Проблема биологического и социального в развитии психики и личности человека.

3. Сознание и бессознательное в психике человека.

4. Особенности психики человека и животных: сравнительный анализ.

5. Мировоззрение и идеалы личности.

6. Потребности и интересы личности.

7. Сравнительный анализ психологических теорий внимания.

8. Индивидуальные особенности памяти человека.

9. Память человека и возможности ее развития.

10. Память, представления и мнемические свойства личности.

11. Восприятие и наблюдательность.

12. Язык, сознание, мышление.

13. Воображение и творчество.

14. Цели и ценностные ориентации личности.

15. Самосознание и самооценка.

16. Свобода воли и личная ответственность.

17. Эмпирическое и теоретическое мышление.

18. Человек как субъект, индивидуальность и личность.

19. Формирование и развитие личности.

20. Сравнительный анализ теорий личности зарубежных и отечественных психологов.

21. Понятие конфликта, основные причины возникновения.

22. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации способы ее разрешения.

23. Психологические трудности в общении, барьеры взаимопонимания. Методы достижения согласия.

24. Средства коммуникации: невербальные средства общения.

25. Роль общения в психическом развитии человека.

26. Механизмы, формы психологической защиты личности.

27. Группы и коллективы. Межличностные отношения в группе.

28. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

29. Виды и возможности развития способностей человека.

30. Темперамент и личность.

31. Темперамент и деятельность.

32. Характер и личность человека. Типология характеров.

33. Виды и роль эмоций в жизни человека.

34. Проблема лидерства в коллективе.

35. Педагогика как наука, ее роль и связь с другими науками.

36. Средства и методы педагогического воздействия на личность.

37. Ценности и цели современного образования.

38. Педагогическая инноватика в системе общего и профессионального образования.

39. Пути индивидуализации обучения.

40. Педагогический процесс и его структура.

41. Основные теории образования и их влияние на педагогический процесс.

42. Обучение и воспитание как условие и источники психического развития.

43. Особенности традиционных технологий обучения.

44. Понятие и сущность проблемного обучения.

45. Понятие развивающего обучения.

46. Психологические особенности восприятия, понимания и усвоения учебного материала.

47. Понятие деловой игры. Структура и правила деловой игры.

48. Понятие воспитания. Основные идеи зарубежных отечественных концепций воспитания.

49. Понятие и стили педагогического общения.

50. Структура педагогических способностей и педагогического мастерства.

51. Роль семьи в формировании и развитии личности.

52. Место и роль психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности специалиста.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Особенности психологии как науки. Задачи и связь с другими науками.

2. Предмет психологии. Основные этапы эволюции представлений о предмете.

3. Понятие психики и психической деятельности. Функции и закономерности психики.

4. Отрасли психологии.

5. Общая характеристика методов психологического исследования.

6. Потребность и мотив. Мотивационно-личностные аспекты деятельности.

7. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы личности.

8. Классификация эмоциональных процессов.

9. Понятие стресса, способы преодоления.

10. Общее понятие о воле, структура волевого действия.

11. Познавательный процесс внимание: свойства, виды.

12. Ощущение и восприятие, виды ощущений.

13. Восприятие и его свойства.

14. Мышление как психическая деятельность. Мыслительные операции и формы логического мышления.

15. Воображение, его виды и функции.

16. Характеристика памяти и ее видов.

17. Приемы организации и совершенствования памяти.

18. Характер и его структура.

19. Темперамент и его типы.

20. Соотношение между характером и темпераментом.

21. Способности, соотношение между задатками, способностями и склонностями. Виды способностей.

22. Личность, соотношение между понятиями «индивид», «индивидуальность» и «личность».

23. Психологические подходы к изучению личности.

24. Общение и его функции, межличностные и общественные отношения.

25. Общение как обмен информацией, средства общения.

26. Общение как взаимодействие между людьми.

27. Общение как восприятие и познание людьми друг друга.

28. Предмет, задачи и принципы педагогики.

29. Педагогика и ее основные категории.

30. Связь педагогики с психологией и другими науками.

