Б1.Б.18 Психология и педагогика
Б1.Б.18 Психология и педагогика
Направление подготовки
по направлению 08.03.01 «Строительство»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Ханты-Мансийск
Паспорт фонда оценочных средств
по дисциплине
«Психология и педагогика»
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) модули дисциплин | Контролируемые компетенции | Наименование оценочного средства |
вид | количество | ||
Раздел 1. Теоретические основы психологии | ОК-6, ОК-7 | Текущий контроль | |
Практическое задание | №1, №2 | ||
Собеседование | №1, №2 | ||
Промежуточный контроль | |||
Вопросы к зачету | №1-71 | ||
Раздел 2. Теоретические основы педагогики | ОК-6, ОК-7 | Текущий контроль: | |
Задание в тестовой форме | №3 | ||
Практическое задание | №3 | ||
Собеседование | №3 | ||
Промежуточный контроль | |||
Вопросы к зачету | №72-110 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики и психологии
Задания в тестовой форме
по учебной дисциплине
Б1.Б.18 Психология и педагогика
Раздел 2. Теоретические основы педагогики.
Вариант 1
1. | Воспитание в общем смысле – это… | А. социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. |
Б. процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей. | ||
В. специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. | ||
Г. целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, сопровождающийся достижением установленных государством образовательных уровней (цензов). | ||
2. | Воспитание в педагогическом смысле – это … | А. социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. |
Б. процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей. | ||
В. специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. | ||
Г. целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, сопровождающийся достижением установленных государством образовательных уровней (цензов). | ||
3. | Выберите из приведенного перечня функции педагогики. | А. Организаторская |
Б. Преобразовательная | ||
В. Просветительская | ||
Г. Прогностическая | ||
Д. Объяснительная | ||
4. | Выберите результаты исследования педагогики, относящиеся к ее объяснительной функции. | А. создание педагогических систем, методик, технологий обучения, учебных средств, учебников |
Б. законы и принципы педагогики, теории, концепции | ||
В. теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы | ||
5. | Педагогика – это наука о … | А. психологических особенностях личности |
Б. способах научного познания | ||
В. воспитании и образовании человека в современном обществе | ||
Г. физиологических закономерностях развития личности | ||
Д. подготовке учителя к работе в школе | ||
6. | В переводе с греческого педагогика означает | А. управление |
Б. воспроизведение | ||
В. детовождение | ||
Г. закрепление | ||
Д. повторение | ||
7. | Развитие педагогики как науки определяет | А. наследие предшествующих цивилизаций |
Б. управление работой педагогов-практиков | ||
В. уровень научно-технического прогресса Г. необходимость передачи социального опыта | ||
Д. повышение роли личности в общественной жизни | ||
8. | Задачи педагогической науки | А. вскрытие закономерностей обучения и воспитания |
Б. контроль и оценка знаний учащихся | ||
В. сотрудничество учителя с родителями | ||
Г. изучение способностей учащихся | ||
Д. формирование детского коллектива | ||
9. | Система педагогических наук включает | А. межнаучные коммуникации философии и психологии |
Б. систему методов педагогического исследования | ||
В. принципы обучения и воспитания | ||
Г. результаты социологических исследований | ||
Д . отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых | ||
10. | Объектом педагогики является | А. педагогический процесс |
Б. методы педагогического исследования | ||
В. психологические особенности личности | ||
Г. учение о принципах построения теории | ||
Д. междисциплинарные связи человекознания | ||
11. | ФИО министра образования РФ |
Вариант 2
1. | Термин «дидактика» впервые в научно-практический оборот ввел: | А. Я.А. Коменский |
Б. В. Ратке | ||
В. Ж.Ж. Руссо | ||
Г. И.Г. Песталоцци | ||
2. | Под дидактикой понимал «всеобщее искусство всех учить всему: | А. Ж.Ж. Руссо |
Б. И.Г. Песталоцци | ||
В. Я.А. Коменский | ||
Г. П.Ф. Каптерев | ||
3. | Труд «Великая дидактика» Я.А. Коменский написал в: | А. 1650 г. |
Б. 1657 г. | ||
В. 1687 г. | ||
Г. 1690 г. | ||
4. | Проблемы методологии и методики дидактических исследований изучали: | А. Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский и др. |
Б. Б.Т. Лихачев | ||
В. П.И. Подласый | ||
Г. А.В. Мудрик | ||
