выборгского
Др.
ВМ 104
3. Кто Ваши слушатели
(области)
1. Жители близлежащих областей (назовите)
2. Жители области с наличием крупных городов (назовите)
3. Жители области
3.1 С хорошим автобусным сообщением
3.2 С электричками до 30 мин езды
3.3 С электричками до 1 часа езды
3.4 С электричками свыше 1 часа езды
4. Другие (назовите)
5. Жители новых пригородов с предприятиями ВПК
ВМ 104
4. Кто Ваши слушатели?
(по регионам)
1. Жители Новгородской,
Псковской
Архангельской
Других областей
2. Жители стран СНГ
– по странам
3. Иностранцы
-студенты, учащихся Лен Вузов и др.
- студенты, стажирующиеся в России
- другие по странам
-высокоразвитые
- бывшие социалистические
- развивающие
Разные
ВМ 104
Кто Ваши слушатели?
Укажите как в приведенных подразделениях по географическому признаку слушатели различаются по
1. Доходам
2. Культуре
3. Социологических ценностях
4. Полу
5. Возрасту
КПРН-27
Откуда и Кто Ваши слушатели?
( по географии, уровней и распределения расходом)
1. С низким и очень низким доходом
2. С низким и высоким доходом
3. С низким, средним и высоким доходом
4. С преимущественно средним доходом
КПРН-27
Кто Ваши слушатели
( по структуре рынка географии/экономике)
1. Из областей с натуральными ведением хозяйства
2. Из областей сырьевых
3. Из промышленных развивающихся районы
4. Из «спальных» районов
5. Другие
АНКЕТА
КСР 13
Оцените потребность, лежащую в основе услуг обучения и формирующую рынок обучения
КСР 16-2
Каковы потребности Ваших слушателей
( по степени удовлетворения)
Могут быть
1. полностью удовлетворены
2. не полностью удовлетворены
3. не удовлетворены
КСР 16-3
Каковы потребности Ваших слушателей
( по массовости распространения)
Географически всеобщая
Региональная
В пределах страны
Социально-всеобщее
Внутри национальной общности
Внутри социальной группы
Внутри социальной группы по образованию
Внутри социальной группы по доходам
КСР 16-4
( по временным параметрам потребления)
1. единично удовлетворяемая
2. дискретно удовлетворяемая
3. периодически удовлетворяемая
4. непрерывно удовлетворяемая
КСР 16-4
(по временным параметрам)
1. Остаточные (прошлые)
2. Текущие (настоящие)
3. Перспективные (будущие)
4. Дальнесрочные
КСР 16-5
( по широте проникновения в различные сферы жизни)
1. Моносферные
2. Олигосферные
3. Полисферные
КСР 16-10
( по сложившемуся общественному мнению)
1. социально-негативные
2. социально-нейтральные
3. социально-позитивные
КСР 16-14
( по степени эластичности)
1. слабоэластичные
2. эластичные
3. высокой эластичности
КСР 16-15
( по степени текущей настоятельности)
1. слабой интенсивности
2. нормальная
3. повышенной интенсивности
4. ажиотажная (экстремальная)
КСР 16-16
( по причине возникновения)
1. естественная
2. импульсивная
3. внушенная
- другими слушателями
- модой
-рекламой
КСР 16-17
( по свободе удовлетворения)
1. Свободные
2. Деформированные
2.1 низкой степени
2.2 средней степени
2.3 высокой степени
КСР 16-19
(по характеру удовлетворения потребностей)
1. Связанные со здоровьем
2. психологические
3. Социально-обусловленные
4. Ресурсные
КСР 16-18
( по специфике удовлетворения)
1. универсальные
2. укрупненно-сегментированные
3. сегментированные
4. индивидуализированные
КСР 16-13
( по четкости «перевода» - трансляции в услуги/пособия)
1. неопределенные
2. конфигурационные
3. качественные
4. количественные
4.1 четкие
4.2 ориентировочные
КСР 16-4
Каковы истоки формирования потребности Ваших слушателей
1. национальные
2. исторические
3. географические
4. природно-климатические
5. половые
6. возрастные
7.социально-групповые
КСР 16-11
Каково состояние конкуренции услуг обучения в сфере удовлетворения потребностей
По вашей услуге:
1. конкурируют только один вид учебных услуг
2. конкурируют несколько видов учебных услуг
3. услуги обучения конкурируют с другими видами знаний
4. услуги обучения конкурируют и между собой и с другими видами занятий.
