Схема 1. Анализ состояния воспитательной работы в классе.
Пояснительная записка
В основе педагогической практики студентов университета лежит необходимость применения и закрепления в умениях и навыках теоретических знаний, фундаментальных образовательных положений деятельностного подходов, базирующихся на общечеловеческих и гражданских ценностях.
Смысл педпрактики – в «переводе» педагогических знаний в инструмент педагогической деятельности, в выработке творческого исследовательского подхода к ней, в непрерывном обогащении психолого-педагогических и специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных педагогических задач.
Педпрактика нацелена на адаптацию и индивидуализацию личности студента в режиме репродуктивной и творческой деятельности в условиях реального образовательного процесса.
Основная цель педпрактики - приобретение студентами опыта профессиональной педагогической деятельности на основе включения студента в целостный педагогический процесс образовательного учреждения как учителя-воспитателя.
Задачи практики:
- овладение профессионально-педагогическими умениями, составляющими основу проектной деятельности классного руководителя (умения осуществлять диагностику состояния образовательного процесса, анализировать реальное состояние воспитательной работы в классе, осуществлять целеполагание, планировать деятельность классного руководителя, осуществлять самоанализ и др.);
- совершенствование умений по организации воспитательной работы в детском коллективе, исходя из потребностей обучающихся, школы, с учетом реальных возможностей;
- развитие культуры педагогической деятельности студента, формирование я-концепции будущего педагога.
Студент должен знать:
- сущность образовательных процессов и общие вопросы его организации;
- методы формирования навыков самостоятельной работы учащихся и развития их творческих способностей и логического мышления.
Студент должен уметь:
· знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов образовательного процесса;
- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;
- обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а так же требованиям общества.
- разрабатывать и проводить различные по форме воспитательные занятия, адаптируя их к разным особенностям учащихся;
- организовывать различные виды деятельности учащихся, управлять ими и оценивать их результаты;
Базы практики
В качестве базы практики студентам предлагаются средние общеобразовательные школы.
В г. Абакане: СШ № 1, СШ № 3, СШ № 10, СШ № 11, СШ № 14, СШ № 19, СШ № 22, СШ № 24, СШ № 25, СШ № 30, Республиканская национальная гимназия.
Организация практики
Организация и проведение производственной практики обеспечивается деятельностью группового руководителя по специальности, руководителей практики от учреждения-базы практики и взаимодействующими с ними студентами-практикантами. Все взаимодействия руководителей практики со студентом-практикантом фиксируются руководителями письменно в контрольно-зачетной книжке по педагогической практике.
Групповой руководитель производственной практики по педагогике:
· участвует в проведении установочной и итоговой конференций;
· выдает студентам задания по педагогике;
· согласует индивидуальные планы работы студентов на период практики в части воспитательной и исследовательской работы;
· в течение практики проводит консультирование студентов по вопросам методики организации и проведения воспитательных мероприятий, их анализа и самоанализа;
· руководит проведением студентами воспитательных мероприятий, и контролирует их выполнение студентом, выборочно посещая мероприятия;
· проводит анализ воспитательных мероприятий, проведенных студентами;
· проверяет отчётную документацию студентов-практикантов по педагогике, и выставляет дифференцированную оценку за выполнение заданий индивидуального плана;
· составляет отчёт о качестве выполнения студентами заданий по педагогике, включающий предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации практики и представляет его руководителю производственной практике по специальности в 6-дневный срок по окончании практики.
Классный руководитель:
· организует совместно с вузовскими руководителями прохождение производственной практики закреплённых за ним студентов-практикантов на рабочем месте (помощник классного руководителя);
· знакомит студентов с организацией работы на конкретном рабочем месте;
· проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, обеспечивает соблюдение трудового законодательства и правил техники безопасности;
· осуществляет постоянный контроль за производственной воспитательной работой студентов-практикантов, помогает им правильно выполнить работу, предусмотренную индивидуальным планом;
· составляет производственную характеристику на воспитательную работу студента с указанием дифференцированной оценки;
· вносит предложения руководству учреждения - базы практики и руководителю практики по специальности института (факультета) по совершенствованию организации производственной практики студентов.
