Соотношение биологического и социального в развитии личности

В первой концепции, которая существовала на протяжении длительного времени, была биогенетическая концепция (концепция преформизма). Её суть в том, что все свойства и качества личности наследственно предопределены.

Второй концепцией стала социально-генетическая концепция, сторонники которой абсолютизировали значение социальной среды и воспитания.

Третьей концепцией, примиряющей 2 другие и стремящейся учесть их недостатки, стала теория конвергенции (теория сведения двух факторов).

Данная теория предполагает, что среда и воспитание важны и необходимы, т.к. без соответствующих условий среды и воспитания самые высокие наследственные данные остаются лишь потенциальными возможностями, но никакая среда и воспитание не могут вывести развитие личности за наследственно- предопределенные рамки.

Деятельность как фактор развития личности.

Деятельность- форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс приобретения им окружающей и социальной реальности( включ. Его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

В деятельности как активном взаимодействии со средой человек достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенных потребностей.

В процессе деятельности происходит всестороннее развитие личности, формируется его отношение к миру.

Как отмечает В.И. Коркина ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

- Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворяет естеств. потребности.

- Явл. сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижение жизненных целей.

- Становится фактором развития духовного мира человека, формой и условие реализации его культурных потребностей.

- Явл. источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития.

- Обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.

Характеристика:

А) предметность

Б) социальность

В) сознательность

Возрастная периодизация.

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Периодов

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

Грудной период — 1 месяц- 1 год

Раннее детство — 1-3 года

Первое детство — 4-7 лет

Второе детство

мальчики 8-12 лет

девочки 8-11 лет

Подростковый период

юноши 13-16 лет

девушки 12-15 лет

Юношеский период

юноши 17-23 год

девушки 16-21 лет

Зрелый возраст (1 период)

мужчины 24-35 лет

женщины 22-35 лет

Зрелый возраст (2 период)

мужчины 36-60 лет

женщины 36-55 лет

Преклонный возраст

мужчины 61-74 года

женщины 56-74 года

Старческий возраст — 75-90 лет

Долгожители — 90 лет и более

Периодизация Эльконина

Этап раннего детства

Младенчество (до года)

Ранний возраст (1-3 года)

Этап детства

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Этап отрочества

Подростковый возраст (11-15 лет)

Ранняя юность (15-17 лет)

20.Понятие «акселерация». Неравномерности развития.

Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с фи­зиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности.

До появления акселерации в 50—60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным.

В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных нравственных качеств.

К 13— 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей.

Среди основных причин акселерации выделяются:

общие темпы ускорения жизни,

улучшение материальных условий,

повышение качества питания и медицинского обслуживания,

улучшение ухода за детьми в раннем возрасте,

искоренение многих тяжелых детских недугов.

радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ве­дущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда;

уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост всего организма.

Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Неравномерность проявляется в неодинаковых темпах развития одной и той же психической функции, психического качества на разных этапах становления.

Наши рекомендации