КСР 16-9
( по глубине проникновения в общественные сознание)
1. неосознанные
2. единично осознанные
3. частично осознанные
4. осознанные всей потенциальной социальной группой
КСР 16-8
( по принципу удовлетворения)
1. Удовлетворяемые
1.1. одним товаром
1.2. комплексом услуг
1.3. комплексом основных и дополнительных услуг
1.4. комплексом услуг и пособий
1.5. взаимозаменяемыми конкурентами услугами обучения
КСР 16-6
( по природе возникновения)
1. основные
2. прямо индуцированные
3. косвенно индуцированные
КСР 16-1
Какими потребностями Ваших слушателей вызвана потребность в обучении в Вашем университете?
КСР 16-1
Каковы потребности Ваших слушателей
( по иерархии)
1. физиологические
2. безопасности
2. здоровье
4. бытовые
5. духовные
6. в принадлежности и одобрении социальной группы
7. в авторитете, уважении
8. в самовыражении
АНКЕТА
ПОЯСНЕНИЕ
Перед Вами коммерческие приемы повышения доходности и решения наболевших задач снижения убыточности учебных процессов. Попробуйте связать свои знания с ними, пофантазировав и ответив на вопросы.
- Постройте структуру потребности в данном виде обучения
- Как динамизировать потребность в обучении, используя возможности распространения потребности?
- Используйте возможности полисферности
- Используйте «престижность», «вечность» и другие качества обучения
- Используйте обновляемость потребности в обучении
- Используйте привлечения слушателей, партнеров и др. к работе над перспективными потребностями в обучении.
БЛОК 2. КОНКУРЕНТЫ И КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
АНКЕТА
КПНР-48
Назовите факторы конъюктурообразующие (КОФ)
1. Связанные с экономическими циклами падения, стабилизации, роста и спада потребности в услугах обучения
1.1 циклические
1.2 нециклические
(регулирование экономики прогресс в видах услуг обучения централизация-децентрализация влияние структурных кризисов (по областям) обучения и др.
КПНР-48
Назовите КОФ
2. Связанные с продолжительностью действия
1.1 долговременные (8-10 лет)
1.2 среднесрочные (3-8 лет)
1.3 краткосрочные (недели-до 2-х лет)
Долговременные (примеры)
- желание обучать детей
- иметь более высокий собственный уровень
- долговременные государственные программы
Краткосрочные (примеры)
- погода
- сезонность
- бедствия
- время отпусков/каникул
- праздники/обряды
- социальные/политические конфликты
- мода
- распоряжения правительства
КПНР-48
Назовите КОФ
3. Связанные с принадлежностью к услугам университета
3.1 внутренние
3.2 внешние
КПНР-48
Назовите КОФ
4. По принадлежности к рыночным факторам
4.1 Факторы спроса
4.2 Факторы предложения
4.3 Факторы цены
КПНР-48
Назовите КОФ
5. По предсказуемости
5.1 Предсказуемые
5.2 Непредсказуемые
5.3 Случайные
5.3 Управляемые - цены, учебная загрузка и др.
