Субъекты и субъективный аспект метода обучения
В методе обучения субъектов всегда два – обучающий и обучающийся (в случае с самообразованием ученик сам себе учитель – он берет на себя соответствующие атрибуты и функции). Соответственно, и деятельности тоже две – обучающая и учебная. Более того, у учителя и ученика разные цели: у первого – организовать передачу социального опыта в регламентированном стандартом объеме, у второго – усвоить социальный опыт предшествующих поколений в объеме, достаточном для успешного, с его точки зрения, «встраивания» в социум. Очевидно, что эти объемы зачастую не совпадают. Так появляются нелюбимые и «ненужные» с позиции ученика предметы. А учитель вдруг обнаруживает, что привычный способ обучения все чаще «не срабатывает» – ученик не обучается тому, что учитель для него запланировал.
Если конфликта целей нет, ученик успешно учится, даже если базовыми методами являются изложение материала учителем и чтение учебников и книг. Если цели не совпадают, то ученик впустую проводит время, а учитель, в лучшем случае, считает, что его метод обучения «устарел», и начинает «изобретать» новые. Так появляются «проблемные методы», «поисковые методы» (частично или полностью), «активные методы» и т.п. Все они «взросли» на тучной почве противоречий между нежеланием ученика учить то, что ему «не пригодится» в жизни, и желанием учителя дать-таки ученику стандартом определенное образование.
У дидактов никогда не вызывало сомнений положение о том, что учитель – субъект: у учителя есть деятельность – он учит.
Но ученик – тоже субъект, так как у него тоже есть деятельность: он учится, даже если на двойки – учится же.
Субъективная сторона метода познания представлена деятельностью индивидуального или коллективного субъекта, в любом случае, даже если метод реализуют несколько человек, цель у них одна, общая – получение возможно более полной информации об исследуемом объекте.
Совершенно иначе дела обстоят в случае с методами обучения. В методе обучения не бывает коллективного субъекта (не путать с методами воспитания и понятием «коллектив как субъект воспитательной деятельности»), учебная деятельность всегда индивидуальна. Это формы работы могут быть групповые или коллективные. И даже если ученики добывают знания в «совместной деятельности», на завершающем этапе каждый из членов группы одинок: интериоризация знаний – процесс исключительно интимный. Как уже отмечалось, у каждого человека картина мира своя. Она может совпадать с общепринятой, но строит человек ее сам, выбирая кирпичики для собственного мироздания на своих, сугубо субъективных, основаниях.
Поскольку в методе обучения субъектов всегда два, то субъективная сторона метода обучения представлена двумя деятельностями – обучающей и учебной.
Субъект-учитель привносит в метод обучения обучающую деятельность и «мастерство исполнения». От его мотивации зависит уровень принятия им образовательных целей и степень настойчивости в их достижении. От его образованности и мастерства (количество и качество приемов, которыми он владеет) зависит то, насколько полно будет им организовано представление учебной информации и насколько эффективным и приближенным к идеальному будет организуемый им процесс обучения.
Субъект-ученик привносит в метод обучения учебную деятельность. От его мотивации зависит принятие или непринятие тех образовательных целей, которые предлагает учитель. От его целей, уже имеющихся знаний и учебных умений зависит то, в каком именно объеме будет усвоена информация, транслируемая с помощью метода обучения. От его включенности в процесс обучения и обученности (от того, что он уже умеет) будет зависеть результативность метода обучения в части реализации его обслуживающей функции.
Субъективная сторона метода обучения регламентирует деятельности преподавания и учения.
В методе обучения объективное и субъективное представляют собой неразрывное диалектическое единство. Объективно существуют три разные модальности мышления и восприятия (аудиальная, визуальная и кинестетическая), но и учитель, и ученик и в жизни, и в процессе обучения отдают предпочтение какой-то одной из них.
Если учитель не владеет информацией об этих особенностях восприятия и мышления учеников и своего собственного, то все объективное в методе, что связано с отражаемым объектом сужается до способа, которым он хорошо владеет и который, следовательно, предпочитает. Учитель-аудиал (визуал, кинестет) будет неосознанно выбирать именно аудиальный (визуальный, кинестетический) способ передачи учебной информации, «отсекая» от нее кинестетов и визуалов (аудиалов и кинестетов; аудиалов и визуалов).
Это диалектическое единство объективного и субъективного проявляется в том, что в структуре метода обучения в рамках системы методических приемов объединяются эти его аспекты, определяя одновременное присутствие способов эффективной передачи определенной части социального опыта и способов организации его усвоения.