Схема 1. Анализ состояния воспитательной работы в классе.

Пояснительная записка

В основе педагогической практики студентов университета лежит необходимость применения и закрепления в умениях и навыках теоретических знаний, фундаментальных образовательных положений деятельностного подходов, базирующихся на общечеловеческих и гражданских ценностях.

Смысл педпрактики – в «переводе» педагогических знаний в инструмент педагогической деятельности, в выработке творческого исследовательского подхода к ней, в непрерывном обогащении психолого-педагогических и специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных педагогических задач.

Педпрактика нацелена на адаптацию и индивидуализацию личности студента в режиме репродуктивной и творческой деятельности в условиях реального образовательного процесса.

Основная цель педпрактики - приобретение студентами опыта профессиональной педагогической деятельности на основе включения студента в целостный педагогический процесс образовательного учреждения как учителя-воспитателя.

Задачи практики:

- овладение профессионально-педагогическими умениями, составляющими основу проектной деятельности классного руководителя (умения осуществлять диагностику состояния образовательного процесса, анализировать реальное состояние воспитательной работы в классе, осуществлять целеполагание, планировать деятельность классного руководителя, осуществлять самоанализ и др.);

- совершенствование умений по организации воспитательной работы в детском коллективе, исходя из потребностей обучающихся, школы, с учетом реальных возможностей;

- развитие культуры педагогической деятельности студента, формирование я-концепции будущего педагога.

Студент должен знать:

  • сущность образовательных процессов и общие вопросы его организации;
  • методы формирования навыков самостоятельной работы учащихся и развития их творческих способностей и логического мышления.

Студент должен уметь:

· знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов образовательного процесса;

  • учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;
  • обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а так же требованиям общества.
  • разрабатывать и проводить различные по форме воспитательные занятия, адаптируя их к разным особенностям учащихся;
  • организовывать различные виды деятельности учащихся, управлять ими и оценивать их результаты;

Базы практики

В качестве базы практики студентам предлагаются средние общеобразовательные школы.

В г. Абакане: СШ № 1, СШ № 3, СШ № 10, СШ № 11, СШ № 14, СШ № 19, СШ № 22, СШ № 24, СШ № 25, СШ № 30, Республиканская национальная гимназия.

Организация практики

Организация и проведение производственной практики обеспечивается деятельностью группового руководителя по специальности, руководителей практики от учреждения-базы практики и взаимодействующими с ними студентами-практикантами. Все взаимодействия руководителей практики со студентом-практикантом фиксируются руководителями письменно в контрольно-зачетной книжке по педагогической практике.

Групповой руководитель производственной практики по педагогике:

· участвует в проведении установочной и итоговой конференций;

· выдает студентам задания по педагогике;

· согласует индивидуальные планы работы студентов на период практики в части воспитательной и исследовательской работы;

· в течение практики проводит консультирование студентов по вопросам методики организации и проведения воспитательных мероприятий, их анализа и самоанализа;

· руководит проведением студентами воспитательных мероприятий, и контролирует их выполнение студентом, выборочно посещая мероприятия;

· проводит анализ воспитательных мероприятий, проведенных студентами;

· проверяет отчётную документацию студентов-практикантов по педагогике, и выставляет дифференцированную оценку за выполнение заданий индивидуального плана;

· составляет отчёт о качестве выполнения студентами заданий по педагогике, включающий предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации практики и представляет его руководителю производственной практике по специальности в 6-дневный срок по окончании практики.

Классный руководитель:

· организует совместно с вузовскими руководителями прохождение производственной практики закреплённых за ним студентов-практикантов на рабочем месте (помощник классного руководителя);

· знакомит студентов с организацией работы на конкретном рабочем месте;

· проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, обеспечивает соблюдение трудового законодательства и правил техники безопасности;

· осуществляет постоянный контроль за производственной воспитательной работой студентов-практикантов, помогает им правильно выполнить работу, предусмотренную индивидуальным планом;

· составляет производственную характеристику на воспитательную работу студента с указанием дифференцированной оценки;

· вносит предложения руководству учреждения - базы практики и руководителю практики по специальности института (факультета) по совершенствованию организации производственной практики студентов.