5.4 Неуправляемые
Предсказуемые
– этап цикла конъюнктуры
- методы/обычаи государственного регулирования
- типичная коммуникационная политика в области услуг обучения
- направления педагогической науки
- сезонность
Непредсказуемые
- бедствия, обострения конфликтов
- войны, мероприятия государства (девальвация, эмбарго)
КПНР-48
Назовите КОФ
6. По направленности воздействия
6.1 Стимулирующие
6.2 Сдерживающие
КПНР-48
Назовите КОФ
7. По тесноте связи
7.1 непосредственно влияющие
7.2 косвенно влияющие
7.3 не влияющие
КПНР-32
В какой фазе, по Вашему мнению, находится цикл услуг обучения
1. кризис
2. депрессия
3. подъем (восстановление)
4. процветание
5. спад
КПНР-48
Назовите КОФ, %
8. По сфере формирования/происхождения
8.1 Экономические
8.2 Социальные
8.3 Политические
8.4 Природные
8.5 Научно-технические
КПНР-54
Определите обобщенно, коэффициент влияния каждого фактора на услуги обучения
К – конъюктуры
Т - длительность трендов (тенденций)
Ц - циклических факторов
С - сезонных факторов
Н - нерегулярных случайных факторов
формула для вывода: К = (Т*Ц*С*Н)
МКУ-15-1
Кто составляет Вашу окружающую среду (краткая характеристика)
1. Потребители
2. Конкуренты
3. Педагогические и другие общества и ассоциации
4. Коммерческие и предпринимательские организации, работающие в сфере услуг обучения
5. Региональные органы управления
МКУ-15
Какие элементы окружающей среды, и в какой степени включены в рынок
1. полностью
2. частично
3. косвенно
- состояние экономики
- развитие научно-учебного процесса
- средства массовой информации
-государственные органы управления
КПНР 74
Если у Вас сильно менялись исходные позиции по доле рынка, то какую норму прибыли Вы получали
Доля рынка, % | Норма прибыли, % |
КПНР-74
Определите долю рынка
Д-доля рынка
ОП - объем «сбыта» услуг обучения
ОПр - объем предоставляемых услуг
ОК - объем услуг всех конкурентов
ОЭ - объем экспорта услуг
Формула для определения доли рынка
Д= Объем сбыта услуг
ОПр+ОК-ОЭ
КПНР-64
На какой процент может измениться спрос на услуги обучения, если душевой доход увеличиться на 1%
Прирост дохода Спрос на услуги обучения
1% 0%
0,1-0,2%
0,2-0,4%
0,4-0,6%
0,65-0,8%
КПНР-64
Определите обобщенно, коэффициент влияния каждого фактора на услуги обучения
1. D - спрос на услуги обучения
2. T- потребность в услугах обучения
3. I – доход слушателя
4. Px- стоимость обучения
5. Py- стоимость заменяющей услуги обучения (например, самообучения)
6. Pz- стоимость дополняющих услуг/учебных материалов
7.W- уровень благосостояния слушателей, их возможности оплачивать обучение
8. F мнение слушателей относительно перспектив своего положения
Формула для определения коэффициента:
D=f(T,I,Px,Py,Pz,W,F)
КПНР-67
Как изменится спрос, если цену поднять на 10%
Увеличение цены | Изменение спроса |
10% | Ø 15% +15% +10% +5% < 5% |
ОМ-50
Каков, по Вашему мнению, характерный спрос на услуги обучения
1. Отрицательный
2. Отсутствие
3. Скрытый
4. Падающий
5. Нерегулярный
6. Полноценный
7. Чрезмерный
8. Нерациональный
КПНР-130-1
1. С какими факторами наиболее сильно согласуется /коррелирует снижение спроса на услуги обучения
1. с макропоказателями
1.1 с общим национальным продуктом (ВНП)
1.2 с валовым национальным доходом (ВНД)
1.3 с показателем производства и др.
