Инстинкт, привычка и внимание

Когда и как бывает внимателен ученик -- это зависит от инстинкта и привычки, не существует общего пути для привлечения внимания; к этому ведет только обычный путь —развитие интереса и награждение акта внимания чувством удовлетворения ученика. Принципы обучения, с точки зрения развития внимания, уже включены в главу об интересах и в главу о привычках. Нет нужды повторять их. Однако, вкратце следует упомянуть о некоторых выводах, вытекающих из этих принципов.

Невнимание большей частью обозначает внимание к чему-нибудь другому, редко учителю приходится бороться с общей умственной апатией, полным отсутствием определенного мышления. Большей частью борьба происходит между стимулом, исходящим от учителя, и другим стимулом, соперничающим с ним; задача учителя — преодолеть своего соперника. Внимание не есть нечто такое, что должно быть создано, это — сила, которая должна быть направлена, куда следует.

Недостаточно потребовать внимания, чтобы привлечь его. Требование это помогает только в том случае, если подчинение ему, по опыту ученика, уже повлекло за собой чувство удовлетворения, а неподчинение — чувство неудовлетворения. Требовать от ученика внимания, не вызывая в нем реального интереса, значит привести к заключению: "внимание по заказу -- скучное, неприятное дело".

Возбудить внимание — еще не значит удержать его. Первое сравнительно легко и сравнительно неважно. Привычка немедленной реакции на всякий сигнал, привлекающий внимание, должна быть, конечно, твердо выработана, но все же она является лишь второстепенным условием полезной работы. На самом Деле, если в течение учебного дня учителю приходится прибегать к целому ряду уловок для того, чтобы вновь и вновь привлечь к себе внимание учеников, это обнаруживает с его стороны скорее поверхностную изобретательность, чем обладание вполне правильными методами преподавания. Следует стремиться к постоянному напряжению внимания, вызванному интересом и привычкой к работе. Однако недостаточно просто иметь внимание. Это внимание должно быть направлено, куда следует. Как мы уже говорили в главе V, учитель в уроке об употреблении глагольных форм может легко привлечь внимание своих учеников, рассказав смешной анекдот; но из десяти шансов девять за то, что это не будет внимание к глагольным формам. Показывание картин, рассказывание анекдотов, пользование играми — все это, при несколько небрежном отношении, может даже отвлечь внимание от нужного объекта. Привлечь внимание к чему-нибудь другому, а не к тому, что должно быть выучено, или к действию, которое должно быть исполнено, так же вредно, как заставить ученика запомнить неверный ответ. Одно из средств привлечь внимание -- это обеспечить положение тела, соответствующее ему. Если ученик, сидя прямо и глядя на учителя, будет более внимателен, чем откинувшись назад и вертясь, то можно усилить внимание класса, требуя, чтобы ученики сидели прямо. Если мы должны изучить книгу, мы должны, по меньшей мере, открыть ее и прочесть слова. Тогда может возникнуть интерес, который бы не появился, если бы мы только сидели и размышляли: "Мне нужно выручить этот урок". Однако учителя должны помнить, что важно не то или другое положение тела, а внимание, которое может быть измерено результатами. Деятельное внимание возможно при всяком положении тела, а с другой стороны, дети часто принимают внешние позы, соответствующие внушаемым, при полном отсутствии результатов от этого.

УПРАЖНЕНИЯ

Ясность, сила, новизна (при достаточном знакомстве с предметом, позволяющим усвоить новое), приятность, предвкушение - - все это качества, привлекающие внимание к стимулу, исходящему от учителя.

1. Которое из этих шести качеств должно всегда сопровождать стимул, даваемый учителем?

2. Какие два качества теряют свое значение при повторении?

3. Какое из них даст основание установить предмет каждого урока?

4. Какое из них объясняет, почему грубый эскиз иногда бывает предпочтительнее дорогой картины или карты?

5. Что можно возразить против следующего метода привлечения внимания: "Ученик читает, пока учитель не скажет: "следующий", тогда следующий по очереди ученик начинает с того самого слова, на котором остановился предыдущий, или же он теряет свое место в классе?

6. Что можно сказать против повторения вопросов со стороны учителя?

7. Отвечание уроков часто ведется так, что, если ученик знает свой урок, он ничего не приобретает от отвечания. Какие отсюда вытекают последствия?

