Развитие тактильно-двигательного восприятия
Квартал | Основное содержание работы |
Учить детей опознавать предметы на ощупь, определяя их форму, величину, материал в процессе тактильно-д
I Продолжать формировать у детей умения закреплять результаты тактильно-двигательного обследования в про Учить детей запоминать ряд различных предметов, воспринятых на ощупь (яичко, машина, ленточка, елочка)
Учить детей запоминать ряд предметов, близких по форме, в процессе их восприятия на ощупь (рыбка, шарик,
II Учить детей зарисовывать предметы, опознанные в результате тактильного обследования
Учить детей словесно описывать предметы, воспринятые тактильно: «Расскажи, как ты догадался, что это»
Продолжать учить детей словесно описывать предметы, воспринятые тактильно, и давать характеристику свой черенком и выемкой)
III Закреплять у детей умение выбирать предметы на ощупь по словесному описанию
Закреплять у детей умение группировать и сортировать предметы по признакам, определяемым тактильно с уч холодное, шершавое — гладкое, мягкое — твердое)
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание | |
Развитие вкусового восприятия | |
Квартал | Основное содержание работы |
I Продолжать формировать у детей представления о целостном образе предмета, опираясь на его вкусовые хар Продолжать учить детей группировать предметы по определенному вкусовому признаку: съедобное — несъедо
Учить детей передавать целостный образ предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной де
II Учить детей отгадывать загадки по основным признакам предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые хар хорош, но хорош и в кадке»)
III Формировать у детей умение определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях (яб Учить детей самостоятельному приготовлению салатов (овощные, фруктовые), опираясь на собственные предс
Показатели развития к концу четвертого года обучения Дети должны научиться:
§ соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из трех-четырех);
§ дорисовывать недостающие части рисунка;
§ воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;
§ соотносить форму предметов с геометрической формой - эталоном;
§ ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;
§ дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;
§ использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
§ описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности, вкус;
§ воспроизводить по памяти наборы предложенных слов и словосочетаний (2-3);
§ дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы;
§ группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;
§ использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности;
§ ориентироваться по стрелке в знакомом помещении;
§ пользоваться простой схемой-планом.
Перечень оборудования
Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); надувные мячи (большие, средние и маленькие); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.; неваляшки разного размера (5); различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, бубен, пианино, детский музыкальный центр, барабан, шарманка и др.; магнитофон; аудиокассеты с записями различных мелодий; пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; лото-вкладки; шарики и кубик с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки; коробки-вкладыши разных размеров; бочки-вкладыши; шароброс с шарами двух размеров; тележки, машины разных размеров; лоточки для скатывания шариков, для прокатывания автомобилей; набор «Достань колечко»; трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками; тележки со съемными фигурками, палочки с кольцом на конце и без кольца; трафареты; различные доски Сегена; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); мелкие игрушки животных и их детенышей; материалы М. Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники», «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», металлические (пластмассовые) вкладыши; наборы сыпучих материалов (горох, чечевица, речной песок, крупа).
Формирование
Мышления
Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности, формирование познавательной активности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Формирование мышления включает работу по развитию наглядно-действенного, наглядно-образного мышления и становлению элементов логического мышления.
На начальном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на развитие наглядно-действенного мышления. Именно ранняя форма мышления возникает у ребенка в тесной связи
с практической деятельностью и направлена на ее обслуживание. В практической деятельности ребенок проявляет свое отношение к окружающему миру, осваивает его. Задачей педагога является активизация эмоционального отношения детей к самостоятельным предметным и предметно-игровым действиям. Для ее решения педагог использует совместные действия с ребенком, действия по подражанию, речевое сопровождение взрослым самостоятельных действий ребенка с их положительной оценкой.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