5. | Изучение реальных процессов обучения, установление фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, раскрытие их сущности составляют суть следующей функции дидактики: | А. научно-теоретической |
Б. нормативно-прикладной | ||
В. конструктивно-технической | ||
Г. прогностическая. | ||
6. | Теории обучения, основанные на тех или иных математических моделях, алгоритмах и т.п., относятся к: | А. конкретным недедуктивным теориям |
Б. содержательным дедуктивным теориям | ||
В. формализованным теориям | ||
Г. индуктивно-дедуктивным теориям. | ||
7. | Для теории обучения особенно важны: | А. конкретные недедуктивные теории |
Б. содержательные дедуктивные теории | ||
В. формализованные теории | ||
Г. индуктивно-дедуктивные теории | ||
8. | Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является: | А. эксперимент |
Б. наблюдение | ||
В. измерение количественных показателей | ||
Г. анкетирование | ||
9. | Система педагогических наук включает | А. межнаучные коммуникации философии и психологии |
Б. систему методов педагогического исследования | ||
В. принципы обучения и воспитания | ||
Г. результаты социологических исследований | ||
Д . отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых | ||
10. | Объектом педагогики является | А. педагогический процесс |
Б. методы педагогического исследования | ||
В. психологические особенности личности | ||
Г. учение о принципах построения теории | ||
Д. междисциплинарные связи человекознания | ||
11. | ФИО министра образования РФ |
Критерии оценки:
За выполнение каждого тестового задания студенту выставляются баллы. Для оценивания используется номинальная шкала, согласно которой за правильный ответ к каждому заданию выставляется один балл, за не правильный – ноль. В соответствии с номинальной шкалой, оценивается всё задание в целом, а не какая-либо из его частей. Общая сумма баллов за все правильные ответы по 1 тесту составляет наивысший балл – 11 баллов, по второму тесту – 11 баллов.
В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) выставляются в следующих диапазонах:
4 балла получают обучающиеся в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от общего количества.
3 балла ставится в том случае, если верные ответы составляют от 66 до 79% от общего количества;
2 балла – соответствует работа, содержащая 50-65 % правильных ответов;
1 балл – соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов.
0 баллов – работа не выполнялась.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики и психологии
Вопросы для собеседования
по учебной дисциплине
Б1.Б.18 Психология и педагогика
Вопросы к зачету
по учебной дисциплине
Б1.Б.18 Психология и педагогика
1. В чем состоит особенность психологии и педагогики как учебной дисциплины?
2. Охарактеризуйте структуру и содержание учебной дисциплины «Психология и педагогика».
3. Выделите предмет и объект психологии, дайте их характеристику.
4. Определите этапы развития психологического знания.
5. Укажите место психологии в системе наук и характер взаимосвязей.
6. Назовите основные теории, научные школы и концепции современной психологии.
7. Охарактеризуйте основные методы психологии.
8. Перечислите основные отрасли психологии.
9. Выделите основные социально-психологические макрохарактеристики человека.
10. Дайте определение психики человека. Какова ее структура?
11. Что такое гомеостаз?
12. Расскажите о развитии психики в процессах филогенеза и онтогенеза.
13. Какова структура деятельности?
14. Охарактеризуйте субъект деятельности.
15. Перечислите свойства сознания.
16. Перечислите группы психических явлений.
17. Дайте характеристику основным психологическим процессам.
18. В чем состоит «Я-концепция»?
19. Каково соотношение сознания и бессознательного?
20. Перечислите основные познавательные психические процессы.
21. Каково значение ощущений в жизни человека?
22. Какие виды ощущений вы знаете?
23. Что влияет на процесс ощущений?
24. Дайте характеристику процессам восприятия.
25. Каковы физиологические основы восприятия?
26. Каковы особенности восприятия?
27. Назовите виды восприятий и их характеристики.
28. Охарактеризуйте сущность процесса представления.
29. Что составляет основу представлений?
30. Каковы основные закономерности представлений?
31. Дайте характеристику вниманию как психическому процессу.
32. Охарактеризуйте основные виды внимания.
33. Каковы свойства внимания?
34. В чем заключается связь внимания с другими психическими процессами?
35. Каково значение внимания в деятельности человека?
36. Дайте характеристику памяти как психическому процессу.
37. Назовите основные процессы памяти.
38. Какие виды памяти существуют?
39. Что называется воображением?
40. Каковы основные виды воображения?