8. Если ученик видит в отвечании урока средство проверить знание отвечающего, сколько времени он будет со вниманием слушать ответы?

9. Каким средством вы могли бы создать чувство удовлетворения в учениках и. таким образом, привлечь их внимание к ответам других учеников?

10. Можно ли, переговорив с родителями об устройстве отдельной комнаты для занятий (или, по крайней мере, отдельного угла со столом и лампой), улучшить домашнюю работу учеников?

11. Какое влияние на внимание учеников оказали бы странности во внешнем виде, платье и манерах учителя?

Опыт 11. Быстро перелистайте двадцать или двадцать пять страниц отдела объявлений какого-нибудь журнала. Заметьте то, что привлекло ваше внимание, и то, что вы запомнили. Пользуйтесь для этого английским журналом, чтобы не смешать знания с вниманием. Пусть двое или трое учеников сделают то же самое (чем больше, тем лучше). Подтверждают ли ваши выводы положения, установленные в первом параграфе этого отдела? Как характеризуют эти выводы детские интересы?

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ.

У. Джемс — "Беседы с учителями по психологии". ГЛАВА VIII

ПРИНЦИПЫ АССОЦИАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК

На вопрос: как должен учитель выбирать стимулы, чтобы вызвать желательные реакции в настоящем, общий закон ассоциаций отвечает: на основании принципа аперцепции. На вопрос: как должен учитель подбирать стимулы, чтобы они обеспечили правильные реакции в будущем, тот же закон отвечает: на основании закона образования привычек.

Основной закон душевной жизни состоит в том, что если психическое или физическое действие, следующее за известным положением или одновременно с ним, сопровождается чувством удовлетворения, то это психическое состояние или физическое действие и в будущем будет стремиться сочетаться с этим положением. В применении к воспитанию этот закон можно формулировать в следующих простых и ясных правилах, которыми, однако, слишком часто пренебрегают: приводите в связь то, что вы хотите, чтобы связывалось в будущем; вознаграждайте хорошие импульсы и обратно; разъединяйте то, что вы хотите, чтобы не связывалось в будущем; старайтесь, чтобы нежелательные импульсы приносили неудовлетворенность.

Как ни очевидны эти правила для каждого, кто сколько-нибудь наблюдал человеческую природу, они постоянно нарушаются. Например, самое обычное наказание в мои школьные годы заключалось в том, чтобы оставлять учеников в школе после окончания уроков, вследствие чего создавалась тесная связь представления о наказании, о неприятном со школой и школьной работой. Старые методы обучения связывали ряд букв с названием их, отождествляя таким образом, например, слово: кот скаот, или дом сдооэм. Меня учили по-латыни связывать слово amebat с словами amabam, amabas, стоящими впереди aero, и amabamus, amabatis, стоявшими после. Как же удивляться, что

это слово не связывалось во мне со смыслом: он любит?Еще чаще нарушается правило: награждайте хорошие импульсы. Мать и не обращает внимания на своих детей, когда они тихи и послушны, и играет с ними только тогда, когда они плачут. Когда дитя что-нибудь просит, ему отказывают, но если оно просит двадцать раз, ему уступают. Вот почему дети так часто пристают.

Ум сам по себе не склонен к истине и к добру, он только объединяет в себе те чувства, мысли и действия, которые он воспринял вместе и с чувством удовлетворения. Если известное положение вызывает правильную реакцию, следует содействовать тому, чтобы в опыте ученика установилась связь этой реакции с данным положением. Душа ничего не делает даром. Для того, чтобы ребенок, отказался от одной наклонности и воспринял другую, нужно, чтобы последняя давала большее удовлетворение. Чтобы образовать навыки, мы должны создать их и вознаградить. Приводить в связь то, что должно по вашему желанию связываться в будущем. Вознаграждайте хорошие импульсы (Это правило не следует понимать в том смысле, что должны быть введены какие-либо награды в школе. Речь идет об общем психологическом закреплении тех реакций, которые сопровождаются с обшей положительной оценкой самого организма. Вознаграждение здесь следует понимать в смысле заботы о такой положительной оценке организмом научных реакций. ).