Студент-практикант:
· участвует в работе установочной конференции;
· соблюдает правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, требования по охране труда;
· выполняет распоряжения руководителей практики, администрации учреждения базы-практики;
· по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращается к руководителям практики;
· находится в школе ежедневно в течение не менее 4 часов и своевременно выполняет все виды работы, предусмотренные программой практики;
· имеет право посещать все уроки и все виды внеклассных мероприятий в закрепленном классе (по предварительному согласованию с учителем) и все массовые воспитательные мероприятия в учреждении;
· пользуется библиотекой, кабинетами, учебно-методическими пособиями учреждения-базы практики;
· проявляет интерес к педагогической профессии и целеустремленно овладевает педагогическими умениями, показывает пример дисциплинированности, организованности, педагогического такта;
· осуществляет учебно-воспитательный процесс (в соответствии с индивидуальным планом-заданием практики) в различных формах, использует педагогические технологии или их отдельные элементы;
· присутствует на заседаниях педагогического совета, методического объединения, на собраниях родителей и учащихся, вносит свои предложения об улучшении учебно-воспитательной работы учреждения;
· занимается самовоспитанием;
· развивает культуру общения и культуру речи;
· соблюдает требования, предъявляемые к внешнему виду учителя;
· своевременно готовит требуемую отчетную документацию по всем видам заданий и представляет ее надлежащим руководителям не позднее дня окончания практики;
· защищает свой отчет по педагогической практике на итоговой конференции.
Задание по педагогике
Содержание деятельности студента-практиканта.
- В ходе практики студент проводит диагностику развития личности школьника и ученического коллектива. Диагностические методики представлены в приложении 2. Студент может выбрать методики, как из предложенного перечня, так и из дополнительной литературы.
- Осуществляет анализ состояния воспитательной работы в классе.
- На основе аналитико-диагностической деятельности выделяет имеющиеся проблемы воспитательной работы с классом, определяет 2-3 приоритетных направления, осуществляет планирование на период практики.
- Осуществляет его воспитательную работу в школе в соответствии с функциями классного руководителя.
- Организует взаимодействие с учащимися по приоритетным направлениям в разнообразных формах воспитательной работы (классные часы, групповое творческое дело (ГТД), устный журнал, праздники, конкурсы, индивидуальная работа с учащимися и др.), адекватных поставленным задачам (см. Приложение 2). Обязательными является проведение классного часа и ГТД. Студент проводит не менее 2-х зачетных воспитательных мероприятий.
- Анализирует воспитательную работу и ее результаты.
Отчетная документация студента по практике.
- Контрольно-зачетная книжка, заполненная в соответствии с требованиями.
- Анализ состояния воспитательной работы в классе (схема 1).
- План воспитательной работы на период практики (схема 2).
- Методическая разработка ГТД (воспитательного мероприятия) и самоанализ (схема 3, 5).
- Анализ результатов педагогической практики (схема 5).
Примечание.
По итогам практики классный руководитель дает письменную характеристику с рекомендуемой оценкой за проведенную студентом воспитательную работу в классе (в аттестационной книжке). В случае если студент выполнил не всю программу практики, преподаватель кафедры педагогики имеет право снизить отметку за воспитательную работу. Преподаватель кафедры педагогики выставляет две оценки: 1) за воспитательную работу (с учетом оценки классного руководителя); 2) за представленную отчетную документацию.
Схема 3. Примерная схема методической разработки внеклассного мероприятия.
- Тема
- Форма проведения
- Воспитательно-образовательные цель и задачи данного вида мероприятия с учащимися.
- План подготовительной работы.
- Оборудование и оформление.
- План проведения мероприятий, его основные этапы и их деятельность.
- Конспект мероприятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).
- Используемая литература.
