Примечание: использовать типологию уроков В.А. Онищука или И.П. Подласого

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. Учеб. пособ. – М., 2002.

Приложение 4. Степень активности учащихся на уроке

Цель- изучить познавательную активность учащихся на основе наблюдений на уроках в один из учебных дней.

Рекомендации: Для успешного выполнения задания важно правильно выбрать позицию для наблюдения, чтобы иметь возможность видеть весь класс, активность ребят.

Возможная форма протокола наблюдений на уроке

- Дата

- Предмет

- Место урока в расписании

- ФИО учителя

- Количество учащихся всего

- Количество учащихся, присутствующих на уроке

- Тема урока:

- Цель урока:

- Готовность кабинета к уроку

- Психологическая готовность учащихся к уроку

Минута урока Содержание и ход урока Количество работающих Примечания
       

На основании протокола урока заполняется следующая таблица:

Минуты урока
Количество активно работающих                

Данные таблицы изображаются в виде “кривой” активности учащихся

Количество работающих

Примечание: использовать типологию уроков В.А. Онищука или И.П. Подласого - student2.ru учеников

 
  Примечание: использовать типологию уроков В.А. Онищука или И.П. Подласого - student2.ru

0 5 10 15 20 25 30 35 40 время урока

Примечание: В выводах необходимо обосновать, что способствует высокой активности учащихся на уроке, что является причиной ее снижения.

Литература:

1. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986.

2. Бабанский Ю.К. Методика обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985, гл. 4, 10.

3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1979.

4. Сознательность и активность //Российская педагогическая энциклопедия (В 2-х т.) /Под ред. В.В.Давыдова М.: Большая Российская Энциклопедия. – 1999. – Т. 2.

5. Подласый И.П. Педагогика. Учеб. пособ. – М., 1996

Приложение 5. Примерная схема полного анализа урока

1. Анализ целей урока (дидактических, воспитательных, развивающих):

- правильность и обоснованность целей урока с учетом программных требований, необходимого уровня знаний, умений, навыков учащихся, учебного материала, места урока в системе уроков по данной теме, уровня подготовленности класса, возможности самого учителя и его прогнозов на конечный результат обучения, воспитания и развития школьников;

- формы и методы доведения целей урока до учащихся, их целесообразность;

- степень достижения поставленных целей урока.

2. Анализ структуры урока и его организации:

- соответствие структуры урока его целям, типу урока;

- логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока, целесообразность распределения времени по этапам урока;

- рациональность выбора форм обучения (индивидуальная групповая, фронтальная);

- рациональность оборудования урока в соответствии с возможностями (наличие инструментария);

- рациональная организация труда учителя и учащихся;

- организация начала и конца урока, оптимальный темп ведения урока;

- наличие плана урока и степень его выполнения.

3. Анализ содержания урока:

- соответствие содержания урока требованиям программ;

- научность, доступность, логичность;

- нравственный уровень материала;

- выделение ведущих идей в данной теме;

- связь содержания урока с жизнью;

- профориентационная направленность содержания урока;

- пути формирования самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами содержания материала.

4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя):

- правильность отбора методов, приемов, средств обучения с учетом темы и цели урока, возможностей класса, учебно-материальной базы;

- разнообразие приемов и методов, применяемых на уроке, обеспечивающих формирование у учащихся новых понятий, актуализацию опорных знаний, качественное освоение нового материала, повторение;

- эффективность использования наглядных пособий, ТСО;

- организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ учащихся, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и т.д.);

- оценка методической вооруженности и педагогической техники учителя, включая эмоциональность изложения, образность, точность использования специальной терминологии.

5. Анализ работы и поведение учащихся на уроке (деятельность учащихся):

- внимание, прилежание, дисциплина, активность класса на разных этапах урока;

- интерес к теме, предмету;

- работоспособность на разных этапах урока;

- овладение учащимися рациональными приемами работы, навыками самоконтроля;

- выполнение учащимися единых требований, культура труда учащихся, культура общения (друг с другом, с учителем);

- качество знаний, умений, навыков учащихся, глубина осознанности их знаний, умение вычленять главное, применять знания, умения, навыки в различных ситуациях;

- умение самостоятельно применять знания, самостоятельность суждений;

- реакция на оценку, выставленную учителем.

6. Анализ домашнего задания:

- методы и приемы проверки предыдущего домашнего задания;

- мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели, осознание этих целей учащимися;

- объем домашнего задания;

- характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцирующий);

- посильность домашнего задания, инструктаж;

- предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель вопрос “Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?”).

7. Общие выводы по уроку, предложения:

- оценка самоанализа урока, сделанная учителем;

- общая оценка степени достижения поставленной цели урока;

- аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, заслуживающие внедрения в практику работы других учителей, результативность;

- недостатки урока, диагностика, причины недостатков, конкретные предложения по их устранению;

- рекомендации учителю по самообразованию на основе выводов и предложений, совместное определение сроков повторного контроля.

