Тема 5. Педагогика Древней Руси

Содержание семинарских занятий

Модуль 1. Школа и педагогическая мысль от зарождения до Нового времени.

Тема 1.Место истории педагогики и образования в системе современного педагогического знания. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

1.История педагогики и образования как отрасль современного педагогического знания.

2. Характер воспитания в первобытном обществе.

3. Воспитание как наследование опыта.

4. Обычаи, традиции, обряды, приметы как средства воспитания.

Литература:

1.История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов.Ч.1.От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХYII в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 1998. – 192с.

2.Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

3.Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1991

4.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и Средневековой истории. - М., 1991.

Практическое задание:

Заполните таблицу «Становление воспитания в первобытном обществе»:

Таблица №1.

Этапы развития общества Цель воспитания Особенности воспитания Содержание, приемы и средства воспитания Формы воспитания
Дородовое общество        
Родовая община        
Период разложения первобытного общества        

Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме.

1.Спартанская и Афинская системы воспитания: цели, задачи, содержание, методы.

2. Зарождение гуманистической традиции воспитания в практике афинской школы. Воспитание и школа в Древнем Риме.

3.Мысли Демокрита о воспитании.

4. Педагогическая деятельность и взгляды Сократа, Платона, Аристотеля.

5.Педагогическая мысль в Древнем Риме. Взгляды на воспитание М.Ф. Квинтилиана, М.Т.Цицерона, Л.А.Сенеки.

Литература:

1.Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4 – М. Педагогика, 1983.- 830с.

2.Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М.: Наука, 1976. – 173с.

3.История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов.Ч.1.От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХYII в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 1998. – 192с.

4.Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 510с.

5.Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2001. – 593с.

6.Марру А.-И. История воспитания Античности (Греция) / Пер. с франц. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1998. – 425с.

Практическое задание:

Заполните таблицу «Сравнительно-сопоставительный анализ целей и задач различных типов школ в Древних Афинах»:

Таблица №2.

Типы школ в Древних Афинах Цель и задачи школы
Школа грамматиста  
Школа кифариста  
Палестра  
Гимнасий  
Эфебия  

Тема 5. Педагогика Древней Руси

1.Воспитание у восточных славян VI-IХ вв. Просвещение в Киевской Руси в X -XIII в.в.

2. Крещение славян и развитие школы.

3. Киево-Печерский монастырь как центр образования. Задачи и средства обучения.

4. Памятники педагогической литературы XI -XIII в.в. (“Поучение В. Мономаха детям”, Изборник Святослава, “Пчела” и др.).

Литература:

1. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.

- Повесть временных лет. – С. 14-15.

- Поучение князя Владимира Мономаха. – С. 15-18.

2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч.1. Историческая хрестоматия. /Сост. Кошелева О.Е. и др. – М.: изд. Рос.открытого ун-та, 1992.

3. Домострой. – М.: Художественная литература, 1991.

Практическое задание:

1.Законспектировать основные мысли, содержащиеся во фрагментах «Повести временных лет» и в «Поучении князя Владимира Мономаха» ( см.Летописные известия о начале просвещения в Киевской Руси. Поучение князя Владимира Мономаха детям // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974)

2. Быть готовым к собеседованию.

Тема 17.Образование и педагогика в России на рубеже ХХ-ХХI вв.

1.Реформа отечественного образования 1984 года и ее последствия. Закон об образовании 1992 г.

2.Развитие идей педагогов-новаторов: Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова.

3. Школа М.П.Щетинина. Школа Е.А.Ямбурга. Школа свободного развития. Школа диалога культур. Школа самоопределения и др.

Литература:

1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 469с.

2.Волков И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. – 159с.

3.Ильин Е.Н.Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы 516-й школы Ленинграда.- М.: Педагогика,1982. – 112с.

4.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя нач. классов шк. № 587 Москвы. - М.: Просвещение, 1985. – 175с.

5.Новое педагогическое мышление/ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Педагогика, 1988. – 276с.

6.Ямбург Е.А. Школа и ее окрестности. –М: ООО «Центр книги Рудомино», 2011.- 576с.