Схема 4. Примерная схема психолого-педагогического самоанализа воспитательного мероприятия.
- Школа, класс, форма проведения, вид работы, тема проводимого внеклассного мероприятия
- Цели и задачи проводимой работы.
- Педагогическое обоснование выбора темы и формы:
- почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы;
- соответствие его задачам воспитательной работы в данном классе;
- отвечает ли реальным потребностям и интересам учащихся данного класса;
- соответствие возрастным особенностям.
- Характеристика подготовительной работы (степень участия в подготовке мероприятия детского коллектива, органов самоуправления, отдельных учащихся; уровень активности и самостоятельности при подготовке мероприятия, способы стимулирования инициативы и активности; характер педагогического руководства детским коллективом при подготовке мероприятия).
- Оценка содержания и методики проводимого мероприятия:
- соответствие содержания мероприятия поставленной цели;
- познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
- эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;
- приемы и методы, использованные в работе, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
- связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.
- Соотношение прогнозируемых и полученных результатов (эффективность).
- Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения подобных мероприятий.
Приложение 1.
Приложение 2.
СПАСИБО.
Дата заполнения
Рекомендации по заполнению диагностической карты
А Н К Е Т А
Цель: выявление доминирующих мотивов школьников в выборе деятельности во внеурочное время
- Какой полезной деятельность ты занимаешься после уроков в школе и вне школы?
кружок, секция ___________________________________________________________________________
Назови какой, где?
клуб по интересам (общения)________________________________________________________________
Какой? Где?
общественная организация__________________________________________________________________
Какая? Где?
общественное поручение __________________________________________________________________
Какое? Где?
трудовая деятельность ____________________________________________________________________
Где? Какая? Сколько часов в неделю?
другие виды деятельности __________________________________________________________________
назови конкретно
- Почему ты выбрал (а) этот вид деятельности (подчеркни): желание себя испытать в конкретной деятельности; лучше узнать свои возможности; интерес к этой деятельности; желание как можно больше узнать о конкретной деятельности; пригодится в профессиональном самоопределении; пригодится для общего развития; интересно общаться с ребятами, единомышленниками; возможность самоутвердиться среди сверстников, друзей; желание быть духовно богаче; нравится руководитель; заставляют родители; другое _____________________________________
впиши сам (а)
- Сколько лет вы занимаетесь данным видом деятельности: а) первый год; б) два года и больше;
в) другое____________________________ _______________________________________________
впиши сам (а)
- Каковы твои успехи в данной деятельности?
Участие в олимпиадах ___________________________________________________________________
Каких? Результат?
Участие в концертах ____________________________________________________________________
Где? Каких?
Участие в конкурсах ____________________________________________________________________
Где? Место?
Участие в соревнованиях ________________________________________________________________
Где? Каких? Результат?
Участие в общественных форумах _________________________________________________________
школьных, городских, республиканских, результат
другое_________________________________________________________________________________
- Приходилось ли тебе менять вид внеурочной деятельности (кружок, секцию и др.) в течение года? а) да; б) нет; в) другое___________________________________________________________
- Почему ты перестал заниматься любимым делом?
а) мешает учебе; б) нет денег для оплаты; в) не сложились отношения с руководителем;
г) разочаровался д) другое _________________________________________________________
впиши сам (а)
С П А С И Б О.
Возраст, пол, дата
А Н К Е Т А
Н К Е Т А
А Н К Е Т А
Интересно ли тебе в школе?
- Достаточно ли тебе дает школа знаний, чтобы самоопределится в жизни?
а) да; б) нет; в) в основном.
- Где ты пополняешь свои знания?
а) подготовительные курсы; б) репетиторство; в) интернет; г) библиотека
- Интересно ли в школе организована внеурочная деятельность?
а) да; б) нет; в) иногда.
- Назови вид деятельности, в котором ты принимаешь участие в школе после уроков?
б) интеллектуальная (факультативы, спецкурсы) _______________________________________________
Какие?