Студент-практикант:

· участвует в работе установочной конференции;

· соблюдает правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, требования по охране труда;

· выполняет распоряжения руководителей практики, администрации учреждения базы-практики;

· по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращается к руководителям практики;

· находится в школе ежедневно в течение не менее 4 часов и своевременно выполняет все виды работы, предусмотренные программой практики;

· имеет право посещать все уроки и все виды внеклассных мероприятий в закрепленном классе (по предварительному согласованию с учителем) и все массовые воспитательные мероприятия в учреждении;

· пользуется библиотекой, кабинетами, учебно-методическими пособиями учреждения-базы практики;

· проявляет интерес к педагогической профессии и целеустремленно овладевает педагогическими умениями, показывает пример дисциплинированности, организованности, педагогического такта;

· осуществляет учебно-воспитательный процесс (в соответствии с индивидуальным планом-заданием практики) в различных формах, использует педагогические технологии или их отдельные элементы;

· присутствует на заседаниях педагогического совета, методического объединения, на собраниях родителей и учащихся, вносит свои предложения об улучшении учебно-воспитательной работы учреждения;

· занимается самовоспитанием;

· развивает культуру общения и культуру речи;

· соблюдает требования, предъявляемые к внешнему виду учителя;

· своевременно готовит требуемую отчетную документацию по всем видам заданий и представляет ее надлежащим руководителям не позднее дня окончания практики;

· защищает свой отчет по педагогической практике на итоговой конференции.

Задание по педагогике

Содержание деятельности студента-практиканта.

  1. В ходе практики студент проводит диагностику развития личности школьника и ученического коллектива. Диагностические методики представлены в приложении 2. Студент может выбрать методики, как из предложенного перечня, так и из дополнительной литературы.
  2. Осуществляет анализ состояния воспитательной работы в классе.
  3. На основе аналитико-диагностической деятельности выделяет имеющиеся проблемы воспитательной работы с классом, определяет 2-3 приоритетных направления, осуществляет планирование на период практики.
  4. Осуществляет его воспитательную работу в школе в соответствии с функциями классного руководителя.
  5. Организует взаимодействие с учащимися по приоритетным направлениям в разнообразных формах воспитательной работы (классные часы, групповое творческое дело (ГТД), устный журнал, праздники, конкурсы, индивидуальная работа с учащимися и др.), адекватных поставленным задачам (см. Приложение 2). Обязательными является проведение классного часа и ГТД. Студент проводит не менее 2-х зачетных воспитательных мероприятий.
  6. Анализирует воспитательную работу и ее результаты.

Отчетная документация студента по практике.

  1. Контрольно-зачетная книжка, заполненная в соответствии с требованиями.
  2. Анализ состояния воспитательной работы в классе (схема 1).
  3. План воспитательной работы на период практики (схема 2).
  4. Методическая разработка ГТД (воспитательного мероприятия) и самоанализ (схема 3, 5).
  5. Анализ результатов педагогической практики (схема 5).

Примечание.

По итогам практики классный руководитель дает письменную характеристику с рекомендуемой оценкой за проведенную студентом воспитательную работу в классе (в аттестационной книжке). В случае если студент выполнил не всю программу практики, преподаватель кафедры педагогики имеет право снизить отметку за воспитательную работу. Преподаватель кафедры педагогики выставляет две оценки: 1) за воспитательную работу (с учетом оценки классного руководителя); 2) за представленную отчетную документацию.

Схема 3. Примерная схема методической разработки внеклассного мероприятия.

  1. Тема
  2. Форма проведения
  3. Воспитательно-образовательные цель и задачи данного вида мероприятия с учащимися.
  4. План подготовительной работы.
  5. Оборудование и оформление.
  6. План проведения мероприятий, его основные этапы и их деятельность.
  7. Конспект мероприятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).
  8. Используемая литература.

Схема 4. Примерная схема психолого-педагогического самоанализа воспитательного мероприятия.