Приложение 6. Рекомендации к планированию и анализированию уроков:

“Проектирование уроков по курсу “Право”.

1. Урок изучения нового материала или урок-лекция.

2. Урок – обсуждение нового материала.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

4. Комбинированный урок права.

5. Урок применения правовых знаний, умений и навыков (урок - практикум).

6. Урок – игра по праву; урок-диспут.

Требования к проектированию уроков.

1. Определить тему, цели урока, его тип и структуру;

2. Произвести отбор учебного материала на урок;

3. Выбрать методы и приемы обучения, которые будут использованы на конкретном уроке;

4. Подготовить дидактические материалы, пособия, Т.С.О, т.е. просле­дить за методическим обеспечением урока;

5. Определить содержание работы (фронтальной, индивидуальной, груп­повой и т.д.) учащихся на уроке;

6. Составить план занятия (краткий, развернутый) в письменной форме. При этом составление краткого плана урока можно представить в виде заполнения следующей схемы:

1) Основной рекомендацией к самостоятельной организации уроков является -

обязательное составление плана выбранного типа урока (краткого и развернутого).

- При этом составление краткого плана урока можно представить в виде схемы, в которой должны быть отражены:

Номер урока; Тема урока; Тип урока; Цель урока; Основные вопросы; Основные понятия; Основные умения; Межпредметные связи; Средства обучения; Домашнее задание.

- Развернутый е план урока должен обязательно включать в себя:

I. Название темы урока.

П. Цели и задачи урока: образовательная, воспитательная и развивающая.

Ш. Тип урока.

IV.Определение основных вопросов урока.

V. Основные понятия урока.

VI. Методическое обеспечение урока:

- источники и литература,

- оборудование (средства обучения).

VII. Ход урока (в зависимости от выбранного типа урока, раскрывается методика проведения урока по плану с указанием методов и приемов, регламента на этапы урока)

предполагает наличие следующих элементов:

1. Урок изучения нового материала (урок-лекция):

а) оргмомент

б) сообщений темы, целей урока, мотивация учебной деятельности

в) изложение нового материала через раскрытие основных вопросов урока

г) подведение итога урока

д) домашнее задание

2. Урок обобщения и систематизации знаний:

а) оргмомент

б) сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности

в) воспроизведение и коррекция опорных правовых знаний по теме

г) повторение и анализ материала предыдущих уроков конкретной темы

д) обобщение правовых понятий и их использование в процессе выполнения практических заданий (решение задач по праву)

е) усвоение основных теорий и идей через систематизацию правовых знаний всей темы курса

ж) подведение итогов урока

з) домашнее задание.

3. Урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков.

а) оргмомент

б) мотивация учебной деятельности

в) проверка знаний учащихся заданного материала и умения логически их связывать друг с другом (устная беседа: индивидуально, фронтально)

г) проверка знаний учащихся основных правовых понятий по пройден­ному материалу (письменная работа, индивидуальный опрос)

д) проверка глубины осмысления знаний материала (письменный опрос, самостоятельное составление таблицы по теме)

е) решение уже известных правовых ситуаций по теме

ж) применение правовых знаний при решении новых задач по праву, с измененными условиями

з) проверка, анализ и оценка работ учащихся

и) подведение итогов урока.

4. Комбинированный урок.

а) оргмомент

б) проверка домашнего задания

в) сообщение новой темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности

г) изложение нового материала через раскрытие основных вопросов урока

д) закрепление материала урока

е) выставление оценок учащимся

ж) домашнее задание.

5. Урок применения правовых знаний, умений и навыков.

а) оргмомент

б) сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности (должны осознать практическую значимость применяемых знаний, умений и навыков)

в) самостоятельное выполнение учащимися заданий (решение правовых задач, разбор юридических ситуаций, решение кроссвордов по праву, проведение дискуссии на нравственно правовую тему, исполнение ролей в учебно-правовой игре и т.д.) с помощью учителя

г) обобщение и систематизация учащимися результатов своей работы (запить ответов в тетради, логическое окончание диспута, игры и т.д.)

д) отчет о результатах выполненной работы (изложение способов решения задач и их результатов, устное подведение итогов игры, диспута и т.д.)

е) подведение учителем итогов урока

ж) домашнее задание.

Рекомендуемые модели анализов уроков:

I. 1. Одним из основных критериев оценки урока является выявление значимости урока в курсе, т.е. определение его цели и достижение задач данного уровня, рациональности избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения. А также выявить уровень достижения образова­тельных, воспитательных и развивающих задач данного урока.

