Характеристика педагогических способностей.
Характеристика педагогических способностей.
Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности.
В последнее время в психолого-педагогической литературе с некоторыми вариациями к педагогическим способностям относят такие: коммуникативные — способность к общению, сотрудничеству, кооперации;
дидактические — способность объяснять, передавать знания, обучать;
организаторские — способность включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;
конструктивные — способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов;
гностические — способность к познанию и получению удовольствия от процесса познания;
прогностические — способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности;
перцептивные — способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии;
экспрессивные — способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.
Объект, предмет, задачи, функции и источники педагогики.
Педагогика – наука о воспитании и образовании человека.
Объект П. – человек развивающийся (обучающийся). Предмет П. – процесс образования человека.
Задачи П. : 1)выявление пед. закономерностей, принципов, правил.2) изучение и обобщение практического опыта воспитания и обучения.3)прогнозирование развития пед.реальности 4)разработка и внедрение новых образовательных технологий
Функции педагогики: 1)Общетеоретическая-теоретический анализ закономерности пед. процесса. 2) Прогностическая-обоснованное предвидение развития пед. реальности. 3)Практическая-разработка и внедрение новых образовательных технологий
Источники педагогики: *народная педагогика(пословицы, приметы, поговорки).*идеи философов и педагогов.*пед.практика, научно-исслед. пед. деятельность. *пед. практика выдающихся ученых. *связь педагогики с др . науками.(философские, психологические)
Структура педагогической деятельности.
Цель – формирование личности учащегося
Мотив – профессиональной и социальной позиции педагога
Способ – это совокупность методов обучения, воспитания и общения
Средства – Это индивидуальные и материальные объекты, которые способствуют выполнению деятельности(основные средства слово и речь)
Результат
Структура ПД
Цель
Мотив
Субъект Способ Объект в субъекте
Средство
Результат
Пед. процесс – взаимосвязь между
· деятельность педагога
· деятельность обучаемых
Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Особенности педагогической профессии.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Профессия педагога относится к работе в системе «человек-человек»
Педагог – родовое понятие для других специалистов системы образования
Требует специальной педагогической профессиональной подготовки
Критерии | Профес.деят. | Непрофес.деят. |
Пед.образование | обязательно | необязательно |
Наличие цели | обязательно | не всегда |
Организация | регламент занятий | произвольная, в процессе жизнедеятельности ребенка |
Отношение | деловое | личностные |
Результат | диагностике | отсрочен во времени |
Результат (качества личности)
----------------------------------------------------------
Характеристика педагогических способностей.
Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности.
В последнее время в психолого-педагогической литературе с некоторыми вариациями к педагогическим способностям относят такие: коммуникативные — способность к общению, сотрудничеству, кооперации;
дидактические — способность объяснять, передавать знания, обучать;
организаторские — способность включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;
конструктивные — способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов;
гностические — способность к познанию и получению удовольствия от процесса познания;
прогностические — способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности;
перцептивные — способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии;
экспрессивные — способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.