  1. Школа, класс, форма проведения, вид работы, тема проводимого внеклассного мероприятия
  2. Цели и задачи проводимой работы.
  3. Педагогическое обоснование выбора темы и формы:
    • почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы;
    • соответствие его задачам воспитательной работы в данном классе;
    • отвечает ли реальным потребностям и интересам учащихся данного класса;
    • соответствие возрастным особенностям.
  4. Характеристика подготовительной работы (степень участия в подготовке мероприятия детского коллектива, органов самоуправления, отдельных учащихся; уровень активности и самостоятельности при подготовке мероприятия, способы стимулирования инициативы и активности; характер педагогического руководства детским коллективом при подготовке мероприятия).
  5. Оценка содержания и методики проводимого мероприятия:
    • соответствие содержания мероприятия поставленной цели;
    • познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
    • эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;
    • приемы и методы, использованные в работе, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
    • связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.
  6. Соотношение прогнозируемых и полученных результатов (эффективность).
  7. Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения подобных мероприятий.

Приложение 1.

Приложение 2.

СПАСИБО.

Дата заполнения

Рекомендации по заполнению диагностической карты

А Н К Е Т А

Цель: выявление доминирующих мотивов школьников в выборе деятельности во внеурочное время

  1. Какой полезной деятельность ты занимаешься после уроков в школе и вне школы?

кружок, секция ___________________________________________________________________________

Назови какой, где?

клуб по интересам (общения)________________________________________________________________

Какой? Где?

общественная организация__________________________________________________________________

Какая? Где?

общественное поручение __________________________________________________________________

Какое? Где?

трудовая деятельность ____________________________________________________________________

Где? Какая? Сколько часов в неделю?

другие виды деятельности __________________________________________________________________

назови конкретно

  1. Почему ты выбрал (а) этот вид деятельности (подчеркни): желание себя испытать в конкретной деятельности; лучше узнать свои возможности; интерес к этой деятельности; желание как можно больше узнать о конкретной деятельности; пригодится в профессиональном самоопределении; пригодится для общего развития; интересно общаться с ребятами, единомышленниками; возможность самоутвердиться среди сверстников, друзей; желание быть духовно богаче; нравится руководитель; заставляют родители; другое _____________________________________

впиши сам (а)

  1. Сколько лет вы занимаетесь данным видом деятельности: а) первый год; б) два года и больше;

в) другое____________________________ _______________________________________________

впиши сам (а)

  1. Каковы твои успехи в данной деятельности?

Участие в олимпиадах ___________________________________________________________________

Каких? Результат?

Участие в концертах ____________________________________________________________________

Где? Каких?

Участие в конкурсах ____________________________________________________________________

Где? Место?

Участие в соревнованиях ________________________________________________________________

Где? Каких? Результат?

Участие в общественных форумах _________________________________________________________

школьных, городских, республиканских, результат

другое_________________________________________________________________________________

  1. Приходилось ли тебе менять вид внеурочной деятельности (кружок, секцию и др.) в течение года? а) да; б) нет; в) другое___________________________________________________________
  1. Почему ты перестал заниматься любимым делом?

а) мешает учебе; б) нет денег для оплаты; в) не сложились отношения с руководителем;

г) разочаровался д) другое _________________________________________________________

впиши сам (а)

С П А С И Б О.

Возраст, пол, дата

А Н К Е Т А

Н К Е Т А

А Н К Е Т А

Интересно ли тебе в школе?

  1. Достаточно ли тебе дает школа знаний, чтобы самоопределится в жизни?

а) да; б) нет; в) в основном.

  1. Где ты пополняешь свои знания?

а) подготовительные курсы; б) репетиторство; в) интернет; г) библиотека

  1. Интересно ли в школе организована внеурочная деятельность?

а) да; б) нет; в) иногда.

  1. Назови вид деятельности, в котором ты принимаешь участие в школе после уроков?

б) интеллектуальная (факультативы, спецкурсы) _______________________________________________

Какие?

в) творческая (кружки, клубы, студии) ________________________________________________________

г) спортивная (секции, спорт клубы) __________________________________________________________

д) хозяйственная деятельность (уборка, ремонт мебели, пособий) _________________________________

Назови

_________________________________________________________________________________________

конкретно, какое количество?