41. Охарактеризуйте воссоздающее и творческое воображения.
42. Дайте общую характеристику мышлению.
43. Охарактеризуйте индивидуальные различия в мыслительной деятельности.
44. Дайте характеристику речи и ее функциям.
45. Как связаны между собой речь и мышление?
46. Назовите виды речи и ее основные свойства.
47. Что такое эмоции и чувства, в чем их значение?
48. Чем вызываются эмоции и чувства человека?
49. Какова разница между настроением и аффектом?
50. Охарактеризуйте высшие чувства человека.
51. Определите структуру личности в психологии.
52. Определите понятия перцепции и аттракции в психологии.
53. Какие факторы влияют на формирование личности современного специалиста?
54. В каком соотношении находятся цели и мотивы деятельности личности?
55. Охарактеризуйте основные свойства и типы нервной системы человека.
56. Что такое темперамент?
57. Дайте характеристику видам темперамента.
58. Дайте определение характера. Чем отличается характер от темперамента?
59. Чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера?
60. Как классифицируются черты характера?
61. Как формируется характер человека? Каковы пути воспитания характера?
62. Что включает в себя понятие способности?
63. Дайте классификацию способностей.
64. Чем отличаются способности от таланта?
65. Что составляет основу развития способностей?
66. Выделите основные характеристики малых групп.
67. Дайте определение коллектива.
68. Что принято называть психологией трудового коллектива?
69. Каковы способы и правила воздействия на взаимоотношения в коллективе?
70. Чем различаются понятия «лидер» и «руководитель»?
71. Охарактеризуйте семью как малую группу.
72. Определите, что такое предмет и объект педагогики.
73. Перечислите основные задачи и методы педагогики.
74. Определите место педагогики в системе современных наук.
75. В чем состоит особенность педагогики как науки?
76. Перечислите основные категории педагогики.
77. В чем сущность образования как социального явления?
78. Перечислите социокультурные функции образования.
79. Охарактеризуйте образование как систему.
80. Каковы особенности современного мирового образовательного пространства?
81. Охарактеризуйте основные мировые образовательные модели.
82. В чем отличие образовательной системы России от образовательных систем других стран?
83. Перечислите типы образовательных учреждений России.
84. Раскройте сущность педагогического процесса и опишите его основные компоненты как целостной системы.
85. Выделите основные закономерности педагогического процесса.
86. Перечислите основные принципы дидактики.
87. Охарактеризуйте систему принципов обучения в высшей школе.
88. Перечислите функции обучения.
89. Раскройте понятие метода обучения. Дайте классификацию методов обучения.
90. Перечислите и дайте характеристику основным системам организации педагогического процесса.
91. Укажите формы организации учебной деятельности в высших учебных заведениях.
92. В чем заключается самостоятельная работа студентов? Каковы ее виды?
93. Какие элементы составляют управленческий цикл?
94. Перечислите виды педагогического анализа и его значение.
95. Перечислите особенности педагогического контроля в высшей школе.
96. Сформулируйте основные закономерности воспитания.
97. Раскройте содержание принципов воспитания, обоснуйте их взаимосвязь.
98. Дайте характеристику сущности и содержанию процесса воспитания.
99. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека.
100. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
101. Охарактеризуйте семью как субъект педагогического взаимодействия.
102. В чем заключаются основные задачи семейного воспитания?
103. Перечислите принципы семейного воспитания.
104. Дайте характеристику стилям взаимоотношений в семье.
105. Что такое семейный конфликт?
106. Дайте характеристику основным типам отношений родителей и детей.
107. Каких ошибок следует избегать при установлении психологического контакта между родителями и детьми?
108. Раскройте смысл понятия «авторитет в семье».
109. Что такое ложный авторитет? Приведите примеры.
110. Как установить психологический контакт между родителями и детьми?
Критерии оценки:
Оценка «отлично»выставляется обучающемуся, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента.
Оценка «хорошо»выставляется обучающемуся, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
Оценка «неудовлетворительно»выставляется обучающемуся, если дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
Оценка «зачтено»выставляется обучающемуся, если за ответ получена оценка «отлично», «хорошо», удовлетворительно.
Оценка «не зачтено»выставляется обучающемуся, если за ответ получена оценка «неудовлетворительно».
Б1.Б.18 Психология и педагогика
Направление подготовки
по направлению 08.03.01 «Строительство»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Ханты-Мансийск