2. При наблюдении за опросом необходимо обратить внимание на следующие моменты: в какой форме был организован опрос (индивидуальный или фронтальный, устный или письменный), рациональность избранной формы опроса, правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока, оптимальны ли затраты времени на опрос в ходе этого урока, чётко ли была поставлена основная цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений и пр.), удалось ли её реализовать в полной мере; стремился ли учитель использовать обучающий характер опроса, активное участие в нем всех учеников, умело ли поправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики; насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки; как при этом обращалось внимание на усвоение главного, на логичность плана ответа, на прочность знаний и умений применять их на практике.

3. При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее: были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и чётко; умело ли использовалась мотивация учебной деятельности школьников, возбуждался ли интерес к новой теме, обеспечивалась ли должная научность, систематичность и доступность изложения учебного материала, связь его с жизнью, с практическим окружением, насколько логичным было объяснение материала учителем, чётко ли выделялось при этом главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников; оптимальным ли был темп изучения нового, удачно ли сочетались словесные, наглядные и практические методы; умело ли применялись репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения; полностью ли использовались возможности для организации самостоятельной работы школьников на уроке. Применялись ли способы поддержания внимания учеников, активизации их работоспособности их мышления, проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.

4. При наблюдении за выполнением упражнений, направленных на усвоение, углубление и закрепление изучаемого материала, необхо­димо иметь в виду следующее: содействовали подобранные упражнения усвоению главного, существенного в данной теме; насколько логичной оказалась избранная последовательность упражнений, соответствовали ли они одновременному решению задач подобного рода, обеспечивалась ли должная самостоятельность учеников при выполнении упражнений; оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий; ставились ли дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников; как анализировались выполненные задания; выявлялись ли типичные ошибки и затруднения; предлагались ли способы их устранения в дальнейшем; обеспечивался ли самоконтроль учеников за качеством выполнения упражнений; подводились ли итоги их выполнения.

5. При наблюдении за этапом соблюдения домашнего задания надо обратить внимание на следующее: оптимальны ли его объём и слож­ность, смогут ли ученики выполнить за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы; предусмотрел ли учитель способы повышения интереса к домашней работе (новизна знаний, экспе­рименты, наблюдения, поиски собственных примеров, отработка обще­учебных умений и навыков); предложил ли учитель ученикам упражне­ния для домашней работы, предупредил ли о возможных затруднениях, порекомендовал ли пути их преодоления, чётко ли сообщил требова­ния к оформлению домашней работы; были ли дифференцированы домаш­ние задания для наиболее подготовленных учеников и предусмотрены ли формы помощи слабоуспевающим.

При этом

- Обращаем внимание не на факт наличия или отсутствия того или иного действия, а выясняем оптимальность избранного варианта опроса, объяснения практических заданий.

- Не каждый урок можно анализировать с учетом всех перечисленных выше требований, необходимо считаться с аргументацией учителя о выбранных методах и приёмах.

- При анализе урока необходимо обращать внимание на самоанализ проведенного урока и осуществление самооценки достигнутых результатов образовательного. Воспитательного и развивающего характера.

I.2. Анализ урока предполагает ответы на следующие вопросы:

1. Создан ли был необходимый эмоциональный климат?

2. Осознанность учителем видов содержания образования в учебном материале.

3. Соответствие методов и приёмов обучения видам содержания учебному материалу.

4. Уровни достигнутого усвоения содержания учебного правового материала.

5. Какие качества правовых знаний достигнуты ?

6. Степень осознанности правовых знаний и действий учащегося,

7. Логическое внутреннее единство урока.

8. Связь с системой уроков.

9. Оснащенность урока средствами правового обучения.

10. Воспитательная роль урока.

11. Следует обратить внимание на такт учителя, на темп проведения урока, степень индивидуализации урока.

II. Примерная рабочая схема анализа занятия по праву.

I. Общие сведения: Ф.И.О. учителя, дата, школа, класс, количество учащихся по списку, сколько присутствовало, место проведения.

II. Цели посещения (примерные)

ОБЩИЕ: Знакомство с работой учителя. Оказание помощи учителю по какому-либо вопросу.

1. Изучение положительного опыта (с целью обобщения и внедрения в практику своей работы).

2. Изучение методики формирования правовых понятий и развития умений и навыков.

КОНКРЕТНЫЕ: Получить представление о деятельности учителя права в образовательном учреждении, научиться осуществлять самостоятельный анализ педагогической деятельности учителя для будущего эффективного самоанализа своей работы. Познакомиться с трудностями, с которыми учитель права сталкивается в своей повседневной деятельности и научиться их преодолевать. Оценить свои способности к педагогической деятельности в качестве учителя права. И др. (назовите свои конкретные цели посещения, наблюдение и составления анализа занятия).

III. Тип, структура урока.

1. Доминирующая дидактическа задача урока и степень ее реализации.

2. Тип урока, основные элементы (этапы урока и их целесообразность).

3. Длительность каждого элемента и оценка распределения времени на уроке.

4. Насколько удачно определены образовательные, воспитательные и развивающие цели урока и задачи каждого этапа.

Наши рекомендации