Законы образования привычек подробно рассмотрены в динамической психологии. Здесь достаточно упомянуть о специальном применении их посредством соответствующих упражнений. Я, однако, напомню читателю, что общий закон ассоциаций применим ко всякой форме связи: к связи впечатлений, выражений точно также, как и к отношениям между одной мыслью и другой. Поэтому правила обучения, вытекающие из закона ассоциаций, применимы к развитию внешних чувств, наблюдательности, внимания, к физической ловкости, поведению, нравственности, эмоциональным реакциям, к эстетическим оценкам, к развитию интересов и идеалов так же, как к памяти и мышлению.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Почему маленькие дети дают часто такие определения, как следующие:

Завтрак — это тогда, когда идут в лес. Кофе — это то, что пьют старые люди.

2. Почему они определяют предмет по признакам, стоящим в связи с употреблением его, а не со строением?

3. Укажите на преимущество письменных работ над устными при обучении правописанию.

4. Который из следующих четырех приемов лучший:

а) Учитель пишет а, б, в, г, д, е и т. д. на доске и, показывая по очереди каждую букву, называет ее: а, бе, ве, гe, де, е и т. д.

б) Учитель пишет на доске слово дом и, показывая на каждую букву по очереди, говорит: де, о, эм — дом.

в) Учитель пишет на доске слово дом и, указывая на него, говорит: дом.

г) Учитель, указывая на здание из окна, спрашивает: что это такое? Получив ответ, учитель говорит: я скажу вам это слово мелом, и, говоря "это", пишет на доске "дом".

5. Как лучше заставить ученика выучить латинские прилагательные: а, б или в?*).

А В С
bonus-a-um bonus vir bonus
boni-ae i boni vlri boni
и т. д. bono  
  и т. д.  
    puella bona
    puellae bonae и т. д.

6. Как бы вы изменили утверждение: "Упражнения совершенствуют упражняющегося"?

7. а) Назовите одно и два наказания в школе, при которых чувство неудовольствия связывается с тем, с чем учитель не должен желать его связывать.

б) В каких случаях лучше не обращать внимания на дурное поведение ученика, чем останавливать его?

8. Приведите три или четыре примера такого воспитательного воздействия, при котором поощряются действительно дурные импульсы.

*) Перевод: А В с
добрый, -ая,- ое добрые (мн. ч. и ср. род) и т. д. добрый доброго доброму и т. д. добрый муж доброго мужа добрая девушка доброй девушки и т. д.

инстинкт, привычка и внимание - student2.ru

9. Какая привычка вырабатывается такой повторной формой вопроса, как, например: "Вашингтон был в Валли Фордж. Где был Вашингтон?" "Граждане восстали и победили врагов. Что сделали граждане?"

инстинкт, привычка и внимание - student2.ru

10. Докажите правильность следующих принципов на основании закона образования привычек.

Не устанавливайте правил, которых вы не можете провести в жизнь.

Не устанавливайте правил, нарушения которых вы не можете проследить.

11. С чем должен связываться вид буквы алфавита?

12. Что важней связывать с видом слова — его звук или его значение?

13. Что мы желаем установить в уме ученика во время уроков чтения: соединение связи между видом печатных и писаных букв и звуков этих букв или связи между видом букв и смыслом слова?

Каковы преимущества следующего метода обучения чтению в первые недели?

Учитель подбирает карточки, на которых крупными буквами напечатаны или написаны слова: дверь, окно, стол, книга, Фред, Дан и другие имена учеников в классе, слова: играете, бегает, стоит и т. д. Учитель говорит: "Это вот Фред, мы прикрепили к нему карточку, на которой напечатано Фред, так что мы все будем знать, что он Фред. Я — учитель, и на этой карточке напечатано учитель (он прикладывает ее к своему костюму). Хочешь карточку с твоим именем, Дан? Хорошо, вот карточка с именем Дан" (учитель прикладывает ее к нему, и т. д. для всего класса или для части его. "Мери, Алиса и Фред пусть стоят здесь, около меня". Показывая на карточку, прикрепленную к Мери, он спрашивает: "Что здесь написано?" Точно также и с другими карточками: Алиса, Фред и учитель. Затем он берет все четыре карточки, ставит их перед классом и спрашивает: "Мери, можешь ли ты найти свою карточку? Алиса, найди свою. Фред, где моя? Чья это карточка здесь налево?" Ставя затем опять карточки в ряд перед классом: "Генрих, отдай Дану его карточку. Кто может отдать Мери ее карточку? Нелли может. Пусть Фред найдет свою сам. Бери ее, Фред. А что говорит эта карточка? — Берет карточку слева. — А вот дадим карточку столу. Исаак, повесь карточку на стол, спереди. Карточка говорит: стол. Эта карточка говорит: дверь. Куда мы повесим ее? Да, можешь, Лоренс. Какой еще предмет в классе может получить свою карточку? Да, книга. Вот эта карточка говорит: книга. Поставь ее около книги. Мери Дорган. Кто может найти карточку, которая говорит: стол? Дайте мне ее". То же со словами: книга, дверь. Карточка со словами: учитель, Фред, Мери, Алиса, стол, книга, дверь, стоят рядом, детям позволяют отыскать слово "учитель".

