Раздел V. Формирование деятельности
В данном разделе рассматриваются следующие подразделы: § формирование игровой деятельности;
§ формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация,
конструирование, ручной труд);
§ формирование элементов трудовой деятельности.
Известно, что предметная деятельность является базисным видом деятельности для формирования всех вышеперечисленных видов детской деятельности. В процессе развития предметных действий у ребенка формируются соотносящие и орудийные действия, при выполнении которых у него происходит становление ориентировочно-познавательной деятельности и появляются предпосылки к развитию речи. Кроме того, в ходе выполнения предметных действий у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Формирование игровой деятельности направлено на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и воспитание умения играть со сверстниками. Постепенно от предметно-игровых действий переходят к обучению сюжетно-отобразительной игре, которая занимает в обучении умственно отсталых детей длительный период. Только после формирования у детей представлений об отношениях между взрослыми следует перейти к воспитанию у них умений принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно принятой роли, учитывая при этом ролевую позицию партнера. Сюжетно-ролевая игра создает основу для возникновения функции замещения, необходимую для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.
Формирование игровой деятельности при обучении умственно отсталого ребенка требует проведения специально организованных родителями или педагогом занятий и лишь затем переносится в свободную деятельность детей.
Развитие продуктивных видов деятельности — это основа воспитания и обучения ребенка в дошкольном возрасте. Эти виды деятельности, с одной стороны, служат отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой — значимы для воспитания личностных качеств ребенка и его поведения.
Становление изобразительной деятельности и конструирования начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно: развитие интереса к определенному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно-двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации, конструкций.
Изобразительная деятельность и конструирование связаны с занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению с окружающим, обучению игре. На занятиях изобразительной и конструктивной деятельностью проводится специальная работа по речевому развитию детей, что, в свою очередь, способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.
Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной
и продуктивных видов деятельности ребенка и делает общественно значимыми для него предметные действия, что, в свою очередь, требует нового уровня овладения самими предметными и орудийными действиями.
При овладении навыками самообслуживания, обеспечивающими известную бытовую самостоятельность, ребенок без помощи взрослого может самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом. В дальнейшем детей учат посильному бытовому труду: это уборка игрового уголка, дежурства по столовой, в уголке природы, уход за животными, труд на участке и т. д. Появление элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком с ограниченными возможностями здоровья опыта действий с предметами, способствуя пониманию роли каждого отдельного действия и их логической последовательности.
Трудовое воспитание в специальных дошкольных учреждениях ведется в двух направлениях. С одной стороны, детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывают уважение к нему. С другой стороны, трудовое воспитание ведется при организации практической деятельности детей
— при формировании навыков самообслуживания, на занятиях по ручному труду, в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.
В процессе выполнения трудовых заданий дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают формированию у детей словесной регуляции деятельности.