- изменениями в промышленности
- изменениями сельском хозяйстве
- изменениями строительстве
- изменениями транспорте
- изменениями во внешних связях
КПНР 130-2
С показателями денежного обращения
- обращением инвестиций
- показателями потребления
КПНР-130-3
2. 2. К микропоказателям
- демографические условия города
- отдаленность университета от новых районов
- строительство новых школ
- наличие новых учебных заведений
- конкурентов
- насыщенность рынка обучения
- насыщенность потребности в обучении
- динамика цен
КПНР-130-4
1.4 С показателями промышленного производства
- индекса промышленности
- данные о выпуске продукции, связанной с услугами обучения
- загрузка учебных заведений и связанных с ними отраслей
- данные по труду
- производительность труда
- занятость
- размеры безработицы
- продолжительность рабочей недели
- ставки зарплаты
КПНР-130-5
- портфель заказов
- капитальные вложения
АНКЕТА
ВМ-37-1
Кто основные конкуренты
Сколько их
- по Спб
- по области
- по видам обучения
- по слушательским сегментам
ВМ-37-2
Какие методы конкурентной борьбы они используют
ВМ-37-3
Какова доля рынка каждого?
ВМ-37-4
Каковы перспективы развития конкуренции?
ВМ-37-5
По отношению к каким конкурентам мы действуем успешнее и почему?
ВМ-37-6
Каковы сильные и слабые стороны каждого конкурента?
ВМ-37-7
Как распространяется опыт успешной конкуренции на другие услуги обучения
ВМ-37-8
Как отвечают услуги обучения конкурентов таким требованиям как:
- качество
- сроки
- «удобство» обучения
- надежность и гарантии
- трудоустройство
ВМ-37-9
Какова возможная реакция конкурентов на:
- введение новой услуги обучения
- изменение стоимости обучения
- увеличение числа слушателей
- уменьшение числа слушателей
ВМ-37-10
Как стимулируют сбыт услуг обучения наши слушатели?
ВМ-37-11
Что нам известно о научно-учебной деятельности наших конкурентов
ВМ-37-12
Что мы знаем об их методике обучения?
ВМ-37-13
Какова патентная защита авторских программ обучения конкурентов
ВМ-37-14
Как конкуренты подбирают себе управляющих? Их личностные характеристики
ВМ-37-15
Каковы результаты получения «госзаказов» наших конкурентов
- у государственных учебных заведений
- у бирж труда
- у педагогической биржи труда
ВМ-37-16
Каковы их коммерческие результаты?
ВМ-37-17
Что пишет о конкурентах университета
Ленинградская
Областная
Российская
СНГовская пресса
ВМ-37-18
Что известно о продажах и покупках конкурентами дочерних организаций
АНКЕТА
ДОСЬЕ УСЛУГ КОНКУРЕНТОВ
МДВ-128-1
Досье услуг конкурентов
1. Наименование услуг обучения
- модификации
- семейство
МДВ-128-2
2. Аналоги услуг обучения
- время вывода на коммерческую деятельность
- среднее время «жизни» услуги обучения по видам
МДВ-128-3
3. Учебно-экономические показатели
МДВ-128-4
4. Основные потребительские сегменты
МДВ-128-5
5. Базисная научно-учебная идея процесса обучения
- год появления
- год опробывания
- год коммерческого использования
МДВ-128-6
6. Основные компоненты и «изюминка» в предоставляемых услугах обучения
МДВ-128-7
7. Основной учебный процесс, в том числе его оригинальные/секретные области
МДВ-128-8
8. Финансовые характеристики предоставляемых услуг
8.1 Себестоимость
8.2 Издержки
8.3 Убытки/Прибыль
МДВ-9-128
9. Уровень «комплексности» предоставляемых услуг обучения
- конкурентов
- потенциальный
- идеальный
МДВ-10-128
10. Особенности предоставляемых учебных материалов
МДВ-11-128
11. Каналы поиска слушателей и организации приема на курсы
МДВ-12-128
12 Связь со слушателями после окончания обучения
МДВ-13-128
13. Факторы престижа и «марки» статуса обучения
МДВ-128-14
14. Изменение стоимости обучения