15. Если вы признаете тот принцип, что в первом месяце обучения чтению должна быть установлена непосредственная связь между предметом и печатным видом слова, как вы будете обучать чтению таких слов, как: бежит, бегут, стоит, стоят?

16. Как вы обучите чтению слов: на, в, вокруг?

17. При употреблении тех печатных карточек, о которых шла речь в предыдущих упражнениях, какая была бы польза от того, чтобы от одного урока чтения до другого карточки оставались на предметах, которые они обозначают?

18. Если бы каждый член семьи, каждый предмет обстановки или посуды, все игрушки обозначались бы карточками, на которых стояли бы их названия, и ребенок получал бы награду за каждый раз, когда он случайно обратит внимание и узнает название предмета, что бы от этого произошло?

19. Какова награда за чтение в повседневной жизни?

20. Почему не следует рассказывать ученикам в классе рассказ, прежде чем они прочтут его?

21. Какую пользу можно извлечь из того, чтобы позволять детям во время урока чистописания высказывать разные свои маленькие желания?

22. Когда ребенок учится подряд говорить: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и т. д., какое устанавливает он соотношение?

23. Какая образуется связь, когда он учится считать, показывая на разложенные по порядку группы предметов, и говорит: раз, два, три, четыре и т. д. ?

24. Какая может установиться нежелательная связь, когда учитель, показав четыре листа и спросив: сколько? после этого показывает пятый лист, прикладывая его к предыдущим четырем, и спрашивает: "Атеперь сколько?" и вызывает ответ: "Пять"?

25. Применение арифметических правил должно, конечно, быть связано с реальным опытом как для того, чтобы старания ученика не пропадали даром, так и для того, чтобы усилилась в сознании его связь между арифметикой и практической пользой, приносимой ею в жизни. Замените каждую из следующих задач другой, более практической, такой, которая давала бы то же упражнение, но в то же время не нарушала только что высказанного принципа.

а) Куплено 6/7 ящика свечей; употреблено 7/8 из них, остальная часть продана по 16/25 доллара. Сколько стоил бы целый ящик по той же цене? Ответ: 5 73/75.

б) Если четыре человека могут стоять на 30 кв. ярдах (Один ярд — 3 фута. ), то сколько могут стоять на акре (Один акр — 0,4 десятины. ) ?

в) Разделите количество чая весом в 51 фунт 1 унцию между мужчиной, женщиной и мальчиком с тем, что мужчина получит вдвое больше женщины, а женщина втрое больше мальчика?-

г) В корзине было девять дюжин яиц. Из них продано на шиллинг по 1/2 пенни за каждое; затем на полшиллинга по четыре штуки за три пенни. В корзину доложено 27 яиц и продано из них 80 штук; восемнадцать яиц разбилось. Сколько осталось яиц в корзине?

26. Известный лондонский педагог м-р Адаме высказывается, говорят, против чрезвычайно распространенного в среде английских учителей обычая носить черную одежду в классе. Как он может мотивировать свою точку зрения?

27. Где в приведенных ниже вопросах соединяются понятия, которые не должны соединяться?

Что это?

Собака.

Чем собака полезна?

Она верно служит человеку; она радуется, когда ей позволено сопровождать его; и оно лучше всех других животных помогает человеку защищать себя и свою собственность.

Понимает ли собака больше, чем другие животные?

Да, она любит своего хозяина и всегда исполняет то, что ей приказывают.

28. а) Если бы стрелок никогда не видел прицела, скоро ли бы он усовершенствовался в стрельбе?

б) Нужно ли на экзаменах говорить ученику, какова степень его успеха?

в) Как можно это сделать, не заинтересовывая ученика слишком сильно в его успехе по сравнению с успехом его товарищей?

г) Следует ли возвращать ученикам их письменные работы?