е) благотворительная (помощь престарелым, шефство над детским домом, младшим школьникам, подарки воинам) ___________________________________________________________________________

Какая конкретно?

ж) экологическая (озеленение школы, класса, охрана природы и др.) ______________________________

_________________________________________________________________________________________

Какая конкретно? Как часто?

з) досуговая деятельность (вечера, конкурсы, дискотеки) ________________________________________

Как часто?

_________________________________________________________________________________________

Какие?

и) компьютерный класс ____________________________________________________________________

Как часто? Цель?

к) другая деятельность _____________________________________________________________________

Какая конкретно?

_________________________________________________________________________________________

  1. Чем ты занимаешься в свободное от школы время:

а) школы (художественная, спортивная, музыкальная, компьютерная и др.)_________________________

назови

б) кружки, клубы общения, студии ___________________________________________________________

Назови какие? Где?

_________________________________________________________________________________________

в) секции, спорт клубы _____________________________________________________________________

Назови какие? Где?

_________________________________________________________________________________________

г) общественные организации _______________________________________________________________

Назови какие? Как часто?

_________________________________________________________________________________________

д) религиозные центры _____________________________________________________________________

Назови какие? Как часто?

е) общение с друзьями _____________________________________________________________________

На чем основано общение?

ж) люблю проводить время дома (чтение, компьютер, вязание, помогаю по дому, другое…)

_________________________________________________________________________________________

чем именно?

з) работаю (сколько часов в неделю?)_________________________________________________________

  1. Как организовать школьную жизнь, чтобы тебе было интересно (учебную, внеучебную)?

Твои рассуждения: ________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Дата_________________твой возраст______________________

Методическая карта ГТД

Тема:

Цели, задачи:

Место:

Время:

Советы организатору (В чем особенности формы? Что нужно учесть организатору):

Этапы ГТД

  1. Коллективный выбор дела.
  2. Коллективное планирование (Для кого? С кем? Когда?). Распределение поручений.
  3. Подготовка ГТД по микрогруппам.
  4. Проведение ГТД (краткое описание хода ГТД).
  5. Коллективное подведение итогов ГТД:

o - Что было хорошо? Почему?

o Что не удалось? Почему?

o Что предлагаем на будущее?

  1. Педагогический анализ.

Выводы.

РАССКАЖИ О ШКОЛЕ

(анкета для учащихся, заполняется родителями по ответам ребенка)

Вопросы Ответы в баллах
1. Тебе нравится в школе?
  • да
  • не очень
  • нет
     
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  • иду с радостью
  • бывает по-разному
  • чаще хочется остаться дома
     
3. Если бы учитель сказал что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
  • пошел бы в школу
  • не знаю
  • остался бы дома
     
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • не хотел бы
  • не знаю
  • хотел бы
     
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
  • не хотел бы
  • не знаю
  • хотел бы
     
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены:
  • нет
  • не знаю
  • хотел бы
     
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?
  • часто
  • редко
  • не рассказываю
     
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
  • мне нравится наш учитель
  • точно не знаю
  • хотел бы
     
9. У тебя в классе много друзей?
  • много
  • мало
  • нет друзей
     
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся
     
Суммарный балл  

3 балла – первый ответ; 1 балл – второй ответ; 0 баллов – третий ответ.

Задания по психологии

Основные виды деятельности студента:

- наблюдение взаимоотношений учеников;

- применение на практике эмпирических методов исследования психологического развития класса как коллектива;

- документальное оформление результатов психологического исследования.

При помощи тестов можно выявить особенности психологического климата в ученическом коллективе, взаимоотношений в классе, принимаемые и отвергаемые ценности учениками. Используя результаты диагностики, студент может предложить свою программу воспитательных мероприятий с ученическим коллективом как классный руководитель. При диагностике классного коллектива студент должен использовать не менее 4 (четырех) тестов.