31. Методы педагогического исследования.

32. Сущность процесса обучения, его задачи и принципы.

33. Характеристика форм обучения.

34. Методы обучения.

35. Понятие педагогической технологии. Примеры личностно-ориентированных технологий.

36. Сущность процесса воспитания, его задачи и принципы.

37. Характеристика методов воспитания.

38. Семья как специфическая педагогическая система.

39. Типичные причины семейных конфликтов и способы их преодоления.

40. Психолого-педагогическое воздействие в процессе профессиональной деятельности сотрудников.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Особенности психологии как науки. Задачи и связь с другими науками.

2. Предмет психологии. Основные этапы эволюции представлений о предмете.

3. Понятие психики и психической деятельности, структура психики.

4. Функции и закономерности развития психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

5. Психические процессы, структура сознания.

6. Отрасли (направления) психологии.

7. Общая характеристика методов психологического исследования.

8. Метод наблюдения, его разновидности, преимущества и недостатки.

9. Метод эксперимента, виды эксперимента, их преимущества и недостатки.

10. Метод опроса, его разновидности, преимущества и недостатки.

11. Общая характеристика метода тестирования (проективные методики).

12. Понятие деятельности и ее характеристики. Операционно-технические аспекты деятельности.

13. Потребность и мотив. Мотивационно-личностные аспекты деятельности.

14. Теории мотивации.

15. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы личности.

16. Классификация эмоциональных процессов.

17. Понятие стресса, способы его преодоления.

18. Общее понятие о воле, структура волевого действия.

19. Характеристика способов саморегуляции поведения и деятельности в профессиональной деятельности.

20. Подходы к пониманию природы внимания.

21. Свойства внимания и факторы, определяющие проявление этих свойств.

22. Виды внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное).

23. Ощущение и восприятие, виды ощущений.

24. Восприятие и его свойства, определение представлений.

25. Мышление как психическая деятельность.

26. Становление мышления и его виды.

27. Мыслительные операции и формы логического мышления.

28. Индивидуальные различия мыслительной деятельности и интеллекта.

29. Способы развития мышления.

30. Воображение, его виды и функции.

31. Характеристика памяти и ее видов.

32. Приемы организации и совершенствования памяти.

33. Общая характеристика речи.

34. Характер и его структура.

35. Темперамент и его типы.

36. Соотношение между характером и темпераментом.

37. Способности, соотношение между задатками, способностями и склонностями.

38. Общая характеристика способностей, виды способностей.

39. Личность, соотношение между понятиями «индивид», «индивидуальность» и «личность».

40. Психологические подходы к изучению личности.

41. Общение и его функции, межличностные и общественные отношения.

42. Общение как обмен информацией, средства общения.

43. Общение как взаимодействие между людьми.

44. Общение как восприятие и познание людьми друг друга, механизмы межличностного восприятия.

45. Особенности профессионального общения сотрудников.

46. Объект, предмет, функции, задачи и принципы педагогики.

47. Педагогика и ее основные категории (образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие)

48. Связь педагогики с психологией и другими науками.

49. Методы педагогического исследования.

50. Общая характеристика процесса образования (цели, содержание, структура непрерывного образования, самообразование)

51. Сущность процесса обучения, его задачи и принципы.

52. Характеристика форм обучения.

53. Характеристика методов обучения.

54. Понятие педагогической технологии.

55. Классификация педагогических технологий

56. Сущность процесса воспитания, его задачи и принципы.

57. Характеристика методов воспитания.

58. Характеристика видов воспитания.

59. Семья как специфическая педагогическая система.

60. Типичные причины семейных конфликтов и способы их преодоления.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

Дисциплина: «Психология и педагогика»

Автор

Василенко Ирина Сергеевна

Издано в авторской редакции

Подписано в печать 31.03.2010.

Формат 60х84/16. Ксерокопия. Таймс. Усл. п.л. 3,0.

Тираж 41 экз. Заказ 2658.

РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии,

344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.

[*] Только для студентов заочной формы обучения.

* То же.

Наши рекомендации