Контроль и оценка в обучении, методы контроля учебно-познавательной деятельности школьников.

Контрольявл. необх. структ. компонентом процесса обучения, кот. осущ.сянеск-ми методами. Методы контроля — это способы диагностики, позволяющие получить данные об успешности обучения, эфф-ти учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическую, полную, точную и оперативную информацию. Контроль в процессе обучения позволяет определить степень усвоения знаний, навыков, умений в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов образования, т.е. выставить оценку.

На практике чаще всего применяются такие методы, как повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, проверка домашней работы, тестирование.

23. Индивидуализация и дифференциация в обучение.

1) дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные группы (классы, школы);

2) внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы;

3) прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстрение (акселерация), или замедленно (ретардация).

В дополнение к этим основным вариантам встречаются и различные их комбинации.

Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

уровеньобученности и обучаемости;

уровень общих умственных способностей;

скорость усвоения;

ндивидуальный стиль умственной деятельности;

психофизические особенности учащихся.

24. Формирование мотивации учения школьников.

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то хорошее и быстро достичь определённого уровня в каком-либо деле.

Как ведущий фактор регуляции активности личности, её поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей.

Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.

В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом за всеми перечисленными причинами всё равно стоят потребности личности во всём их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных).

25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическая диагностика - это особенные технологии, позволяющие изучать состояние объектов учебно-воспитательного процесса в действительности, систему управления школой, личностные характеристики школьников, структуру их деятельности и на основе объективной информации проектировать и прогнозировать систему для эффективного функционирования школы.

В условиях гуманизации образования педагогическая диагностика должна быть органической составной частью системы совершенствования учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе, особенно, если она с дифференцированным обучением, в связи с чем, в педагогической теории и практике данная проблема остается актуальной.

В настоящее время педагогическая диагностика признана быть важнейшей составной частью науки педагогики и педагогики как искусства. Именно она определяет теоретические и практические основы, которые обеспечивают и характеризуют успешность и эффективность деятельности педагога и ученика.

1. По сущности педагогическая диагностика становится составной частью современного целостного педагогического процесса, обеспечивая объективной информацией о количественных и качественных преобразованиях как отдельных компонентов, так и в целостном проявлении педагогических явлений, определяя условия их функционирования и прогнозирования, гарантируя в итоге объективность, гласность, позитивизм результатов педагогического процесса.

2. Осуществляя трехуровневую педагогическую диагностику [компонентная, структурная и системная], можно обеспечить высокую педагогическую культуру труда учителя и педагогического коллектива с гарантией успеха в управлении целостным педагогическим процессом.

3. Педагогическая диагностика личности, социальной среды, диагностика «сверху» - аттестация, управленческая диагностика, самодиагностика, диагностика проектирования, диагностика научного прогнозирования - инструментарий управления школой.

4. По видам воспитательной деятельности педагогическая диагностика применяется по разным институциональным признакам: в семье, в определении социального и физического развития детей, в учебном процессе, в классном коллективе и т.д.

5. Педагогическая диагностика имеет пять основных функций, которые реализованы в процессе нашей опытно-экспериментальной работы: собственно-диагностическая, аналитическая, оценочная, обратной связи, мотивационная.

26. Процесс воспитания, его особенности и структура.

Процесс воспитания - часть педагогического процесса. Это процесс интериоризации т.е. перевод ребёнка из одного состояния в другое (из внешних отношений во внутреннее состояние личности, которое проявляется в убеждениях).

Это процесс взаимосвязанных последовательных действий учителя и ученика. Единица его - воспитательное дело.

Особенности воспитательного процесса

1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) - сотрудничество, взаимодействие.

2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)

3.Многогранность (соответствие потребности личности той деятельности, которую дают. Соотношение между той деятельностью, которую предлагают и в которой он живёт).

4. Длительность.

5. Непрерывность - воспитание - не отдельный процесс.

6. Комплексность - формирование не отдельное качество.

7. Вариативность и неопределённость (разные личности).

8. Двусторонность.

По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс:

• целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;

• формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной;

• мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

• приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

• воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

• развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

• организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

• организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

• развитие важнейшей социальной функции личности -общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

Принципы воспитания.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

· общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);

· связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности);

· опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания);

· гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);

· личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников);

· единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения).

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

• добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

• вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;

• оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

• предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

• готовность детей к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;

• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов,предпочтений, пробуждение новых интересов.

28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Основные направления воспитания — умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, — слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания — формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и система образования переживает трудный период постижения объективной истины.

Взят курс на гуманизацию и демократизацию образования, который должен привести к новому качеству воспитания.

Цель воспитания сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели — освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания — "базовая культура личности". Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений; культура поведения.

29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определены подходы к процессу воспитания, представлены основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности. Предусмотрено также усиление идеологического, идейно-нравственного и патриотического направлений воспитания. Концепция закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, настоящего гражданина и патриота своей страны.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

30. Формирование мировоззрения школьников.

Многие примеры и факты из жизни выдающихся людей свидетельствуют о том, что мировоззрение не только оказывает действенное влияние на духовное и нравственное развитие человека, но и помогает ему проявлять стойкость и мужество в различных жизненных обстоятельствах, невзгодах и трудностях. Они дают не только широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на действия и поступки людей, но и позволяют определить его важнейшие функции. К этим функциям относятся: информационно-отражательная (восприятия явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека), ориентационно-регулятивная (поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями) и оценочная (все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения).

31. Умственное воспитание школьников.

«Умственное воспитание» — это целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда. Умственное воспитание связывается с накоплением прочного фонда знаний, с овладением учебно-познавательными операциями, с проявлением гибкости ума как при усвоении знаний, так и при их практическом использовании. Мы говорим о мышлении человека как составной части умственного воспитания. Мышление — это продукт деятельности человеческого мозга. Оно свойственно всем людям. Педагоги и психологи рекомендуют учителю развивать мышление вообще и его частные виды. Представим их в общем виде и определим сущность.

Направления умственного воспитания:

1.развитие различных видов мышления;

2.развитие умственных сил учащихся;

3.овладение интеллектуальными умениями.

Содержание умственного воспитания включает развитие умственных сил учащихся. Это степень развитости ума, способность человека накапливать знания, овладевать основными мыслительными операциями, развивать интеллектуальные умения, которые характеризуют умственную деятельность учащихся.

Задачи умственного воспитания:

· накопление фонда знаний;

· овладение основными мыслительными операциями и способами действия;

· развитие интеллектуальных (общепедагогических) умений и различных видов мышления;

· развитие научного мировоззрения.

Накопление фонда знаний предполагает овладение конкретным учебным материалом — знанием фактов, событий, символов, терминов, имен, дат, законов, теорем и т. д. Знания связаны с областью их применения, а также методикой использования. Большую роль в освоении фонда знаний имеет личная целеустремленность ребенка, умение добывать знания, культура интеллектуального труда.

Умственное развитие и умение мыслить связано с усвоением основных мыслительных операций: анализ (мыслительное разложение целого на части); синтез (мыслительное объединение частей в целое); сравнение (нахождение сходства и различия); классификация (распределение предметов, явлений по группам, классификация явлений, событий, фактов). Эти мыслительные операции чрезвычайно нужны во всех ситуациях, требующих принятия самостоятельного решения.

К числу интеллектуальных умений, которые определяют умения школьника успешно учиться, относятся учебные умения, умения учебной деятельности. Они формируются в системе целого ряда учебных дисциплин. Учебные умения подразделяются на общие — общепедагогические, которые используются в любых учебных дисциплинах, и специальные — необходимые для овладения знаниями в какой-то определенной области.

Наши рекомендации