Практическое задание:

Студенты, разбившись на группы (4-5 чел.), создают и защищают проекты, посвященные педагогическим концепциям Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, Е.Н.Ильина, И.П.Волкова, В.Ф.Шаталова, В.А. Караковского, И.Ф.Гончарова, Е.А.Ямбурга и др.

Предварительно студентам даются следующие задания:

1.Выбрать из предложенных преподавателем одну педагогическую концепцию.

2.Пользуясь библиотечными каталогами и др. источниками, составить развернутую библиографию (по одной из персоналий).

3.Подготовить печатный материал (тезисы), содержащий основные идеи выбранной педагогической концепции: принадлежность к направлению гуманистической педагогики, теоретическое обоснование и технологическое обеспечение.

4. Создать презентацию в PowerPoint, раскрывающую суть выбранной педагогической концепции ( не менее 15 слайдов).

Содержание семинарских занятий

Модуль 1. Школа и педагогическая мысль от зарождения до Нового времени.

Тема 1.Место истории педагогики и образования в системе современного педагогического знания. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

1.История педагогики и образования как отрасль современного педагогического знания.

2. Характер воспитания в первобытном обществе.

3. Воспитание как наследование опыта.

4. Обычаи, традиции, обряды, приметы как средства воспитания.

Литература:

1.История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов.Ч.1.От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХYII в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 1998. – 192с.

2.Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

3.Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1991

4.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и Средневековой истории. - М., 1991.

Практическое задание:

Заполните таблицу «Становление воспитания в первобытном обществе»:

Таблица №1.

Этапы развития общества Цель воспитания Особенности воспитания Содержание, приемы и средства воспитания Формы воспитания
Дородовое общество        
Родовая община        
Период разложения первобытного общества        

Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме.

1.Спартанская и Афинская системы воспитания: цели, задачи, содержание, методы.

2. Зарождение гуманистической традиции воспитания в практике афинской школы. Воспитание и школа в Древнем Риме.

3.Мысли Демокрита о воспитании.

4. Педагогическая деятельность и взгляды Сократа, Платона, Аристотеля.

5.Педагогическая мысль в Древнем Риме. Взгляды на воспитание М.Ф. Квинтилиана, М.Т.Цицерона, Л.А.Сенеки.

Литература:

1.Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4 – М. Педагогика, 1983.- 830с.

2.Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М.: Наука, 1976. – 173с.

3.История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов.Ч.1.От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХYII в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 1998. – 192с.

4.Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 510с.

5.Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2001. – 593с.

6.Марру А.-И. История воспитания Античности (Греция) / Пер. с франц. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1998. – 425с.

Практическое задание:

Заполните таблицу «Сравнительно-сопоставительный анализ целей и задач различных типов школ в Древних Афинах»:

Таблица №2.

Типы школ в Древних Афинах Цель и задачи школы
Школа грамматиста  
Школа кифариста  
Палестра  
Гимнасий  
Эфебия  

Тема 5. Педагогика Древней Руси

1.Воспитание у восточных славян VI-IХ вв. Просвещение в Киевской Руси в X -XIII в.в.

2. Крещение славян и развитие школы.

3. Киево-Печерский монастырь как центр образования. Задачи и средства обучения.

4. Памятники педагогической литературы XI -XIII в.в. (“Поучение В. Мономаха детям”, Изборник Святослава, “Пчела” и др.).

Литература:

1. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.

- Повесть временных лет. – С. 14-15.

- Поучение князя Владимира Мономаха. – С. 15-18.

2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч.1. Историческая хрестоматия. /Сост. Кошелева О.Е. и др. – М.: изд. Рос.открытого ун-та, 1992.

3. Домострой. – М.: Художественная литература, 1991.

Практическое задание:

1.Законспектировать основные мысли, содержащиеся во фрагментах «Повести временных лет» и в «Поучении князя Владимира Мономаха» ( см.Летописные известия о начале просвещения в Киевской Руси. Поучение князя Владимира Мономаха детям // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974)

2. Быть готовым к собеседованию.

Наши рекомендации