д) Следует ли останавливаться только на ошибках ученика?

29. Примените закон ассоциации к обучению неправильным формам множественного числа.

30. К обучению латинским формам спряжения глаголов.

31. К изучению хронологии в истории.

32. Следует ли обучать арифметическим таблицам, постепенно пользуясь приобретенным независимо от них знанием тех ассоциаций, которые включают эти таблицы, или же заставляют выучивать их сразу как систематическое целое? Почему?

33. Как бы вы стали отделять слова в диктанте, читая их классу? Стали бы вы брать сразу одно слово или четыре слова?

Отметьте те места, где бы вы останавливались, диктуя отрывок А третьему классу и отрывок Б седьмому классу..

А. Пастух заметил; что волк несколько дней уже подходил к его овцам. Волк не пытался убить их, но все-таки пастуху не нравилось, что он близко к ним подходил.

Б. Американские мальчики.

Мы имеем право ожидать от американского мальчика, что из него выйдет настоящий американский мужчина. Многое говорит за то, что он не будет настоящим мужчиной, если в свое время он не был настоящим мальчиком. Он не должен быть трусом или размазней, забиякой или педантом. Он должен упорно работать, но и всей душой веселиться. Он должен соблюдать чистоту ума и чистоту жизни и должен суметь отстоять себя при всех обстоятельствах и от всякого рода нападений. Только таким образом из него выйдет человек, которым Америка может гордиться. В жизни, как и в игре в футбол, основное правило: метко бей в цель; не лукавь и не отлынивай, но метко бей в цель.

34. Вытекает или нет из связи между представлением о положении и представлением о действии то, что при появлении данного представления произойдет и действие?

35. Если существует связь между представлением о событии и представлением об известной эмоции, следует ли из этого, что, когда произойдет событие, будет испытываться и определенная эмоция?

36. Если вы хотите быть уверенными в том, что вы встанете, как только прозвонит будильник, что вы должны делать?

37. Что можно вынести по отношению к нравственному воспитанию из ваших ответов на вопросы 36, 37 и 38?

38. Джемс дает следующие правила образования привычек: при приобретении какой-нибудь новой привычки или искоренении старой мы должны с наивозможно строгой и бесповоротной решимостью действовать в известном направлении. Ни разу не отступать от соблюдения новой привычки, пока она не укрепится в нас. Пользоваться первым попавшимся благоприятным случаем, чтобы привести в действие раз принятое решение и стараться удовлетворить всякое эмоциональное стремление, возникающее в нас, в направлении тех привычек, которые мы хотим приобрести.

Приведите примеры, подтверждающие эти правила в применении к образованию привычки, к пунктуальности.

39. Приведите примеры двух случаев, когда одинаково легко приобрести хорошую и дурную привычку.

40. Что важнее и в каких случаях: начало создания привычки или последующая тренировка?

41. Какой вывод вы сделаете из ваших ответов ни вопросы 41 и 42 в применении: а) к первым шагам обучения произношению иностранного языка; б) к качеству голоса учителя Начальной школы?

42. Какой опасности вы в значительной степени избегнете, если в начале прохождения курса геометрии предложите ученикам самостоятельно доказать ряд легких теорем?

43. Способность нарушить привычную серию (делать что-либо необычным путем) чрезвычайно важна; чисто машинальное воспроизведение известных действий совершенно убийственно. Из этого некоторые учителя делают тот вывод, что установление совершенных связей посредством упражнений мешает развитию оригинальности. Докажите, что, наоборот, с рутиной легче всего бороться установлением многих прочных связей, а не полным отсутствием упражнения какой бы то ни было.

44. Что нужно добавить к следующим положениям, чтобы сделать их правильными: "Передача бумаги, перьев, тетрадей и т. д. должна производиться машинально, как результат привычки, но..."

45. "Значение арифметических таблиц должно стать совершенной привычкой, но эта привычка должна быть. . . "

Опыт 12. Дайте третьему классу задачи А, чтобы все ученики начали решать одновременно и прекратили работу, когда будет получен первый ответ. Через несколько дней дайте задачи Б при тех же условиях. Сравните количество правильных ответов в первом и во втором случае. Объясните разницу.

А.

1. Разделите 36 на 6.

2. Какое число, разделенное на 3, даст 11?

3. Какое число надо прибавить к 42, чтобы получить 85?

4. От какого числа нужно отнять 28, чтобы получить 59?

