Тема 5. Педагогика Древней Руси
Содержание семинарских занятий
Модуль 1. Школа и педагогическая мысль от зарождения до Нового времени.
Тема 1.Место истории педагогики и образования в системе современного педагогического знания. Зарождение воспитания в первобытном обществе.
1.История педагогики и образования как отрасль современного педагогического знания.
2. Характер воспитания в первобытном обществе.
3. Воспитание как наследование опыта.
4. Обычаи, традиции, обряды, приметы как средства воспитания.
Литература:
1.История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов.Ч.1.От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХYII в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 1998. – 192с.
2.Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
3.Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1991
4.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и Средневековой истории. - М., 1991.
Практическое задание:
Заполните таблицу «Становление воспитания в первобытном обществе»:
Таблица №1.
Этапы развития общества | Цель воспитания | Особенности воспитания | Содержание, приемы и средства воспитания | Формы воспитания |
Дородовое общество | ||||
Родовая община | ||||
Период разложения первобытного общества |
Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме.
1.Спартанская и Афинская системы воспитания: цели, задачи, содержание, методы.
2. Зарождение гуманистической традиции воспитания в практике афинской школы. Воспитание и школа в Древнем Риме.
3.Мысли Демокрита о воспитании.
4. Педагогическая деятельность и взгляды Сократа, Платона, Аристотеля.
5.Педагогическая мысль в Древнем Риме. Взгляды на воспитание М.Ф. Квинтилиана, М.Т.Цицерона, Л.А.Сенеки.
Литература:
1.Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4 – М. Педагогика, 1983.- 830с.
2.Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М.: Наука, 1976. – 173с.
3.История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов.Ч.1.От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХYII в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 1998. – 192с.
4.Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 510с.
5.Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2001. – 593с.
6.Марру А.-И. История воспитания Античности (Греция) / Пер. с франц. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1998. – 425с.
Практическое задание:
Заполните таблицу «Сравнительно-сопоставительный анализ целей и задач различных типов школ в Древних Афинах»:
Таблица №2.
Типы школ в Древних Афинах | Цель и задачи школы |
Школа грамматиста | |
Школа кифариста | |
Палестра | |
Гимнасий | |
Эфебия |
Тема 5. Педагогика Древней Руси
1.Воспитание у восточных славян VI-IХ вв. Просвещение в Киевской Руси в X -XIII в.в.
2. Крещение славян и развитие школы.
3. Киево-Печерский монастырь как центр образования. Задачи и средства обучения.
4. Памятники педагогической литературы XI -XIII в.в. (“Поучение В. Мономаха детям”, Изборник Святослава, “Пчела” и др.).
Литература:
1. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.
- Повесть временных лет. – С. 14-15.
- Поучение князя Владимира Мономаха. – С. 15-18.
2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч.1. Историческая хрестоматия. /Сост. Кошелева О.Е. и др. – М.: изд. Рос.открытого ун-та, 1992.
3. Домострой. – М.: Художественная литература, 1991.
Практическое задание:
1.Законспектировать основные мысли, содержащиеся во фрагментах «Повести временных лет» и в «Поучении князя Владимира Мономаха» ( см.Летописные известия о начале просвещения в Киевской Руси. Поучение князя Владимира Мономаха детям // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974)
2. Быть готовым к собеседованию.
Тема 17.Образование и педагогика в России на рубеже ХХ-ХХI вв.
1.Реформа отечественного образования 1984 года и ее последствия. Закон об образовании 1992 г.
2.Развитие идей педагогов-новаторов: Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова.
3. Школа М.П.Щетинина. Школа Е.А.Ямбурга. Школа свободного развития. Школа диалога культур. Школа самоопределения и др.
Литература:
1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 469с.
2.Волков И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. – 159с.
3.Ильин Е.Н.Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы 516-й школы Ленинграда.- М.: Педагогика,1982. – 112с.
4.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя нач. классов шк. № 587 Москвы. - М.: Просвещение, 1985. – 175с.
5.Новое педагогическое мышление/ Под ред. А.В.Петровского. – М.: Педагогика, 1988. – 276с.
6.Ямбург Е.А. Школа и ее окрестности. –М: ООО «Центр книги Рудомино», 2011.- 576с.
