Понятие метода обучения природоведению. целостный подход к проблеме метода

В школьном обучении наряду с установлением объема со­держания учебного предмета и отбором материала для урока большое значение имеют методы преподавания. Метод в пере­воде с греческого означает путь к достижению чего-либо. Спе­цифической особенностью методов обучения в отличие от дру­гих видов деятельности является то, что обучение — процесс двусторонний, сочетающий обучающую деятельность учителя и учебную деятельность учащихся.

С учетом задач, стоящих перед современной школой, поня­тие методов обучения можно определить следующим образом. Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на наилучшее усвоение зна­ний, привитие определенных умений и навыков, развитие позна­вательной активности, самостоятельности и творческих возмож­ностей школьников.

Если способы учебной деятельности учителя и учащихся взаимосвязаны и направлены на решение учебных, воспитатель-ных и развивающих задач на определенном отрезке учебного процесса, тогда можно утверждать, что данный метод решает поставленные задачи. Существует различная классификация ме­тодов обучения.

С учетом возрастных особенностей школьников и специфики содержания курса природоведения наиболее употребляемой и общепризнанной для I—IV классов является классификация ме­тодов обучения по'' источнику знаний, обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся. Источником знаний может быть слово или практическая деятельность школьников, которые определены содержанием программы и учебника. Полученные знания, их усвоение и осмысление тесно связаны с характером деятельности учителя и учащихся. В том



!\

случае, когда передача и усвоение знаний осуществляются сло< вом, показом и практической работой, методы обучения груп­пируют на словесные, наглядные и практические.

Источником знаний при использовании словесных методов обучения является слово учителя. Учитель может в процессе беседы, рассказа или объяснения соответствующей информации и использования при этом различных наглядных пособий дать определенную систему знаний. Учащиеся же при внимательном слушании, запоминании и осмыслении усваивают ее. Обучаю­щая деятельность учителя заключается в донесении знаний словом, но так, чтобы эти знания были усвоены учащимися.

Словесные методы тесно связаны с наглядными и практиче­скими.

Например, при проведении демонстрационного опыта учи­тель рассказывает учащимся о том, как он к нему готовился и на что следует обратить внимание при рассмотрении, наблю­дении и объяснении опыта.

Применение практических методов находится также во взаи­мосвязи со словесными и наглядными методами. Подготовка к выполнению лабораторно-практической работы, ход ее выпол­нения и оформление результатов заранее планируются; с уча­щимися проводится предварительная беседа или объяснение, как выполнить работу, провести наблюдение или опыт.

Важное место при применении всех практических методов занимает самостоятельная работа, в процессе которой учащие­ся могут выполнять разнообразные задания творческого харак­тера.

Слово учителя при этом используется с целью инструктажа для подготовки школьников к выполнению работы. Учитель ха­рактеризует объекты, показывает, как следует ими пользо­ваться, демонстрирует образцы ранее выполняемых практиче­ских работ, «Дневника наблюдений», результатов опытов и т. д. Источником знаний при применении практических методов яв­ляется информация, полученная в процессе выполняемой ра­боты.

При применении наглядных методов источником знаний яв­ляются наблюдение и восприятие демонстрационных объектов, опытов и изобразительных наглядных пособий. Знания учащие­ся получают в процессе восприятия наблюдаемых и рассмат­риваемых объектов. Учитель словом направляет и определяет план проведения наблюдений и ставит перед учащимися вопро­сы для осмысления воспринятого, что позволяет развивать у них логику мышления. Учащиеся после проведенных наблюде­ний характеризуют признаки объекта и на основе этого делают выводы.

Таким образом, при применении словесных методов обу­чающее и руководящее значение имеет слово учителя.

При применении практических методов знания добывают

самостоятельно, путем наблюдения, проведения опытов, выпол­нения разнообразных практических работ по изучению различ­ных приборов и объектов природы.

Дети начинают изучать природу с восприятия и наблюде­ния ее предметов и объектов. Целенаправленное наблюдение может осуществляться только при руководящей и направляю­щей роли учителя, а наиболее глубокое осмысление наблюдае­мых объектов возможно в процессе дальнейшей активной и познавательной деятельности школьников. Применение того или иного метода зависит от содержания учебного материала, воспитательных задач и возрастных особенностей школьников. Так, например, в III классе при изучении темы «Растения ле­том и осенью. Части растения» изучаются растения пришколь­ного участка и проводится практическая работа по распознава­нию органов растений, по наблюдению за ростом растений во внеурочное время. Учащиеся получают задания для самостоя­тельного наблюдения за изменениями растений и выполняют ряд практических работ по уходу и выращиванию, комнатных растений. Объекты для изучения и выращивания могут быть различные. Таким образом, накапливаются знания о многооб­разии растений и формируются практические умения по опре­делению их частей.

В IV классе при подведении итогов летних заданий приме­няются практические методы. Учащиеся самостоятельно срав­нивают наблюдаемые и выращиваемые летом объекты культур­ных растений, находят в них общие и отличительные признаки.

Так, от темы к теме, повышается уровень самостоятельности школьников.

Каждая группа методов имеет видовые и подвидовые клас­сификации.

Наши рекомендации