Клоуз-тест как средство контроля при обучении иностранному языку
Одной из разновидностей преподавательских тестов является так называемый клоуз-тест (cloze-test). Этот вид теста описан в методической литературе еще как тест дополнения или восстановления. Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В.Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего.
Особенность клоуз-теста состоит в том, что ситуация в нем представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога).Сочетание лингвистических и экстралингвистических особенностей текста дает возможность преодолеть абстрагированность моделей проверяемого языкового материала. Отсюда следует, что успешность выполнения клоуз-теста находится в прямой зависимости от того, насколько быстро испытуемый может понять весь текст и восстановить связи между событиями или состояниями персонажей, описанными в тексте. Это в свою очередь определяется тем, как хорошо он владеет лексикой изучаемого языка, в какой степени у него развита языковая догадка и как адекватно он понимает текст каждой конкретной тестовой ситуации[12;165].
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что клоуз-тест может быть использован как форма контроля в средней школе на продвинутом этапе обучения, когда у учащихся сформирована соответствующая языковая база, на которой строится догадка.
Методика составления клоуз-теста не представляет особых трудностей.
Для основы клоуз-теста необходимо выбрать отрывок прозы, объемом не менее 100 не более 300-400 слов, в котором пропускается каждое n–е (т.е. 5-е, 7-е и т.д.) слово, независимо от того, структурное оно или знаменательное. Отрывок прозы должен представлять законченное по смыслу изложение фактов или событий, в котором почти не упоминаются имена собственные, а пропущенные слова достаточно легко восстанавливаются за счет контекста.
Учащиеся читают текст про себя дважды. При первом чтении они знакомятся с его общим содержанием, при втором – заполняют пропуски теми словами, которые они находят необходимыми для восстановления содержания всего текста. Правильность заполнения пропусков свидетельствуют о точном понимании текста, а также о владении лексическим материалом в процессе чтения[13;199].
Таким образом, с помощью данного клоуз-теста достаточно точно и объективно устанавливаются степень сформированности навыков чтения и уровень владения лексикой при чтении.
По нашему мнению, клоуз-тест может явиться также средством проверки понимания иноязычной речи на слух. В этом случае он представляет собой звучащую речь ( в монологической или диалогической форме), предъявляемую в нормальном темпе при наличии «естественных помех», роль которых выполняют пропущенные слова. Психологическим содержанием деятельности испытуемых при выполнении такого клоуз-теста является прогнозирование на основе использования избыточных элементов сообщения, контекстуальной и лингвистической догадки[14;152].
При подготовке клоуз-теста для контроля аудирования следует подбирать текст, содержащий знакомый учащимся лексический материал и простые синтаксические структуры. Учитывая ограниченный объем оперативной памяти, считается, что длина предложения в тексте не должна превышать 13-15 слов. Если же основой клоуз-теста является диалог, то число участвующих в диалоге не должно превышать двух человек. При подготовке фонограммы текста первая запись речевого сообщения фиксируется на пленке с пропуском определенных слов. Во второй записи вместо данных пропущенных слов следует сделать паузы длительностью не менее 5-ти секунд, с тем, чтобы испытуемые успели записать свой ответ во время этих пауз. Кроме того, во второй записи должен быть особый звуковой сигнал, предупреждающий о пропуске (постукивание, щелчок и пр.). Поскольку практически очень трудно подобрать такой текст, в котором предназначенные для пропусков слова были бы объединены в рамках одной темы, мы предлагаем при построении клоуз-теста исходить из того принципа выборочного исключения подлежащего проверке материала, который считается основным при контроле владения служебными словами (артиклями, предлогами и т.д.).Преподаватель может подготовить несколько клоуз-тестов за время изучения определенной разговорной темы и таким образом проверить усвоение всего лексического материала в ее пределах более экономным путем.
Оценка качества выполнения всех приведенных выше клоуз-тестов может осуществляться следующим способом. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Если для своего ответа испытуемый выбрал не то слово, которое требуется вставить, а близкое ему по значению, то при проведении контроля навыков чтения или аудирования он получает 1 балл, а при проведении текущего контроля – 0,5 балла, поскольку такой ответ свидетельствует о высоком уровне развития языкового догадки, а не о владении осваиваемым в данный момент лексическим материалом. При оценке качества выполнения теста общую сумму баллов сравнивают с реально набранным количеством баллов[15;145].
Заключение:
Итак, использование тестовых заданий является весьма эффективным
инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и
повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Основной педагогический прием состоит в том, что ученику предоставляется право самостоятельного выбора способа работы на уроке повторения пройденного материала с целью подготовки к контрольной работе в соответствии с личными стратегиями получения знаний, с учетом его предпочтений и осознания целей обучения.
Однако учитель обязательно должен психологически готовить учащихся к
выполнению тестовой работы, т. е. знакомить их с построением вопросов и
ответов, техникой заполнения карточки ответов и критериями оценки. Важно
предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным
выводам об уровне их знаний.
