К семинарским и лабораторным занятиям
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
К семинарским и лабораторным занятиям
По « ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ»
Самостоятельная работа в организации современной методики обязательно соотносится с организующей ролью преподавателя.
Самостоятельная работа обучаемого есть следствие правильно организованной им учебной деятельности на занятии, что мотивирует его на самостоятельное расширение, углубление и продолжение процесса обучения в свободное время.
Самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности студента. Эта высшая форма учебной деятельности и, она по сути, есть форма самообразования, связанная с учебной деятельностью студента.
«Самостоятельная работа» – это организуемая самим человеком, в силу его внутренних познавательных мотивов, осуществляемая им в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемое им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе внешнего опосредованного ситематического управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера.
Это форма учебной деятельности, обусловленная индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучаемого как её субъекта. К таким психологическим детерминантам, прежде всего, относится саморегуляция. Это понятие было психологически обосновано И.П. Павловым, Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным в их представлении о человеке, как о самой совершенной самообучающейся, самосовершенствующейся, саморегулирующей системе. А.К. Осницким были определены те моменты предметной саморегуляции, которые соотносятся с организацией самостоятельной работы.
У обучаемого должна быть, прежде всего, сформирована целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать. В неё водит представление о возможностях целеобразования и целеудержания.
Студенту нужно: - уметь понимать предложенные преподавателем цели, но и формулировать их самому, удерживать эти цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие;- уметь моделировать собственную деятельность, т.е, уметь выделять условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации найти объект, соответствующий этому предмету;- умение программировать самостоятельную деятельность;- умение выбора применительно к условиям соответствующей цели деятельности определять способы преобразования заданных условий, отбора соответствующих средств осуществления этого преобразования, определять последовательность отдельных действий.
Самореализация включает также представление о человеке, о правилах его взаимоотношений с другими людьми и с предметами труда.
Интересны в плане организации самостоятельной работы студентов, предложенные А.К. Марковой приёмы учебной работы, причём, их целенаправленное формирование идёт в аудиторной деятельности, что обеспечивает их дальнейшее использование в организации самостоятельной работы.
1. Приёмы смысловой переработки текстов. Идёт укрупнение учебного материала, выделение в нём исходных идей, принципов, законов, осознание обобщённых способов решения задач, самостоятельное построение системы задач определённого типа;
2. Приёмы культуры чтения(«динамического чтения»,т.е крупными синтаграммами) и культура слушания, приёмы краткой и наиболее рациональной записи( выписки, рецензии, общие приёмы работы с книгой;
3. Общие приёмы запоминания (структуирование учебного материала, использование особых приёмов мнемотехники с опорой на обратную и слуховую память);
4. Приёмы сосредоточения внимания, опирающихся на использование разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т.д.
5. Общие приёмы поиска дополнительной информации( работа с библиографическими справочниками, каталогами(словарями).(Тимошина Л.В, 1999г)
Выделяются уровни самостоятельной работы студентов.
Первый - Воспроизводящий- работа по образцу;
Второй- Репродуктивно-вариативный –на основе полученных знаний, поиск способов самостоятельного решения;
Третий- эвристический –работа по поиску ответов на за пределами известного образца; Чтвертый - творческий (креативный)-самостоятельная работа и самостоятельный поиск знаний, совместная работа с преподавателем.(Казакова А.Г.1999г)
РАЗДЕЛ: 1.
ИСТРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЛАСТЬ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Цель:-- формирования практические умения через разные формы учебно-познавательской деятельности на занятии( составление эссе, работа с кластером, рефератом, составление ребусов, плана содержания темы);- развивать интерес к учебной дисциплине.
ТЕМА: 1.1. История развития педагогики и образования
В зарубежной педагогике.
Основные этапы в развитии « истории педагогики» и цели каждого этапа.
Подходы, раскрывающие историю развития педагогики как науки. Школы и образование в период Средневековья, их содержание, цели.
Эпоха Возрождения, ее идеи: - о роли человека в обществе, - образование и его цели у представителей философской и педагогической мысли.
Своеобразие рыцарского воспитания его содержание, цели. Осмысление истории педагогической мысли как фактор формирования профессиональной культуры будущего учителя. Образование как часть исторического социально-культурного процесса. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
Содержание работы
Задание № 1. Составление эссе на темы:
1 - Школы и образование в период Средневековья, их содержание, цели.