В

1. Разделите 28 на 4.

2. Сколько будет 12, взятых 4 раза?

3. Вычтите 24 из 58.

4. Сложите 82 и 95.

Опыт 13. Научите одного или двух учеников детского сада или первого класса начальной школы сочетаниям: три и два = пять; три и четыре = семь; три и пять = восемь; три и шесть = девять, не говоря им ничего о другом порядке: два и три, четыре и три, пять и три, шесть и три. После того, как они хорошо овладеют цифрами первого порядка — три и два, три и четыре и т. д., ставьте им вопросы из упражнений того и другого порядка. Какие ответы будут верней?

ПАМЯТЬ

Памятью, о которой идет речь в преподавании, называется собственно ассоциативная память, т. е. запоминание фактов в их связи. Такая память ничто иное, как привычка, основанная на общем законе ассоциаций или образования связей. Принципы обучения, имеющие целью обеспечить такое запоминание, быстрое, прочное и неизменное, основываются на том же общем законе в его применении к связи между словом и его смыслом, между предметом и его названием, между числами и их суммой, между событием и его датой, между одной строчкой стихотворения и следующей, между названием закона и отдельным его положением и т. д., которое мы разумеем под общим термином память. Для того, чтобы один предмет мог вызвать воспоминание о другом, второй должен связываться с первым часто или энергично, и ученик должен получать награду за установление связи между этими предметами. Для того, чтобы одни факты могли, когда это нужно, вызвать воспоминание о других фактах, связь между ними должна быть установлена в правильной системе.

В общем, при установлении связи между фактами экономней связывать факты энергично, чем связывать их часто. Сосредоточенное внимание лучше повторений. Самостоятельно припомнить факт полезнее, чем получить впечатление о нем извне, ибо припоминание помогает сосредоточивать внимание и образует связь в том самом направлении, в котором придется ею в будущем пользоваться. Кроме того, приучая детей заучивать путем припоминания, можно сберечь много времени, которое иначе даром будет потрачено на перечитывание или подробное изучение фактов, которые они уже знают. При заучивании посредством припоминания ученик не только знает факт, он знает и то, что он о нем знает. В настоящее время принято с пренебрежением относиться к памяти, смотрят на нее, как на служанку ума, недостойную того, чтобы занимать место в хорошем обществе, наряду с аперцепцией, интересом, мышлением и т. д. Похвальное стремление освободить школьную работу от исключительного пользования словесной памятью привело педагогов к тому, что они подражают хирургу, отрезавшему ногу для того, чтобы излечить вывих.

На самом деле ошибка состояла не в том, что злоупотребляли памятью, а в том, что заставляли запоминать одни слова. Не отрезать же человеку ноги потому, что они могут привести его к пропасти. Если мы что-нибудь поняли, то чем тверже мы это запомним, тем лучше. Мало объяснить какой-нибудь процесс хотя бы так ясно, чтобы он был вполне усвоен; это объяснение бесполезно, если оно должно быть повторяемо каждый день или каждую неделю. Кроме того, в школьной работе всегда есть и, вероятно, всегда будет масса фактов, которые могут быть легко поняты, но овладеть которыми вполне можно только определенным усилием памяти.

УПРАЖНЕНИЯ

Существует три способа разучивания: посредством повторения, сосредоточения и припоминания.

1. Каким способом обычно пользуются дети?

2. Какой способ рекомендуют учителя?

3. Какой из них лучший? Почему?

4. Эббингауз нашел, что для заучивания ряда в двенадцать бессмысленных слогов нужно шестнадцать повторений и пятьдесят пять повторений для разучивания ряда в двадцать шесть слов. Какой вывод вы можете отсюда сделать в применении к запоминанию стихотворений, образцов, цитат и т. д. ?

Мисс Экен на основании опыта пришла к заключению, что для того, чтобы выучить стихотворение, лучше всего выучить главные слова его, глаголы и т. д. Какой вывод вы можете сделать отсюда в применении к преподаванию истории или географии?

6. В чем ошибка метода преподавания, представленного в следующем отделении работы младшего класса в американской школе в 1826 году?

От 9 до 10 часов.

Младший класс. Ученики переписывают на грифельных досках приготовленные для них отрывки и параграфы упражнений по правописанию, или же урок грамматики или географии, предварительно выученный наизусть.

10—11 часов.