в) творческая (кружки, клубы, студии) ________________________________________________________
г) спортивная (секции, спорт клубы) __________________________________________________________
д) хозяйственная деятельность (уборка, ремонт мебели, пособий) _________________________________
Назови
_________________________________________________________________________________________
конкретно, какое количество?
е) благотворительная (помощь престарелым, шефство над детским домом, младшим школьникам, подарки воинам) ___________________________________________________________________________
Какая конкретно?
ж) экологическая (озеленение школы, класса, охрана природы и др.) ______________________________
_________________________________________________________________________________________
Какая конкретно? Как часто?
з) досуговая деятельность (вечера, конкурсы, дискотеки) ________________________________________
Как часто?
_________________________________________________________________________________________
Какие?
и) компьютерный класс ____________________________________________________________________
Как часто? Цель?
к) другая деятельность _____________________________________________________________________
Какая конкретно?
_________________________________________________________________________________________
- Чем ты занимаешься в свободное от школы время:
а) школы (художественная, спортивная, музыкальная, компьютерная и др.)_________________________
назови
б) кружки, клубы общения, студии ___________________________________________________________
Назови какие? Где?
_________________________________________________________________________________________
в) секции, спорт клубы _____________________________________________________________________
Назови какие? Где?
_________________________________________________________________________________________
г) общественные организации _______________________________________________________________
Назови какие? Как часто?
_________________________________________________________________________________________
д) религиозные центры _____________________________________________________________________
Назови какие? Как часто?
е) общение с друзьями _____________________________________________________________________
На чем основано общение?
ж) люблю проводить время дома (чтение, компьютер, вязание, помогаю по дому, другое…)
_________________________________________________________________________________________
чем именно?
з) работаю (сколько часов в неделю?)_________________________________________________________
- Как организовать школьную жизнь, чтобы тебе было интересно (учебную, внеучебную)?
Твои рассуждения: ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Дата_________________твой возраст______________________
Методическая карта ГТД
Тема:
Цели, задачи:
Место:
Время:
Советы организатору (В чем особенности формы? Что нужно учесть организатору):
Этапы ГТД
- Коллективный выбор дела.
- Коллективное планирование (Для кого? С кем? Когда?). Распределение поручений.
- Подготовка ГТД по микрогруппам.
- Проведение ГТД (краткое описание хода ГТД).
- Коллективное подведение итогов ГТД:
o - Что было хорошо? Почему?
o Что не удалось? Почему?
o Что предлагаем на будущее?
- Педагогический анализ.
Выводы.
РАССКАЖИ О ШКОЛЕ
(анкета для учащихся, заполняется родителями по ответам ребенка)
Вопросы | Ответы в баллах | ||
1. Тебе нравится в школе?
| |||
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
| |||
3. Если бы учитель сказал что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
| |||
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
| |||
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
| |||
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены:
| |||
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?
| |||
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
| |||
9. У тебя в классе много друзей?
| |||
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
| |||
Суммарный балл |
3 балла – первый ответ; 1 балл – второй ответ; 0 баллов – третий ответ.
Задания по психологии
Основные виды деятельности студента:
- наблюдение взаимоотношений учеников;
- применение на практике эмпирических методов исследования психологического развития класса как коллектива;
- документальное оформление результатов психологического исследования.
При помощи тестов можно выявить особенности психологического климата в ученическом коллективе, взаимоотношений в классе, принимаемые и отвергаемые ценности учениками. Используя результаты диагностики, студент может предложить свою программу воспитательных мероприятий с ученическим коллективом как классный руководитель. При диагностике классного коллектива студент должен использовать не менее 4 (четырех) тестов.
