Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса
Современной школы
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его
называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического
направления в философии и образовании, разработанными американским
философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную
деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом
знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную
заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны
пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема,
взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения
которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые
еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать
новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в
нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики
должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив
необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый
результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной
деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела
некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее
время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и
структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней -
стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим
владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность,
предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать
практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к
практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением
соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20
века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с
разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога
С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,
пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться
в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК
ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше
не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в
школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма
успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии,
Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи
гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли
широкое распространение и приобрели большую популярность в силу
рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения
для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной
деятельности школьников. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и
где и как я могу эти знания применить - вот основной тезис современного
понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные
системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в
течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с
групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда
предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны,
использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой,
интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники,
технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны
быть, что называется, "осязаемыми", т.е. , если это теоретическая проблема,
то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый
к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением -
показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики
обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века,
предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно
изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой
в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей
интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
(например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира;
создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме;
проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.). Практическая,
теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
(например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии
данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях,
прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты,
альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях,
план мероприятий, пр.); Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)
деятельность учащихся. Cтруктурирование содержательной части проекта ( с
указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов:
определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение
гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных
результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка,
выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой
атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов,
просмотров, пр.).
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В
одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов
образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями
с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных
интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов
может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются
при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и
творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса
школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому
вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов,
особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то
практическому вопросу, актульному для практической жизни и вместе с тем,
требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных
областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким
образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Например, очень острая проблема городов - загрязнение окружающей
среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех
отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или
такая проблема: отечественные войны 1812 и 1941-45 годов. Здесь не только
история, но и политика, этика. Или: проблема государственного устройства
США, России, Швейцарии. Здесь потребуются знания из области государства и
права, международного права, географии, демографии, этноса, пр. Или:
Золушка, Белоснежка и Царевна Лебедь в сказках народов мира. Эта проблема
для младших школьников, а сколько здесь потребуется от ребят поисков,
смекалки, творчества. Тем для проектов неисчерпаемое множество и
перечислить хотя бы наиболее, так сказать, "целесообразные", дело
совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя
никак регламентировать. Другое дело, если мы хотим использовать не просто
метод проектов, а телекоммуникационных проектов, нам следует абсолютно
четко уяснить, что это такое и в каких случаях в школьной практике они
могут использоваться. Результаты выполненных проектов должны быть
материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал
"путешествий", компьютерная газета, альманах и т.д.). В ходе решения какой-
либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из
разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.
Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие
задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме,
построение личностно-ориентированной педагогической системы, являющиеся
насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня, невозможны без
изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна
способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно
значимых для него способов учебной работы; овладению умениями
самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии
практической направленности, как, например, прагматическая педагогика Джона
Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и
современной информсредой образовательного учреждения обеспечивают
деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать
сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития.
Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной
практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в
сочетании с традиционными методами обучения, но не в качестве метода,
заменяющего сложившуюся систему, а в качестве дополняющего ее элемента в
организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде
в процессе освоения ИТ как предмета изучения (в рамках спецкурсов "НИТ по
выбору", представленных в вариативной части учебного плана). Как показывает
многолетний опыт Самарского лицея информационных технологий, введение
наряду с традиционной классно-урочной системой предметно-группового и
предметно-уровнего обучения с применением курсового проектирования во
многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической
системы.
Роль обучаемого в организации его образования становится более
значительной, поскольку организованный учебный процесс все в большей
степени превращается в процесс самообучения: ведь обучаемый сам выбирает
образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной
учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового
проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия
в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное
представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и
использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав
(присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания,
развивая в совокупности все стороны личностного "само" в конкретной
деятельности: осуществляет самостоятельно целеполагание, организацию
собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует
саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного
процесса.
Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно
эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных
связей, что способствует развитию личности, самореализации не только
обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового
проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного
опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего
углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление
межпредметных связей, выработку единства требований и т.д., что в конечном
счете способствует оптимизации учебного процесса на основе его
информатизации.
Заключение:
Процесс обучения – важнейший педагогический процесс. В процессе обученияпроисходит познание. Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор,приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий ихмир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения инавыки, умения и навыки самостоятельной работы. Достичь оптимального построения процесса обучения возможно лишь на основетакого управления им, которое организуется с учетом закономерностей ипринципов обучения, на основе применения современных форм и методовпреподавания и учения, а также на основе изучения и учета особенностейвнутренних и внешних условий данного класса, учеников и других факторов.