Практическое задание:
Студенты, разбившись на группы (4-5 чел.), создают и защищают проекты, посвященные педагогическим концепциям Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, Е.Н.Ильина, И.П.Волкова, В.Ф.Шаталова, В.А. Караковского, И.Ф.Гончарова, Е.А.Ямбурга и др.
Предварительно студентам даются следующие задания:
1.Выбрать из предложенных преподавателем одну педагогическую концепцию.
2.Пользуясь библиотечными каталогами и др. источниками, составить развернутую библиографию (по одной из персоналий).
3.Подготовить печатный материал (тезисы), содержащий основные идеи выбранной педагогической концепции: принадлежность к направлению гуманистической педагогики, теоретическое обоснование и технологическое обеспечение.
4. Создать презентацию в PowerPoint, раскрывающую суть выбранной педагогической концепции ( не менее 15 слайдов).
Содержание семинарских занятий
Модуль 1. Школа и педагогическая мысль от зарождения до Нового времени.
Тема 1.Место истории педагогики и образования в системе современного педагогического знания. Зарождение воспитания в первобытном обществе.
1.История педагогики и образования как отрасль современного педагогического знания.
2. Характер воспитания в первобытном обществе.
3. Воспитание как наследование опыта.
4. Обычаи, традиции, обряды, приметы как средства воспитания.
Литература:
1.История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов.Ч.1.От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХYII в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 1998. – 192с.
2.Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.
3.Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1991
4.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и Средневековой истории. - М., 1991.
Практическое задание:
Заполните таблицу «Становление воспитания в первобытном обществе»:
Таблица №1.
Этапы развития общества | Цель воспитания | Особенности воспитания | Содержание, приемы и средства воспитания | Формы воспитания |
Дородовое общество | ||||
Родовая община | ||||
Период разложения первобытного общества |
Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме.
1.Спартанская и Афинская системы воспитания: цели, задачи, содержание, методы.
2. Зарождение гуманистической традиции воспитания в практике афинской школы. Воспитание и школа в Древнем Риме.
3.Мысли Демокрита о воспитании.
4. Педагогическая деятельность и взгляды Сократа, Платона, Аристотеля.
5.Педагогическая мысль в Древнем Риме. Взгляды на воспитание М.Ф. Квинтилиана, М.Т.Цицерона, Л.А.Сенеки.
Литература:
1.Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4 – М. Педагогика, 1983.- 830с.
2.Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М.: Наука, 1976. – 173с.
3.История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов.Ч.1.От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХYII в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 1998. – 192с.
4.Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 510с.
5.Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2001. – 593с.
6.Марру А.-И. История воспитания Античности (Греция) / Пер. с франц. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1998. – 425с.
Практическое задание:
Заполните таблицу «Сравнительно-сопоставительный анализ целей и задач различных типов школ в Древних Афинах»:
Таблица №2.
Типы школ в Древних Афинах | Цель и задачи школы |
Школа грамматиста | |
Школа кифариста | |
Палестра | |
Гимнасий | |
Эфебия |
Тема 5. Педагогика Древней Руси
1.Воспитание у восточных славян VI-IХ вв. Просвещение в Киевской Руси в X -XIII в.в.
2. Крещение славян и развитие школы.
3. Киево-Печерский монастырь как центр образования. Задачи и средства обучения.
4. Памятники педагогической литературы XI -XIII в.в. (“Поучение В. Мономаха детям”, Изборник Святослава, “Пчела” и др.).
Литература:
1. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974.
- Повесть временных лет. – С. 14-15.
- Поучение князя Владимира Мономаха. – С. 15-18.
2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч.1. Историческая хрестоматия. /Сост. Кошелева О.Е. и др. – М.: изд. Рос.открытого ун-та, 1992.
3. Домострой. – М.: Художественная литература, 1991.
Практическое задание:
1.Законспектировать основные мысли, содержащиеся во фрагментах «Повести временных лет» и в «Поучении князя Владимира Мономаха» ( см.Летописные известия о начале просвещения в Киевской Руси. Поучение князя Владимира Мономаха детям // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. – М., 1974)
2. Быть готовым к собеседованию.