МДВ-128-15
15. Ключевые факторы успеха услуг обучения
МДВ-128-16
16. Основные факторы неудач услуг обучения
МДВ-128-17
17. Черты «различимости» обучения
- университета
- конкурентов
МДВ-128-18
18. Стандартные элементы в услугах обучения
- текущие
- перспективные
МДВ-128-19
19. Правовые факторы
МДВ-128-20
20. Разработчики основных учебных процессов (персонально или коллективных)
МДВ-128-21
21. Движение жизненного цикла услуги/процесса обучения и этап начала использования конкурентами учебной услуги-аналога
МДВ-128-22
22. Особенности рекламы
- по отраслям
- по потребительским мотивам
- по образу фирмы
МДВ-128-23
23. Основные жалобы и претензии
1. основные недостатки и источник происхождения
2. количественная и качественная направленность претензий
3. убытки
4. характер мероприятий по устранению недостатков
5. реализованные/нереализованные предложения по устранению недостатков
МДВ -128-24
24 Основные вводимые изменения в услугах обучения и инициатива
- Модернизация
- Улучшение
- Инновация
Инициатива
- сотрудников фирмы
- посредников
- слушателей
МДВ -128-25
25 Виды документов об обучении, предоставляемых слушателям, их значимость
- дипломы
- сертификаты
- удостоверения
МДВ -128-26
«Пиратское» досье
1. Кто, где, когда копировал «находки» университета
2. Возможные юридические и правовые, коммерческие санкции
3. Оценки и предложения по защите от копирования услуг обучения
4. Их реализация в других услугах обучения
МДВ -128-27
27 Конкурентоспособность
МДВ -128-28
28 «Лицензированное» досье услуг обучения принято и лицензирование услуг обучения
1. Какие, кому и когда продавались лицензии
2. Коммерческие результаты
3. Развитие услуг лицензиатами
4. Лицензионные перспективы учебных процессов
МДВ -128-29
29. «Сопряженные» услуги/учебные заведения, учебные материалы и др.
- состав
- рыночная ситуация
- развитие
ФУ-156
Попытайтесь самостоятельно оценить конкурентоспособность услуг обучения
1. Сбор данных о конкурентах, рынке, запросах слушателей, емкости рынка, формулирование требований
2. Определение целей конкурентоспособности и перечня оцениваемых параметров
- Анализ нормативных параметров
- Расчет группового показателя конкурентоспособности по нормативным параметрам
- Выбор базового образца обучения
- Определение группового показателя конкурентоспособности по параметрам обучения, экономическим и цене потребления
- Расчет интегрального параметра обучения и вывод о конкурентоспособности с базовым образцом
АНКЕТА
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОВ
КДБЕ-147-1
Назовите факторы конкуренции
1. Какая доля всех услуг обучения конкурентов приходится:
1.1. на их собственные услуги
1.2 закупается ими
1.3 комплектуется совместно с другими фирмами-партнерами
КДБЕ-147-2
2. Каков объем предоставления услуг конкурентов?
КДБЕ-147-2
3. Какие мотивы обращений клиентов у конкурентов?
КДБЕ-147-3
4. Насколько широкой известностью пользуются услуги конкурентов?
КДБЕ-147-4
5. имеют ли учебные процессы у конкурентов авторские названия?
КДБЕ-147-5
6. Как связаны учебные услуги конкурентов с пособиями, учебной базой и учебными процессами других организаций?
КДБЕ-147-6
7. Какова организация сбыта услуг обучения у конкурентов?
КДБЕ-147-7
7. По каким критериям организован «сбыт» услуг обучения у конкурентов?
- по виду услуг обучения
- по близлежащим районам
- по организациям
- по типам слушателей
КДБЕ-147-8
8. Какова политика цен конкурентов?
- скидки
- цели
КДБЕ-147-9
9. На что делается упор в коммерческой практике конкурентов?
- на цены
- на качество обучения
КДБЕ-147-10
10. Какие виды и средства рекламы используют конкуренты?