2 - Эпоха Возрождения, ее идеи: - о роли человека в обществе, - образование и его цели у
представителей философской и педагогической мысли.
3- Своеобразие рыцарского воспитания его содержание, цели.
4 - Осмысление истории педагогической мысли как фактор формирования
профессиональной культуры будущего учителя.
5 - Образование как часть исторического социально-культурного процессе
6 - Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития.
Оценивается работа -6 баллов.
Задание № 2. Написание реферата на темы:
1. Философские идеи в образовании и его роли в обществе: Платон, Демокрит, Аристотель,
Квинтилиан, и др;
2. Представители Восточной философской мысли: Конфуций, Лао-цзы, Чжуа-цзы – Древний
Китай. Древняя Индия. ( Выполнить рефераты).
3. Развитие образования в первых государствах в городах Древнего Египета- Спарта, Афины.
4. Системы воспитания и образования, виды школ и содержание образования.
5. Инновационные направления в обучении.
6. Новые парадигмы воспитания (гуманистическая концепция воспитания, концепция
школы и педагогики за рубежом.
7. Школа и педагогика США, Англии, Франции, Японии, Германии.
Оценивается работа – 14 баллов.
Каждый студент должен выполнить все темы рефератов.
Схема реферата.
1. Титульный лист: данные университета, тема реферата, кто выполнил (ф.и.о, факультет,
группа, специальность );
2.Второй лист: содержание с указанием страниц.
3.Третий лист: описание содержания вопросов; делать сноски на источники и страницы ( [
с. № источника ]).
4.Последний лист: список литературы по алфавиту авторов или названия источников.
Оценивается работа – 5 баллов.
Задание № 3.Составление таблицы.
Таблица включает разделы: 1. историческая эпоха, 2. цели принципы образования, 3. содержания воспитания и образования,4. образовательные и воспитательные учреждения (школы), 5. формы организации воспитательно - образовательного процесса, 6. представители философии и педагогической мысли исторического периода)
Оценивается работа –до 14 баллов.
Задание № 4. Самостоятельная работа
Подготовить заочную экскурсию в одну из школ выбранной страны.
Оценивается работа – 7 баллов.
Литература.
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с. 13 -54. 55 -66. 63 -66.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 14 -30. 30 -35-59.с.74 – 89.98 -119-130.
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 9 -26.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.
Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.
Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.
Тема: 1. 2.Развитие образования и воспитания в педагогической
Содержание работы
1. «Великая дидактика» Охарактеризуйте ступени системы обучения.
2. Принципы обучения и возрастняпереодизацияЯ.А.Коменского,
Ж.Ж.Руссо, Д.Локка, И.Г. Песталоцци. Определите их сходство и отличие.
3. «Материнская школа», на какой возрастной ступени они имеют значение для
развития человека?
4. «Пансофия», « воспитывающее обучение», в чем сходство и различие этих понятий?
5. «Мысли о воспитании». В чем его педагогическая ценность?
6. Цель воспитания – создание новой породы людей и в чем его смысл?
7. «Теорию естественного свободного воспитания». Охарактеризовать эту теорию.
8. Определите значение произведения «Эмиль, или о воспитании» Ж.Ж.Руссо.
10. Охарактеризуйте воспитание детей в Нейгофском приюте?
11. Цель воспитания, содержание обучения. Принципы обучения И.Г.Песталоцци.
В чем смысл и ценность «Лебединой песни»?
13. Педагогические идеи Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, Д.Локка, И.Г. Песталоцци для
современной науки и практики воспитания.
Задание № 1.
а). Составить рефераты по предложенным темам:
- Педагогическое учение Я.А.Коменского;
- Ж.Ж.Руссо его теория свободного воспитания;
- Д. Локк -его теория, цели и задачи воспитания;
- И.Г. Песталоцци – его педагогическая деятельность и педагогическая система.
б). Определите основную философскую, педагогическую мысль в исследованиях педагогов.
Оценивается – 5 баллов, их защита- 5 баллов.
Задание № 2.Классно- урочная система Я. А. Коменского. Определить ее ценность и значение для современного педагогического процесса.
Оценивается -5 баллов.