Отчетная документация:
Дневник психологических наблюдений;
Характеристика психологического климата в классе по 4 методикам, содержащимся в программе практики;
Методика | Цель |
1. Внешнегрупповая референтометрия | Определение референтных (начимых) людей для учеников |
2. Шкала психологической близости | Определение круга психологически близких людей ученика |
3. Определение индекса групповой сплоченности ( Сишор) | Определение степени интеграции группы |
4.Экспрес-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе (О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто) | Определение эмоционального, поведенческого и когнитивного компонента отношений в коллективе (нравится -не нравится данный коллектив его членам, есть или нет желания работать в нем, знают ли особенности членов коллектива) |
5. Тест на оценку самоконтроля в общении | Определение уровня коммуникативного контроля |
7. Тест "Исследование уровня субъективного контроля" | |
8. Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентационного единства, Немов Р. О.) | Определение уровня ценностно-ориентационного единства, сплоченности коллектива |
9. Методика "Q-сортировка тенденций поведения в группе" | Выявление оценки каждым членом тенденций поведения членов группы( зависимость-независимость от группы, общительность-необщительность и др.) |
10. Карта-схема общей оценки психологического климата (Лутошкин А. И.) | Общая оценка каждым членом коллектива некоторых основных проявлений социально-психологического климата в коллективе (СПК) |
11. Оперативная диагностика социально-психологической атмосферы: шкала - опросника Ф. Фидлера | Оперативная оценка социально-психологической атмосферы, характерной для коллектива в тот или иной период времени |
12. Изучение ЦОЕ коллектива ( В. В.Шпалинский) | Исследование уровня развития и ценностно-ориентационного единства коллектива |
Тестовый материал
Инструкция:"Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе".
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо: ,
а) внимательно прочитать варианты ответа;
б) выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему
мнению;
в) поставить знак "+" в пустой клетке против выбранного
Вами ответа.
1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива -хорошие, симпатичные люди. В нашем коллективе есть всякие люди. Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные. |
2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
-Нет, конечно
-Скорее нет, чем да
-Не знаю, не задумывался об этом
- Да, конечно
3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:
-Деловых качеств большинства членов коллектива,
-Личных качеств большинства членов коллектива
Да Пожалуй, да Не знаю, не думал об этом Пожалуй, нет Нет |
4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
5) Если бы у Вас возникла возможность провести каникулы вместе с членами Вашего коллектива, то, как бы Вы к этому отнеслись?
Это меня бы вполне устроило. Не знаю, не задумывался над этим. Это меня бы совершенно не устроило. |
6) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам: :
Нет, не мог бы. Не могу сказать, не задумывался над этим. Да, мог бы. |
7) Какая атмосфера преобладает в Вашем коллективе?
На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток Вы бы поместили бы свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
8) Как Вы думаете, если бы Вы ушли в другую школу или долго не учились по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
Да, конечно.
Скорее да, чем нет.
Затрудняюсь ответить.
Скорее нет, чем да.
Нет, конечно.
Обработка результатов
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1;-1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
— положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа —положительные, а третий имеет любой другой знак);
— отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа — отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);
— неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.
Участник опроса | Эмоциональный компонент | Когнитивный компонент | Поведенческий компонент |
… | |||
… | |||
n |
В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков:+;-;0.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента
где S (+) — количество положительных ответов, содержащихся в столбце, S (-)—количество отрицательных ответов, n —число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние данные. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от -Ю ,ЗЗдо+1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, неопределенными, а третий — положительными.
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
1) полностью положительное;
2) положительное;
3) полностью отрицательное;
4) отрицательное;
5) противоречивое, неопределенное.
В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как в целом благоприятный; в третьем—как совершенно неудовлетворительный; в четвертом — как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.
В опросном листе вопросы 1,4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5,8 — к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.
Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования — 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.
Подсчет результатов
По одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла—у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов — у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов — у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Методика 6. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ
(ОПРОСНИК "БАССА-ДАРКИ")
Цель. Диагностика преобладающего вида агрессивной реакции.
Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри);
как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
ОПРОСНИК
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим | да | нет |
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю | да | нет |
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | да | нет |
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню | да | нет |
5. Я не всегда получаю то, что мне положено | да | нет |
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | да | нет |
7. Есл |