КДБЕ-147-11
11. Изготавливается ли реклама
11.1 самостоятельно
11.2 через рекламные агентства
КДБЕ-147-12
12. Как демонстрируют свои учебные процессы/пособия конкуренты:
12.1 на выставках
12.2 на семинарах
12.3 на открытых уроках
12.4 через свои магазины
12.5 другими способами
КДБЕ-147-13
13. Как поставлено обслуживание слушателей у конкурентов внутри организации
КДБЕ-147-14
14. Каковы условия и сроки обучения у конкурентов?
АНКЕТА
ЧТО, КТО И КАК ВЛИЯЕТ НА РЕШЕНИЕ ПОСТУПИТЬ В УНИВЕРСИТЕТ
ОМ-120
Что представляют собой основные переменные, оказывающие влияние на сбыт услуг обучения, какова значимость каждой из них?
ОМ-120
По каким переменным лучше всего сегментировать целевых слушателей, сколько этих сегментов?
ОМ-120
Что произойдет со сбытом услуг, если цену поднять на 10%, а расходы на рекламу на 20%?
ОМ-120
Какие черты - наиболее вероятные показатели того, что данные слушатели обратятся в университет, а не в другие учебные заведения
ОМ -189
Кто оказывает влияние на решение Ваших слушателей по поступлению в университет
- Первичные
- семья
- друзья
- соседи
- коллеги
2. Вторичные
- ассоциации
- клубы
- общества
3. Желательные группы
4. Нежелательные группы
ОМ -191
Кто оказывает влияние на решение Ваших слушателей по поступлению в университет?
( по роли и по статусу)
- Какова:
- одежда
- транспорт слушателей
- Какие из них являются символами статуса слушателей
ОМ -217
Как характеристики обучения влияют на решение слушателей поступить в университет, %
- Сравнительные преимущества
- Совместимость с имеющимися знаниями
- Сложность усвоения/использования
- Возможность попробовать (1-2 урока)
- Степень наглядности и описания другим учебных процессов
ВМ 101
Назовите факторы, влияющие на спрос на услуги обучения, проранжируйте их, %
1. национальный доход
2. уровень доходов населения
3. заработная плата
4. потребительские расходы
СМ -81-1
Сегментация
Назовите основные запросы потребителей и их соответствие параметрам обучения, проранжируйте их
СМ -81-2
Сегментация
Назовите и проранжируйте основные группы слушателей.
СМ -81-3
Сегментация
Выберите из имеющихся учебных процессов 2-3 «пакета» обучения и проранжируйте их по сегментам слушателей.
Запросы слушателей | Параметры обучения | Основные сегменты | Макеты пакетов обучения |
А Б | А Б В Г | А Б В | |
СМ -81-4
Сегментация- пример проранжируйте
Факторы запросы | Сегментация слушателей | Модели пакетов обучения | ||||
Дома | Дет. сад | Школа | ПТУ | ВУЗ | ||
Параметры обучения Цена Особые качества обучения Гарантии Удобство Совместимость Учебная база Прилагаемые Пособия |
ОМ -94
Спозиционируйте услуги обучения и потребительские предпочтения
Высокое
Основное
качество
(назовите)
Низкое
Высокая Низкая Высокая
Низкая
Эффективность Эффективность
1. Позиционирование услуги 2. Предпочтения слушателей
ОМ-148
Назовите «желания-конкуренты», характерные для слушателей сегодня
Пример
- Просто обучиться
- Заполнить время
- Сходить в бассейн
- Другой выбор
- Купить машину
- Улучшить свое материальное положение
ОМ-148-1
Назовите «товарно-родовые» конкуренты удовлетворения потребности в обучении
- Обучиться английскому
- Обучиться работать на компьютере
- Обучиться учить других
- Обучиться
- другой выбор
ОМ-148-2
Назовите « товарно-видовые» конкуренты удовлетворения потре<