Задание № 3.
1. Сформулируйте «Золотое правило» дидактики Я.А. Коменского.( письменно)
2. Составить аннотацию на фрагмент произведения Ж.Ж .Руссо « Эмиль, или о воспитании».
Задание № 4. Выполнить тезисы.
а.«Великая дидактика» Охарактеризуйте ступени системы обучения.
Б. Составить аннотацию на фрагмент произведения Дж. Локка «Мысли о воспитании»
в.Значение произведения «Эмиль, или о воспитании» Ж.Ж.Руссо
г.«Теорию естественного свободного воспитания». Охарактеризовать эту теорию.
д. Значение произведения «Эмиль, или о воспитании» Ж.Ж.Руссо.
е. Охарактеризуйте воспитание детей в Нейгофском приюте
Обсуждение аннотаций – 12 мин. Оцениваются тезисы по -5 баллов.
Задание № 5. Подготовить презентацию.
Тема: Педагогические идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Д. Локка, И.Г. Песталоцци для современной науки и практики воспитания.
Оценивается до 12 баллов.
Литература.
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с. 13 -54. 55 -66. 63 -66.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 14 -30. 30 -35-59.с.74 – 89.98 -119-130.
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 9 -26.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
А.- ж-лы «Педагогика».
Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.
Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.
Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.
Содержание работы
1.Дать ретроспективный анализ развития вопросов семейной педагогики в отечественной педагогической традиции.
2. Изучить современные проблеме семейного воспитания;
Задание № 1. Подготовка заседания круглого стола.
на темы: «Воспитание в семье Никитиных , их актуальность», « Проблемы современной семьи», « Воспитание детей в разных типах семьи» .
Продумать содержание работы творческих групп: педагоги, семья, юристы искусствоведы, литераторы
Оценивается материалы, которые подготовил каждый студент до 10 баллов.
*Задание № 2. Самостоятельная индивидуальная работа.
Написать тезисы статьи на 5 п. листов, интервал 1,5 , шрифт 14 размера на темы:
1. Проблемы современной семьи,
2. Воспитание детей в разных типах семьи .
3.Сравнительный анализ проблем воспитания в разные исторические эпохи
4.Жанры искусства, раскрывающие семью как фактор воспитания.
Оцениваются тезисы до 8 баллов.
Литература.
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.
6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание. М., 1980
7. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.
Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.
Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.
А.С.МАКАРЕНКО
Цели:- активизировать учебные умения и навыки, творческие способности студентов в процессе работы при подготовки материалов по заданиям ( круглый стол, тезисы статьи);- развивать аналитические умения и умения синтезировать имеющиеся знания, определять их актуальность для современной педагогики и практики .
Содержание работы
Положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко. Цели, содержание и методы воспитания.
Проблема коллектива и личности в теории и практике А.СМакаренко и ее современные трактовки.
Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогического наследия А.С.Макаренко.
Идеи А.С.Макаренко о современной школе. Новые подходы к оценкепедагогического наследия.
Задание № 1. Составление эссе на темы:
1.Исходные положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко.
2.А.С.Макаренко о целях, содержании и методах воспитания.
3.Проблема коллектива и личности в теории и практике А.С.Макаренко и ее современные трактовки.
4.Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогическом наследии
А.С.Макаренко.
5.Идеи А.С.Макаренко в современной школе. Новые подходы к оценке педагогического наследия.
Оценивается работа до 8 баллов.
Задания № 2. Составление аннотаций.
А. Составить аннотацию на книгиА.С.Макаренко «Педагогическая поэма» и«Флаги на башнях».
Оценивается работа до 5 баллов.
Задания № 3. Составление тезисы.
Б. Составить тезисы по отрывкам из текста «Педагогической поэмы» с подбором примеров, иллюстрирующих деятельность органов самоуправления в коллективе.
Оцениваются тезисы до 10 баллов.
Литература.
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.
6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание. М., 1980
7. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.
Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.
Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.
Содержание работы
Проблема гражданского и гуманистического воспитания в наследии В.А.Сухомлинского.
В.А. Сухомлинский о развитии творческих способностей детей.
Природа как источник и средство разностороннего развития школьников,
Единство эстетического и нравственного воспитания в трудахВ.А.Сухомлинского.
