Проблема биологического и социального в развитии психики и личности человека.
3. Сознание и бессознательное в психике человека.
4. Особенности психики человека и животных: сравнительный анализ.
5. Мировоззрение и идеалы личности.
6. Потребности и интересы личности.
7. Сравнительный анализ психологических теорий внимания.
8. Индивидуальные особенности памяти человека.
9. Память человека и возможности ее развития.
10. Память, представления и мнемические свойства личности.
11. Восприятие и наблюдательность.
12. Язык, сознание, мышление.
13. Воображение и творчество.
14. Цели и ценностные ориентации личности.
15. Самосознание и самооценка.
16. Свобода воли и личная ответственность.
17. Эмпирическое и теоретическое мышление.
18. Человек как субъект, индивидуальность и личность.
19. Формирование и развитие личности.
20. Сравнительный анализ теорий личности зарубежных и отечественных психологов.
21. Понятие конфликта, основные причины возникновения.
22. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации способы ее разрешения.
23. Психологические трудности в общении, барьеры взаимопонимания. Методы достижения согласия.
24. Средства коммуникации: невербальные средства общения.
25. Роль общения в психическом развитии человека.
26. Механизмы, формы психологической защиты личности.
27. Группы и коллективы. Межличностные отношения в группе.
28. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
29. Виды и возможности развития способностей человека.
30. Темперамент и личность.
31. Темперамент и деятельность.
32. Характер и личность человека. Типология характеров.
33. Виды и роль эмоций в жизни человека.
34. Проблема лидерства в коллективе.
35. Педагогика как наука, ее роль и связь с другими науками.
36. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
37. Ценности и цели современного образования.
38. Педагогическая инноватика в системе общего и профессионального образования.
39. Пути индивидуализации обучения.
40. Педагогический процесс и его структура.
41. Основные теории образования и их влияние на педагогический процесс.
42. Обучение и воспитание как условие и источники психического развития.
43. Особенности традиционных технологий обучения.
44. Понятие и сущность проблемного обучения.
45. Понятие развивающего обучения.
46. Психологические особенности восприятия, понимания и усвоения учебного материала.
47. Понятие деловой игры. Структура и правила деловой игры.
48. Понятие воспитания. Основные идеи зарубежных отечественных концепций воспитания.
49. Понятие и стили педагогического общения.
50. Структура педагогических способностей и педагогического мастерства.
51. Роль семьи в формировании и развитии личности.
52. Место и роль психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности специалиста.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Особенности психологии как науки. Задачи и связь с другими науками.
2. Предмет психологии. Основные этапы эволюции представлений о предмете.
3. Понятие психики и психической деятельности. Функции и закономерности психики.
4. Отрасли психологии.
5. Общая характеристика методов психологического исследования.
6. Потребность и мотив. Мотивационно-личностные аспекты деятельности.
7. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы личности.
8. Классификация эмоциональных процессов.
9. Понятие стресса, способы преодоления.
10. Общее понятие о воле, структура волевого действия.
11. Познавательный процесс внимание: свойства, виды.
12. Ощущение и восприятие, виды ощущений.
13. Восприятие и его свойства.
14. Мышление как психическая деятельность. Мыслительные операции и формы логического мышления.
15. Воображение, его виды и функции.
16. Характеристика памяти и ее видов.
17. Приемы организации и совершенствования памяти.
18. Характер и его структура.
19. Темперамент и его типы.
20. Соотношение между характером и темпераментом.
21. Способности, соотношение между задатками, способностями и склонностями. Виды способностей.
22. Личность, соотношение между понятиями «индивид», «индивидуальность» и «личность».
23. Психологические подходы к изучению личности.
24. Общение и его функции, межличностные и общественные отношения.
25. Общение как обмен информацией, средства общения.
26. Общение как взаимодействие между людьми.
27. Общение как восприятие и познание людьми друг друга.
28. Предмет, задачи и принципы педагогики.
29. Педагогика и ее основные категории.
30. Связь педагогики с психологией и другими науками.