Ученики разносят и разлагают на буквы три столбца слов по книге, очень отчетливо по четыре раза. После этого они читают по книге для чтения Меррэй.

11 — 12 часов.

Ученики переписывают. После этого они заучивают урок грамматики или географии и правописание ранее разложенных на буквы слов. Прежде, чем разойтись, они должны повторить отчетливо и точно все выученное.

2 — 3 часа.

Ученики продолжают разлагать буквы на слоги. После этого они читают по Библии или Евангелию.

3 — 4 часа. Ученики занимаются счетом.

4 — 5 часов

Ученики переписывают. После этого, если они достаточно упражнялись в счете, они разучивают наизусть правописание слов, уже разложенных на буквы, и, прежде чем разойтись, они отчетливо и точно повторяют его.

7. Ни одно изобретение человека еще не заменило пера, как лучшего выразителя мысли, и употреблению его, в прежние времена доступному немногим, теперь обучаются все. На нем зиждется вся торговля и литература, так как оно самое удобное средство для всякого рода переписки.

Может ли какое-нибудь человеческое изобретение заменить перо? Что говорится о его всемирном значении? Что зиждется на употреблении пера?

Какая связь между типом вопросов, приведенных выше, и следующим типом ответа: "Торговля и мануфактура —губернатор штата, а Джордж Вольф — занятие населения в Пенсильвании".

8. Какие из следующих вопросов поощряют развитие чисто словесной памяти?

9. Какие из них поощряют ответы наугад вместо откровенного признания своего незнания или в ущерб размышлению?

10. Какие из них создают ассоциации, не имеющие никакой цены вне урока, в ущерб ассоциациям истинно ценным?

11. Какие из них устанавливают ассоциации прямо вредные:

а) Что ты расскажешь об Атлантическом океане?

б) Что расскажешь о королеве Изабелле?

в) Что сделал Христофор Колумб?

г) Могло ли это вызвать войну?

д) Какие были сделаны приготовления? (Текст, на основании которого поставлен этот вопрос, гласит: "Они сделали даже приготовления, чтобы сопротивляться силою оружия.)

е) Что мы скоро увидим?

ж) Имело ли оно успех? (Нападение на Питтсбург. Июнь 1864 г.)

з) Последовали ли его примеру?

и) Кто кого тащил, вокруг стен большого города?

к) На текст "Стекло прозрачно" ставится вопрос: "Почему можно видеть сквозь стекло".

л) Что англичане еще сделали?

м) На текст: "Все говорили о независимости колоний", ставится вопрос: "О чем говорили люди".

н) Какое было сделано предложение и кем?

о) Было ли предложение принято?

12. В связи с предложенной выше классификацией, объясните:

а) Почему не следует составлять вопросы словами учебника?

б) Почему не следует ставить вопросов, имеющих смысл только в известном контексте?

КОРРЕЛЯЦИЯ

Преподавание должно не только сообщить известные понятия, но и объединить эти понятия в полезные привычки мысли, точно так же оно должно не только дать множество отдельных привычек, не связанных друг с другом, но объединить эти привычки в целесообразные системы с подлежащей взаимной связью между ними. Подобно тому, как одно понятие должно сочетаться с другим, целый ряд связанных между собой понятий должен сочетаться с рядом других. Та группа соотношений мыслей, которую мы называем знанием процентов, должна связываться с той группой, которую мы называем знанием десятичных дробей, с одной стороны, и группой, которую мы называем знанием учета векселей, — с другой. Знания о климате Центральной Америки должны сочетаться со знанием общих данных о градусах широты этой страны, об устройстве ее поверхности, преобладающих в ней ветрах и т. д., а также со знанием жизни и обычаев тамошнего населения. Знания по физике учеников средней школы должны сочетаться со знанием алгебры, а также и со знанием некоторых физических законов.

Принцип, на основании которого знание должно состоять не из множества обособленных отношений, но представлять собой правильно построенные группы отношений, целесообразно связанных друг с другом, не хаотическую массу, но стройную систему, внутренние соотношения которой соответствуют соотношениям действительного мира, — называется принципом корреляции. Этот принцип требует, чтобы один урок был поставлен в связи с другим уроком, ввиду одной общей темы, чтобы одна тема была поставлена в связи с другой, ввиду еще более общего вопроса, и чтобы один предмет обучения преподавался в связи с другими предметами в том случае, если во внешнем мире существует реальная связь между преподаваемым материалом.

