Процесса обучения современной школы
В последнее десятилетие значительно усилилось влияние новых
информационных технологий на учебно-воспитательный процесс в средней
общеобразовательной школе и высших учебных заведениях. Появилась
необходимость обучения учащихся приемам и способам ведения информационных
архивов. Одной из основных целей школьного обучения становится формирование
информационной культуры учащихся. Более того, для многих профессий
появилась необходимость непрерывного образования на протяжении всей
профессиональной жизни личности.
Активно развиваются личностно-ориентированные технологии обучения. В
основе этого подхода лежит единство целей общеобразовательного и
предпрофессионального обучения при демократизации условий развития
личности. Основными характеристиками применения современных информационных
технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения,
а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.
Для реорганизации учебного процесса на основе современных
информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных
пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а
также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество
компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном и
вузовском обучении.
Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие
программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя
участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь
учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их
интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в
электронные и мультимедийные учебники.
Необходима серьезная разработка методической системы обучения учащихся
информатике и современным информационным технологиям, в первую очередь
разработка и совершенствование форм и методов обучения. Необходима
направленность на продуктивное усвоение школьниками системы ведущих знаний,
на эффективное воспитание и развитие школьников. Существующая в школах
методика должна отражать идейно-философскую сторону обучения,
мировоззренческий аспект, воспитательные возможности и образовательные
ценности. Функции информатики связаны с раскрытием роли информационных
процессов в живой природе, технике, обществе, с формированием навыков
использования компьютеров как специфического средства решения учебных
задач, реализацией задач профессиональной ориентации школьников.
Традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный
урок должны быть соответствующим образом модифицированы. Кроме того,
достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом
традиционных и новых приемов обучения. В качестве специальных приемов и
методов, используемых в информатике, можно назвать использование сценария,
использование псевдокода, подробные спецификации, использование готовых
фрагментов, последовательное уточнение, структурное программирование,
разработка алгоритмов "снизу вверх", объектно - ориентированное
программирование, метод "открытых" программ, моментальное программирование,
эволюционный подход и другие.
Большая часть информации передается посредством письма на бумажных
носителях. Недостатками этого вида передачи являются длительность выпуска и
высокая стоимость новых книг. Еще более несовершенна передача информации в
устной форме - лекционных курсах - специалисты в области науки, обладающие
педагогическим талантом и тем более артистическими способностями, -
редкость. Особую проблему составляет получение визуальной информации.
Например, при изучении принципов работы двигателя внутреннего сгорания,
процесс работы которого осуществляется в закрытой системе и эффективность
лабораторных работ чрезвычайно низка. Значительное количество такого рода
информации невизуализируемо существующими методами, что вынуждает
показывать ее статической графикой или рассказывать о ней устно.
Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы,
однако существующие материалы в электронном виде ориентированы на среднего
пользователя. В целях совершенствования учебного процесса в школе и
интегрирования с академической наукой необходимо наладить выпуск
интерактивных учебных материалов на электронных носителях.
Компьютерный учебник соединяет все преимущества обычного учебника с
возможностью быстрого тиражирования и непрерывного совершенствования.
Лабораторная работа на компьютере при помощи компьютерной графики
показывает преобразования в закрытых системах и позволяет без существенных
затрат изучать самые сложные процессы. Компьютерный экзаменатор позволит
обучающемуся усвоить материал при помощи самоконтроля или объективно
проверить свои знания при использовании независимого контроля.