Модуль II. Школа и педагогические учения Нового времени.
Тема 6. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII – XVIII веках.
1.Я.А. Коменский и его педагогическая система.
2. Общая характеристика развития школьного дела в Западной Европе в ХVII – XVIII в.
3.Педагогическая концепция Д. Локка:цель и задачи воспитания джентльмена.
4.Философско-педагогическая мысль и школа Западной Европы в XVIII в. Педагогические идеи французских философов в эпоху Просвещения.
Литература:
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Научн. ред. З.Н.Васильева. – М.:Академия, 2002. – 416с.
2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. - М.:Просвещение, 1982. – 447с.
3. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие/ Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1987. – 412с.
4. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Сочинения: 3 т. Т.1.- М.:Мысль, 1985.- 621с.
5. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М.: Новая школа, 1995. – 96с.
6. Рыбин В.А. Педагогика нравственно-гуманистического воспитания Дж.Локка // Педагогика. 2005. – № 7. С. 67-75.
Практическое задание:
1.Пользуясь источниками, составить словарик терминов по педагогическому наследию Я.А.Коменского( не менее 20 терминов с пояснениями)
Тема 7. Ж.Ж. Руссо и его концепция естественного общечеловеческого воспитания.
1.Социально-политические и философские взгляды Ж.-Ж. Руссо.
2. Сущность теории естественного и свободного воспитания. 3.Педагогический роман “Эмиль, или о воспитании”.
4. Периодизация жизни ребёнка и особенности воспитания, и обучения в каждый из возрастных периодов.
5. «Метод естественных последствий» и его педагогическая характеристика.
Литература:
1.Валлон А. Педагогические и психологические идеи романа-трактата Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./ Под ред. Г.Н. Джабладзе.-М.: Педагогика, 1981. – 334с., с.269-299.
2. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – C. 40-62.
3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Пед.соч.: В 2 т. Т. 1.- М.: Педагогика, 1982. – 653с.
4. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. И автор вводных статей А.И.Пискунов. –М.: Педагогика, 1981. – 528с., с 378-382.
Дополнительная литература (для устного сообщения)
1.Герье В.И. Руссо как личное // Педагогика.1992. № 11-12. с.74-77.
2.Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. – М.: Наука, 1980. – 111с.
Практическое задание:
Конспект : Ж.Ж. Руссо. Эмиль, или о воспитании. – С. 221-253. в
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971.
Тема 8. Школа и развитие педагогической мысли в России в XVIII веке.
1.Просветительные реформы начала XVIII в.
2. Деятельность М.В. Ломоносова в области просвещения. Московский университет.
3.Школа и педагогическая мысль в России во второй половине XVIII века. Создание воспитательных учреждений по проектам И.И. Бецкого и А.А. Барсова.
4.Устав народных училищ 1786г.
5.Деятельность Ф.И. Янковича. Просветительские идеи А.Н. Радищева и Н.И.Новикова.
Литература:
1. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2001.
Тема 9: Основные идеи классической педагогики Запада ХIХ в.
1. Философско-психологическое обоснование И. Гербартом педагогики как науки.
2. И.Гербарт о цели, задачах, сущности воспитания, о его содержании и методах.
3. Структура процесса обучения по И. Гербарту.
4. Философские и психологические основы педагогического учения А. Дистервега.
5. Проблемы дидактики в педагогическом наследии А. Дистервега.
6. А.Дистервег о развивающем обучении.
7. А.Дистервег об учителе.
8. Сравнительный анализ педагогических теорий И.Гербарта и А.Дистервега.
Литература:
1. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 10 290-316
2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 10, С. 236-239.
3. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. 1992, № 1-2.
4. Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX. – М., 1960.
5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Под ред. М.В.Захарченко. – СПб., 2000. – Ч. II.
Практическое задание:
Конспектировать:
1. Гербарт И. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1971, С. 364-384.
2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1971.