Лучший способ создать такие правильно построенные, связанные между собою группы соотношений состоит просто в том, чтобы пользоваться общим законом ассоциаций. Если в уме ученика понятия должны сочетаться в целесообразные группировки, учитель должен сочетать их. Если впоследствии ученик, думая об известных понятиях, должен связывать эти понятия с их соотношениями, он должен уже в настоящем научиться связывать эти понятия с этими соотношениями. Самое обычное средство обеспечить установление связи между понятием и его соотношениями состоит в том, чтобы обучать им одновременно; так, например, следует изучать широту и долготу с математической точки зрения в том же месте, где изучают ее с географической точки зрения. Это очень хороший способ, однако не всегда и не везде он совместим с другими требованиями преподавания. Так, он неприменим к правилу процентов и учета векселей и невыполним в применении к английской, латинской, немецкой грамматике без переоценки способностей ученика средней школы.

Приучать к одновременному сочетанию двух вещей еще не значит затронуть саму суть корреляции. Это один из возможных способов. Сущность же дела заключается в том, чтобы эти две вещи связывались в уме ученика. Можно представить ученику один факт, хотя бы через пять лет после другого, но если их коррелятивность будет осознана, то все будет обстоять благополучно. Один факт может быть сообщен одним учителем, другой — другим, и, тем не менее, обе системы отношений отлично сочетаются в сознании ученика, если только каждый учитель сумеет подготовить необходимую для этого почву.

Главная опасность, которой следует избегать при преподавании соотношений, заключается в следующем: 1) такой способ ознакомления с доктриной корреляции, при котором напрасно тратится время на изучение или настолько очевидных отношений, что ученик сам отлично может в них разобраться, или настолько обычных, что на них не стоит останавливаться; 2) такое невежество или небрежность учителя, при которых он берется за сообщение ученикам ложных или искусственных отношений, ибо так же скверно, если еще не хуже, забивать головы ненужными и ложными отношениями, как и ненужными и ложными фактами.

УПРАЖНЕНИЯ

1. В какой мере вы будете соединять арифметику с ручным трудом?

2. Арифметику с начальным обучением?

3. Английскую историю с английской литературой (в средней школе)?

4. Как стали бы вы соединять изучение латинского языка с изучением римской жизни?

5. Насколько стали бы вы соединять английское сочинение с химией (в средней школе)?

6. Приведите два примера: а) связи между историей Соединенных Штатов и географией их; б) связи между конституцией Соединенных Штатов и их историей ;

в) между рисованием и другими предметами обучения в начальной школе; г) между математикой и естествоведением в средней школе.

7. В каких из помещенных ниже сопоставлениях учитель должен специально обратить внимание ученика на соотношение между понятиями?

а) Латинское слово civilis и английское слово civil.

б) Латинское pecus и pecunia .

в) Немецкое Vaterland и английское fatherland.

г) Десятичные дроби и метрическая система.

д) Рост зерна и нравоучение о терпении и настойчивости.

е) Климат Центральной Америки и одежда ее обитателей.

ж) Сложение и вычитание и изучение вороны.

8. По отношению к каждому из соотношений, которых не следует устанавливать, выясните: а) не слишком ли это соотношение ясно, и не установит ли его сам ученик; б) не слишком ли оно незначительно, и стоит ли на нем останавливаться; в) или оно неверно.

9. а) Укажите правильное возражение против упражнений, приведенных ниже, б) Укажите также на полезную сторону этих упражнений там, где вы таковую найдете.

— связывание всей классной работы в течение декабря с темой о Рождестве;

- обучение произношению, разбору, правописанию и т. д. в связи с литературным сочинением;

— связывание сочинений с литературой, т. е. обычай заставлять учеников писать сочинения о тех книгах, которые они читали

- связывание всего обучения музыке с теорией, т. е. дети учатся петь песни индейцев, когда изучают колонизацию Америки; они учатся петь гимны, когда изучают историю отцов пилигримов , и т. д.

- связывание обучения правописанию с предметными уроками, что, например, рекомендуется следующей цитатой:

"Для уроков правописания можно пользоваться названием предмета, названием его частей, словами, обозначающими употребление предмета, и словами, так или иначе связанными с самими предметами".

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:

У. Джемс — "Беседы с учителями по психологии". Гл. VII

Наши рекомендации