Разработка идей В.А.Сухомлинского в новаторской педагогике .
Задание№ 1.Составить рецензию
1. Рецензия на прочитанную книгу, главу из книгиВ.А.Сухомлинского.
Оценивается работа –от 5 до 8 баллов.
Задание № 2. Составить реферат на темы:
- Прочитанная мною книга В.А. Сухомлинского.
- Почему Сухомлинский В.А. назвал книгу «Сердце от даю детям» ?
- Эстетическое и нравственное воспитание в трудах В.А. Сухомлинского.
- Гражданское и гуманистическое воспитание в наследии В.А. Сухомлинского.
- Развитие творческих способностей в педагогической деятельности В.А. Сухомлинского.
Оценивается работа : за рефераты- 5 баллов.
Задание № 3 Подготовка материалов для работы в творческих группах.
А. Составить тезисы на педагогические взгляды и практику воспитания и процесс обучения В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко ?
Б. Выделите гуманистические идеи в педагогическом наследии В,А. Сухомлиского.
Работа оценивается.- 10 баллов.
Литература.
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.
6:. А, С. Макаренко. Книга для родителей . М., 1980.
7. Сухомлинский В.А. Сердце от даю детям. М., 1980
8. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.. 1980.
8. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.
Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.
Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.
Содержание работы
Требования, предъявляемые к педагогической профессии, личности учителя, профессиональному мастерству в разные исторические эпохи.
Современные требования к деятельности и профессионализму педагога с точки зрения их соответствия традиционным историческим и культурным ценностям.
Задание № 1.Работа с первоисточниками по изучаемой проблеме.
А. Подобрать учебно-методические пособия и определить содержание тезисов и рефератов по одному из вопросов:
1- Требования к учителю в период становления педагогики как науки от Я.А.Коменский и других педагогов в мировой педагогической науки и до настоящего время -педагоги-новаторы ( в России);
2- Требования к учителю в рамках теории свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Н Вентцель,М. Монтессори, Р. Штайнер и др);
3- Вопросы подготовки и деятельности учителя в трудах А.Дистервега,К.Д.Ушинского;
4- Проблема педагогического мастерства и педагогического призванияА.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.
Задание № 2. Индивидуальная работа.
А. Составить кластер - Педагоги,рассматривающиетребования к учителю
Оценивается работа – до 8 баллов.
Б. Подобрать портреты, высказывания о труде педагога, рассматривающих требования к учителю( в форме фото-материалов, презентации, альбома )
Оценивается работа от 10 до 20 баллов.
В. Подготовить тезисы статьи на тему, обозначенную в задании № 1. Объем 4 печатных листа, с указанием литературы и сносок в тексте на источники. Интервал между строк 1.5, шрифт- 14 размера.
Оценивается работа до 15 баллов.
Литература.
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И. Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2. Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс. 2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли. М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. А.С. Макаренко . О воспитании .М., идд: Политическая литература, 1980.
6:. А, С. Макаренко. Книга для родителей . М., 1980.
7. Сухомлинский В.А. Сердце от даю детям. М., 1980
8. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.. 1980.
8. Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.
Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.
Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.
Содержание работы
Вопросы содержания образования в трудах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо.
Дидактические принципы и общие требования к обучениюЯ.А.Коменского.
Обоснование Я.А.Коменским классно-урочной системы обучения.
Идеи воспитывающего и развивающего обучения в трудах И.Песталоцци,А.Дистервега, Ф.Гербарта.
Задание № 1. Индивидуальная работа .
А. Работа по составлению таблицы.
Сравнительный анализ содержания образования в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо.
Б. Подготовка презентаций по заданию.
Оценивается работа –А.- 8 баллов, Б. - !2 баллов.
Задание № 2.
Составить характеристику дидактических принципов и определить общие требования к обучению Я.А. Коменского.
- Определить их актуальность для развития педагогической науки и практики в письменном виде.
- подготовить устное выступление и письменную форма к семинару.
Оценивается работа - 6 баллов.
Задание № 3. Подготовка к защите творческого проекта.
А. Обосновать тему: Я.А. Коменский и его классно-урочная система обучения.
Б. Работа с учебно-методической литературой для подготовки тезисов и составления «кластера» на тему:Формы обучения в педагогической практике обучения.
Оценивается работа – 5 баллов.