В работе были рассмотрены методические аспекты использования тестирования для контроля учащихся, в том числе проанализированы некоторые проблемы контроля, его виды и формы. Также мною были изучены достоинства и недостатки, требования и правила, а также принципы построения тестов для контроля знаний и умений учащихся на старшей ступени обучения.
В практической части, в качестве результата изучения данных вопросов, были разработаны и представлены примеры тестовых заданий, направленные на контроль языковых и речевых видов деятельности по английскому языку в старших классах .
Установлено, что тестирование является экономной, целенаправленной и индивидуализированной формой контроля. При такой форме выявляются конкретные пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как они умеют применять знания на практике.
Грамотно сконструированные тесты должны акцентировать внимание на самой важной информации, раскрывать внутреннюю логику того или иного фрагмента любой дисциплины. При разработке тестов в большинстве случаев предпочтение отдается не механической целесообразности, а возможности активизировать ассоциативные связи.
Важнейшее из множества преимуществ тестов еще в том, что даже при достаточно незаинтересованном отношении учащегося к своим результатам и его нежелании систематически и упорно отрабатывать один и тот же материал, он просто "обречен на успех", поскольку грамотный составитель - тестолог опирается на принцип повтора, находя все новые возможности предъявления материала под иным углом зрения.
Тесты удобно проверять, т.к. преподаватель, работая с "ключами" облегчает процесс проверки. Это дает возможность проверки большого массива тестов.
Использовавшиеся на практике тесты показали достаточно точно и достоверно владение всеми учащимися в определенной степени различными аспектами языка. Именно с помощью разноуровневых заданий удалось осуществлять дифференцированный подход в обучении и учитывать индивидуальные психологические и возрастные особенности учащихся.
Таким образом, в силу приведенных доводов по результатам работы тестирование можно считать наиболее приемлемой в современных условиях обучения формой контроля знаний, навыков и умений учащихся, при этом сочетание тестирования с другими формами и приемами проверки знаний поможет выработать реальную систему оценки знаний обучающихся по иностранному языку.
Список использованной литературы:
1. Комков, И.Ф. Методика преподавания иностранных языков./ И.Ф. Комков. - Минск, 1979, 348 c.
2. Банкевич, Л.В. Тестирование лексики иностранного языка. / Л.В. Банкевич - М.: 1981, 493 с.
3. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А.Ф. Будько. – М.: Минск, 1992, 123 с.
4. Мильруд, Р. П. Зарубежный опыт языкового тестирования и оценки качества обучения иностранным языкам. / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова, А. В. Матвиенко // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 5., 264 с.
5. Гез, Н. Ю. Методика обучения иностранным языкам в средней школе:Учебник / Н. Ю. Гез. - М.: Высшая школа, 1982., 455 с.
6. Малофеева, Т. Б. Тестирование как средство контроля знаний, умений и навыков на уроках иностранного языка. / Т. Б. Малофеева // Фестиваль педагогических идей, 336 с.
7. Петровский, А. П. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ А. П. Петровский. - М.: 1984, 264 с.
8. Захарова, Л.В. Психология обучения старшеклассников./ Л.В. Захарова. - М.: 1976, 125 c.
9. Андриевская, В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроке иностранного языка / В.В. Андриевская // Иностранные языки в школе. – 1987. - № 6, 356 с.
10. Бухбиндер, В.А. Основы методики преподавания иностранных языков. / В.А. Бухбиндер. - К.: 1986, 334 c.
11. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. / А. Н. Майоров. – М.: Народное образование, 2000. 454 с.
12. Гурвич, П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. / П.Б. Гурвич. - Владимир, 1980,335 с.
13. Демьяненко, М.Л. Основы общей методики обучения иностранному языку. / М.Л. Демьяненко, К.Ф. Лазаренко, С.В. Кислая. - К.: Высшая школа, 1976, 280 c.
14. Рыбакова, Н. В. Тесты как эффективная форма контроля. Обучение иностранным языкам в школе и вузе. - СПб.: Каро, 2001,294с.
15. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов педагогических ВУЗов: в 2 т. / И. П. Подласый. – 2-е изд.: Процесс воспитания. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 1999, 590с.
Приложения:
Примеры тестовых заданий, предполагающие контроль навыков владения активной лексикой и грамматикой.
Theme : Free time
I.Match thewords in thetwocolumns!
a) relax | 1.наслаждаться свободнымвременем |
b) tedious | 2. иметь в распоряжении свободное время |
c) toenjoyfree time | 3. утомительный |
d) togo on vacation | 4. поехать в отпуск |
e) tohavefree time | 5. отдохнуть |
II. Open thebracketsandputit in right form!
1.My friend(поехала в отпуск) toItaly.
2. Manypeople(проводятсвоевремя) on the Balticsea.
3. Each day (былполон) small joys.
III. Putthe wordsintothecorrectorder!
1. Like, books, my, time, reading, I, in, free.
2. July,spend,usually,with,my,then, in, I,thecountryside,grandparents.
3. I wanttogoto London in summerholidays.
4. It,I, usually,seaside, my, free, time, spend, the,.