Тема 13.Зарубежная педагогика и школа в конце XIХ.

1.Общая характеристика развития школьного дела в зарубежной педагогике в XIX веке.

2. Педагогическая мысль Д.Дьюи, У.Килпатрика.

3. Педагогические взгляды Г.Кершенштейнера, А. Лайя.

4. Влияние педагогических идей Д.Дьюи, Г.Кершенштейнера, А.Лайя на школу и педагогику в Западной Европе.

Литература:

1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000.

2.Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. – М.: Лабиринт, 1999. – 192с.

3.История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.

4.История педагогики: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в./ Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 511с.

Практическое задание:

Конспектировать (одну из работ на выбор студента)

1.Дьюи Д. Школа и общество // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Сост. и авт. вводных статей А.И.Пискунов.- М.: Просвещение, 1981. – 528с., с.490-502.

2.Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. вводных статей А.И.Пискунов.- М.: Просвещение, 1981. – 528с., с.478-490.

Модуль III. История новейшей школы и педагогики.

Тема 14. Образование и педагогика за рубежом в первой половине ХХ.

1.Поиски новых подходов к образованию как условие выхода из кризиса индустриальной цивилизации.

2. Сущность метода проектов. Виды проектов.

3.Вальдорфская педагогика Р. Штейнера.

4. Гуманистическая педагогика М.Монтессори.

Литература:

1.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому: Статьи, советы, рекомендации. М.: Карапуз, 2002. – 272с.

2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов. – М., 1971.

3. Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики. – М., 1981.

4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1974.

Практическое задание:

Написать сочинение-эссе на одну из тем по выбору студента:

1.Важные особенности зарубежной школы и педагогики в первой половине ХХвека.

2.Метод проектов: история и современность.

3.Педагогические идеи Р.Штайнера и современность.

4.Актуальность педагогических идей Марии Монтессори.

Тема 15. Отечественная школа и педагогика советского периода.

1.Октябрьская революция и изменения в области народного образования.

2. Методы и организационные формы обучения в 20-е и 30 годы (Бригадно-лабораторный метод, Дальтон-план и др.).

3. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.В. Луначарского.

4. Педагогическая деятельность А.С. Макаренко.

5. Педагогические взгляды деятельность В.А. Сухомлинского.

Литература:

1.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т.Т.1 / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. – 304с.

2.Зязюн И.А., Родчанин Е.Г. Гуманист, мыслитель, педагог. – М.: Педагогика, 1991.- 107с.

3.Фрадкин Ф.А.Педология: мифы и реальность. – М.: Знание, 1991.- 79с.

4.Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2.- М.: Педагогика, 1980. – 414с.

Практическое задание:

Конспектировать (одну из работ на выбор студента):

1.Блонский С.Т. Избр. пед. и псих.соч.: В 2-х томах. – М., 1979. О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы. – Т. 1. – С. 165-180.

2.Макаренко А.С. Книга для родителей // Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. – М., 1958. – Т.4. (О родительском авторитете).

3. Сухомлинский В.А. Воспитание без наказаний // Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. – М., 1979. – Т. 1.

4.Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1980. Бодрая жизнь. – Т. 1.; О том, как мы учим. – Т. 2. – С. 191- 200 ; Изучение жизни и участия в ней. – Т. 2. – С. 152-161 ; О том, как мы учим и как следует учить. –Т.2. – С. 169-178.

Тема 16. Современная школа и педагогика за рубежом.

1.Основные направления педагогической мысли: социальная и феноменологическая парадигмы образования.

2.Влияние идей гуманистической психологии на современное образование. 3.Система образования наиболее развитых стран мира ( США, Великобритания, Германия, Франция, Япония).

4. Идея пожизненного образования. Глобализация и Болонский процесс в образовании.

Литература:

1.Бернс Р. Развитие Я-концепции в воспитании / Пер. с англ.; Под ред. В.Я.Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

2.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А.М.Татлыдаевой. – СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.

3.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление личности. – М.: «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.

4.Шендрик А.И. Глобализация в системе культурологических координат // Знание. Понимание. Умение. – № 1. – М.: Московский гуманитарный университет, 2004. – С. 59-72.

Тема 17.Образование и педагогика в России на рубеже ХХ-ХХI вв.

1.Реформа отечественного образования 1984 года и ее последствия. Закон об образовании 1992 г.

2.Развитие идей педагогов-новаторов: Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова.

3. Школа М.П.Щетинина. Школа Е.А.Ямбурга. Школа свободного развития. Школа диалога культур. Школа самоопределения и др.

Литература:

1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 469с.

2.Волков И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. – 159с.

3.Ильин Е.Н.Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы 516-й школы Ленинграда.- М.: Педагогика,1982. – 112с.

4.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя нач. классов шк. № 587 Москвы. - М.: Просвещение, 1985. – 175с.

5.Новое педагогическое мышление/ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Педагогика, 1988. – 276с.

6.Ямбург Е.А. Школа и ее окрестности. –М: ООО «Центр книги Рудомино», 2011.- 576с.

Практическое задание:

Студенты, разбившись на группы (4-5 чел.), создают и защищают проекты, посвященные педагогическим концепциям Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, Е.Н.Ильина, И.П.Волкова, В.Ф.Шаталова, В.А. Караковского, И.Ф.Гончарова, Е.А.Ямбурга и др.

Предварительно студентам даются следующие задания:

1.Выбрать из предложенных преподавателем одну педагогическую концепцию.

2.Пользуясь библиотечными каталогами и др. источниками, составить развернутую библиографию (по одной из персоналий).

3.Подготовить печатный материал (тезисы), содержащий основные идеи выбранной педагогической концепции: принадлежность к направлению гуманистической педагогики, теоретическое обоснование и технологическое обеспечение.

4. Создать презентацию в PowerPoint, раскрывающую суть выбранной педагогической концепции ( не менее 15 слайдов).

Наши рекомендации