Задание № 4. Творческая работа.
А. Составить тезисы на предложенный вопрос
« Вопросы содержания воспитания в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо»
Оценивается работа – а. 5 баллов,
Задание № 5. Работа над тезисами.
А. Подобрать описание идей воспитывающего и развивающего обучения в трудах И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Ф. Гербарта.
Б. Ответить на вопросы:
- В чём своеобразие двух видов обучения?
- Какие основы характеризуют и показывают отличие двух идей в обучении?
Оценивается работа - 6 .
Задание № 6. Творческое задание.
А. Подготовить фотопортреты изучаемых педагогов . Сделать фото презентацию.
Оценивается – 5 баллов.
Литература.
1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И.
Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2 .Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс.
2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли.
М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. История педагогики и образования За рубежом и в России./ под. Ред. А.И.
Пискунова.М., 1999.
6.Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.
Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.
Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.
Содержание работы
Разработка К. Д.Ушинским антропологического принципа в педагогике. Идея народности в воспитании.
Связь педагогической теории с практикой. Анализ учебников и детской литературы, созданных К.Д.Ушинским и Л.Н.Толстым.
Дидактические идеи К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.
К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой об образовательном и воспитательномзначении родного языка.
Дидактическое учение П.Ф. Каптерева.
*Задание № 1. Работа над проектом.
Проект на тему: -К.Д.Ушинский о воспитательном и образовательном значении родного языка (статья «Родное слово»).
Проект на тему: -Характеристика образовательного процесса в «Дидактических очерках» П.Ф.Каптерева.
Оценивается работа- 10 баллов.
Задания № 2.
Написать рецензию на статью К.Д.Ушинского «Родное слово».
Оценивается работа- 6 баллов.
Задание № 3.
Составить тезисы статьи К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».
Оценивается работа- 10 баллов.
Задание № 4.
Определите структурные особенности учебных книг К.Д.Ушинского («Родное слово», «Детский мир»), Л.Н.Толстого («Азбука»).
Оценивается работа- 10 баллов.
Задание № 5.
Подготовить реферат на тему: Дидактическое учение П.Ф. Каптерева.
Литература.
1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И.
Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2 .Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс.
2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли.
М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. История педагогики и образования За рубежом и в России./ под. Ред. А.И.
Пискунова.М., 1999.
6.Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.
Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.
Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.
Тема: № 8. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание работы
Оценка гуманистических идей в русле нового педагогического мышления.
Труды основоположников отечественной и зарубежной гуманистической педагогики.
Задание № 1.
1.Подобрать цитаты, подтверждающие гуманистические устремленияпредставителей Эпохи Античной, Возрождения, Нового времени, с 30-х до 90-го г. 20 - века.
Задание № 2.
Составить рефераты.Все студенты выполняют все темы.
Темы:Развитие идеи гуманизации воспитания и образования в истории мировой педагогики:
- Идеи гуманизма у Я.А.Коменского,
- Гуманизм в педагогических взглядах Ж.-Ж. Руссо,
- Гуманистическая педагогика А.Дистервега,
- Гуманистические идеи, взгляды, педагогическая деятельность Л.Н.Толстой,
- Гуманизм в педагогической деятельности К.Н.Вентцеля,
- Я. Корчак- педагог гуманист,
- Педагогика человековеденияВ.А.Сухомлинского .
- или др.).
Оценивается работа – 15 баллов.( При соблюдении всех требований к реферату).
Задание № 3.
*А. Подготовить коллоквиум на основе изучения первоисточников охарактеризовать развитиегуманистических тенденций в зарубежной и отечественной педагогике.
Тема: Идеи гуманизма и гармонического развития личности в трудах древнегреческих
философов и ранних социалистов – утопистов.
*Б.Продготовить материал к разработке учебного проекта на тему:«Развитие идеи гуманизации воспитания и образования в истории мировой педагогики.
В рамках этого направления студенты определяют тему проекта на основе анализа социально-педагогической концепции одного из выдающихся педагогов прошлого.
Литература.
1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И.
Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2 .Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс.
2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли.
М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. История педагогики и образования За рубежом и в России./ под. Ред. А.И.
Пискунова.М., 1999.
6.Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.
Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.
Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.