Отчетная документация:

Дневник психологических наблюдений;

Характеристика психологического климата в классе по 4 методикам, содержащимся в программе практики;

Методика Цель
1. Внешнегрупповая референтометрия Определение референтных (начимых) людей для учеников
2. Шкала психологической близости Определение круга психологически близких людей ученика
3. Определение индекса групповой сплоченности ( Сишор) Определение степени интеграции группы
4.Экспрес-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе (О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто) Определение эмоционального, поведенческого и когнитивного компонента отношений в коллективе (нравится -не нравится данный коллектив его членам, есть или нет желания работать в нем, знают ли особенности членов коллектива)
5. Тест на оценку самоконтроля в общении Определение уровня коммуникативного контроля
7. Тест "Исследование уровня субъективного контроля"  
8. Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентационного единства, Немов Р. О.) Определение уровня ценностно-ориентационного единства, сплоченности коллектива
9. Методика "Q-сортировка тенденций поведения в группе" Выявление оценки каждым членом тенденций поведения членов группы( зависимость-независимость от группы, общительность-необщительность и др.)
10. Карта-схема общей оценки психологического климата (Лутошкин А. И.) Общая оценка каждым членом коллектива некоторых основных проявлений социально-психологического климата в коллективе (СПК)
11. Оперативная диагностика социально-психологической атмосферы: шкала - опросника Ф. Фидлера Оперативная оценка социально-психологической атмосферы, характерной для коллектива в тот или иной период времени
12. Изучение ЦОЕ коллектива ( В. В.Шпалинский) Исследование уровня развития и ценностно-ориентационного единства коллектива

Тестовый материал

Инструкция:"Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе".

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо: ,

а) внимательно прочитать варианты ответа;

б) выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему
мнению;

в) поставить знак "+" в пустой клетке против выбранного
Вами ответа.

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

Большинство членов нашего коллектива -хорошие, симпатичные люди.   В нашем коллективе есть всякие люди.   Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.

2. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Ва­шего коллектива жили близко друг от друга?

-Нет, конечно

-Скорее нет, чем да

-Не знаю, не задумывался об этом

- Да, конечно

3. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

-Деловых качеств большинства членов коллектива,

-Личных качеств большинства членов коллектива

Да   Пожалуй, да   Не знаю, не думал об этом   Пожалуй, нет   Нет  

4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите Ваш коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9  

5) Если бы у Вас возникла возможность провести каникулы вместе с членами Вашего коллектива, то, как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне устроило. Не знаю, не задумывался над этим. Это меня бы совершенно не устроило.

6) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам: :

Нет, не мог бы. Не могу сказать, не задумывался над этим. Да, мог бы.

7) Какая атмосфера преобладает в Вашем коллективе?

На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток Вы бы поместили бы свой коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

8) Как Вы думаете, если бы Вы ушли в другую школу или долго не учились по какой-либо причине, стремились бы Вы встречать­ся с членами Вашего коллектива?

Да, конечно.

Скорее да, чем нет.

Затрудняюсь ответить.

Скорее нет, чем да.

Нет, конечно.

Обработка результатов

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1;-1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

— положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа —положительные, а третий имеет любой другой знак);

— отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа — отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);

— неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.

Участник опроса Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент
     
     
     
     
     
n      

В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков:+;-;0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

Схема 1. Анализ состояния воспитательной работы в классе. - student2.ru

где S (+) — количество положительных ответов, содержащихся в столбце, S (-)—количество отрицательных ответов, n —число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние данные. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от -Ю ,ЗЗдо+1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, неопределенными, а третий — положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

1) полностью положительное;

2) положительное;

3) полностью отрицательное;

4) отрицательное;

5) противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как в целом благоприятный; в третьем—как совершенно неудовлетворительный; в четвертом — как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

В опросном листе вопросы 1,4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5,8 — к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования — 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.

Подсчет результатов

По одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла—у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов — у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов — у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впе­чатление, которое вы производите на окружающих.

Методика 6. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ

(ОПРОСНИК "БАССА-ДАРКИ")

Цель. Диагностика преобладающего вида агрессивной реакции.

Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри);

как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

ОПРОСНИК

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
7. Есл

Наши рекомендации