31. Методы педагогического исследования.
32. Сущность процесса обучения, его задачи и принципы.
33. Характеристика форм обучения.
34. Методы обучения.
35. Понятие педагогической технологии. Примеры личностно-ориентированных технологий.
36. Сущность процесса воспитания, его задачи и принципы.
37. Характеристика методов воспитания.
38. Семья как специфическая педагогическая система.
39. Типичные причины семейных конфликтов и способы их преодоления.
40. Психолого-педагогическое воздействие в процессе профессиональной деятельности сотрудников.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Особенности психологии как науки. Задачи и связь с другими науками.
2. Предмет психологии. Основные этапы эволюции представлений о предмете.
3. Понятие психики и психической деятельности, структура психики.
4. Функции и закономерности развития психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
5. Психические процессы, структура сознания.
6. Отрасли (направления) психологии.
7. Общая характеристика методов психологического исследования.
8. Метод наблюдения, его разновидности, преимущества и недостатки.
9. Метод эксперимента, виды эксперимента, их преимущества и недостатки.
10. Метод опроса, его разновидности, преимущества и недостатки.
11. Общая характеристика метода тестирования (проективные методики).
12. Понятие деятельности и ее характеристики. Операционно-технические аспекты деятельности.
13. Потребность и мотив. Мотивационно-личностные аспекты деятельности.
14. Теории мотивации.
15. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы личности.
16. Классификация эмоциональных процессов.
17. Понятие стресса, способы его преодоления.
18. Общее понятие о воле, структура волевого действия.
19. Характеристика способов саморегуляции поведения и деятельности в профессиональной деятельности.
20. Подходы к пониманию природы внимания.
21. Свойства внимания и факторы, определяющие проявление этих свойств.
22. Виды внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное).
23. Ощущение и восприятие, виды ощущений.
24. Восприятие и его свойства, определение представлений.
25. Мышление как психическая деятельность.
26. Становление мышления и его виды.
27. Мыслительные операции и формы логического мышления.
28. Индивидуальные различия мыслительной деятельности и интеллекта.
29. Способы развития мышления.
30. Воображение, его виды и функции.
31. Характеристика памяти и ее видов.
32. Приемы организации и совершенствования памяти.
33. Общая характеристика речи.
34. Характер и его структура.
35. Темперамент и его типы.
36. Соотношение между характером и темпераментом.
37. Способности, соотношение между задатками, способностями и склонностями.
38. Общая характеристика способностей, виды способностей.
39. Личность, соотношение между понятиями «индивид», «индивидуальность» и «личность».
40. Психологические подходы к изучению личности.
41. Общение и его функции, межличностные и общественные отношения.
42. Общение как обмен информацией, средства общения.
43. Общение как взаимодействие между людьми.
44. Общение как восприятие и познание людьми друг друга, механизмы межличностного восприятия.
45. Особенности профессионального общения сотрудников.
46. Объект, предмет, функции, задачи и принципы педагогики.
47. Педагогика и ее основные категории (образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие)
48. Связь педагогики с психологией и другими науками.
49. Методы педагогического исследования.
50. Общая характеристика процесса образования (цели, содержание, структура непрерывного образования, самообразование)
51. Сущность процесса обучения, его задачи и принципы.
52. Характеристика форм обучения.
53. Характеристика методов обучения.
54. Понятие педагогической технологии.
55. Классификация педагогических технологий
56. Сущность процесса воспитания, его задачи и принципы.
57. Характеристика методов воспитания.
58. Характеристика видов воспитания.
59. Семья как специфическая педагогическая система.
60. Типичные причины семейных конфликтов и способы их преодоления.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских занятий
Дисциплина: «Психология и педагогика»
Автор
Василенко Ирина Сергеевна
Издано в авторской редакции
Подписано в печать 31.03.2010.
Формат 60х84/16. Ксерокопия. Таймс. Усл. п.л. 3,0.
Тираж 41 экз. Заказ 2658.
РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии,
344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.
[*] Только для студентов заочной формы обучения.
* То же.