Содержание работы
«Реформаторскаяпедагогика»:Р.Оуэн,Сен-Симон,Г.Кершенштейнер, А.Лай, Э.Мейман.
«Альтернативная педагогика» и ее представители: Адольф Ферьер (1879 -1960г); - ОвидДекорли (1871 -1932г); Элелен Кей (1849-1926);- Мария Монтессори ( 1870 – 1952г),; -Элен Паркхерст ( 1887 – 1918г), ее принципы организации школьной работы; -Роберт Штайнера ( 1881 – 1925г), его школу и систему воспитания; - СелестенФрене ( 1896 -1966г), элементы организации его школьной работы. Их вклад в развитие педагогической науки, их актуальность педагогических систем.
Задание№ 1. Составление рефератов.
на темы:
1-«Реформаторская педагогика»: Р.Оуэн, Сен-Симон, Г.Кершенштейнер, А.Лай, Э.Мейман.
2-«Альтернативная педагогика» и ее представители:
А. Адольф Ферьер (1879 -1960г); - ОвидДекорли (1871 -1932г); Элелен Кей (1849-1926);- Мария Монтессори ( 1870 – 1952г),;
Б. -Элен Паркхерст ( 1887 – 1918г), ее принципы организации школьной работы; -Роберт Штайнера ( 1881 – 1925г), его школу и систему воспитания;
В. - СелестенФрене( 1896 -1966г), элементы организации его школьной работы. Их вклад в развитие педагогической науки, их актуальность педагогических систем.
Оценивается работа до 20 баллов.
*Задание № 2. Составление аннотаций.
Составить аннотации на предложенные рефераты ( письменный вариант)
Оценивается работа до 20 баллов.
Задание № 3. Составление «Кластеров».
Составить кластеры на всех педагогов.
Оценивается работа до -15 баллов.
*Задание № 4. Составление вопросов для коллоквиума.
А. Реформаторская педагогика (Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, А.Лай, Э.Мейман, Э.Торндайк) или Деловой игры « Умники и умницы» для учебной аудитории.
Оценивается работа – до 12 баллов.
Литература.
1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. // под. Ред. З.И.
Васильевой. М., АСАДЕМА, 2004г. с.85 -100. 101 -120. 121 -137. 138 -156.
2 .Джуринский А,Н. История образования и педагогической мысли. М., ВЛАДОС-пресс.
2004г.с. 26- 34.35 -40.41- 63..
3. Латышина Д.И, История педагогики. // История образования и педагогической мысли.
М., Гардарики. 2002г с. 161 -166.175 -182.
4. История педагогики в России. // Хрестоматия, сост. С.Ф.Егоров.М., АСАДЕМА 1999г.
5. История педагогики и образования За рубежом и в России./ под. Ред. А.И.
Пискунова.М., 1999.
6.Дополнительная литература, определяется выбором студента.
Выполнение заданий студентом по семинару предусмотрено к началу его или в течение работы на семинаре.
Ели задание выполняется с нарушением сроков сдачи, то предусмотрено снижение баллов или их неполучение по выполненному заданию.
Если все задания не выполнены или выполнены частично, то студент обязан их выполнить до консультации к экзамену или не будет иметь итоговой бальной оценки по изученному учебному предмету и будет не аттестован.
Содержание работы
1.Воспитание, обучение и педагогическая мысль в России с древнейших времен до
Х1Хвека.
2. Школа и педагогика в России в Х1Х – нач. ХХ в.в. (до 1917г.).
3. Отечественная школа и педагогика советского периода (1917– 1980 гг.)
Задание № 1. Работа по составлению рефератов.
Темы рефератов даны в содержании работы.
Задание № 2. Работа дан составлением проекта..
Разработать содержание проекта на его проведение в учебной аудитории на 25 минут.
Оценивается работа – до 10 баллов.
Темы для коллоквиума.
• Предмет, методология, функции истории педагогики и образования.
• Образование как часть исторического социально-культурного процесса.
• Происхождение воспитания. Воспитание в первобытном обществе.
• Зарождение и развитие педагогической мысли в Древней Греции.
• Идеи гуманизма и гармонического развития личности в трудах древнегреческих
философов и ранних социалистов – утопистов.
• Я.А.Коменский – основоположник педагогики нового времени.
• Педагогические взгляды Дж. Локка
• Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо
• Основные