Тема: Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе.

Основные понятия: личность, группа, коллектив, признаки коллектива, функции, интегративные характеристики коллектива, традиции коллектива, этапы развития коллектива (конгломерат, ассоциация, автономия, кооперация, коллектив).

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Коллектив как важнейшее из достижений общечеловеческой культуры. Взаимосвязь личности и коллектива.

2) Признаки, функции интегративные характеристики коллектива.

3)Структура и этапы развития коллектива.

4)Реализация воспитательных функций коллектива.

Литература

Основная:

1. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.

2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

3. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2010. – 352с.: ил.

4. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

5. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

6. Макаренко А.С. Избр.пед.произв. В 2-х тт. – М., 1978, т.1.

7. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.

8. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.

Дополнительная:

1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 240с.

3. Лихачев, Б. Т Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

4. Методика воспитательной работы / Л.А. Байбакова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 160с.

5. Педагогика: учебник/ Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007.- 432 с.

6. Педагогика: теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / [Смирнов С.А., И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.]; под ред. С.А.Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512с.

7. Подласый И.П. педагогика: учебник/ И.П.Подласый. – 2-е изд, доп. – М.: Изд-во Юрайт – ИД Юрайт, 2011.- 574с.

8. Сластенин В.А. Педагогика: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576с.

Задания для СРС

1. Проанализируйте подходы к определению понятий «группа», «коллектив» в различных учебных пособиях и составьте таблицу, в которой будут представлены разделы: определение понятия, авторство определения и конкретный первоисточник и (учебник, учебное пособие и др.).

2. Подготовьте сообщения, доклады, презентации по темам: «Воспитание личности в коллективе и через коллектив», «Личность и коллектив, их взаимосвязь» и др. (на Ваш выбор по изучаемой теме).

3. Опишите тезисно вклад А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского в методику развития коллектива.

Практическое занятие №3

Тема: Методологические и теоретические основы управления образовательными системами.

Основные понятия: закономерности, принципы и методы научного управления, методология управления

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Эволюция управленческой мысли.

2) Основные категории научного управления: закономерности, принципы, методы. Методология управления.

3)Управление функционированием и развитием. Взаимодействие в процессе управления.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов».

Литература

Основная:

1. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.

2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.- 624 с.

3. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании / М.А. Гончарова. – М.: КНОРУС, 2006. – 480 с.

4. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2012.

6. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

7. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

8. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.

9. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Изд центр «Академия», 2006. – 384 с.

Дополнительная

1. Гуров, В.Н., Степанов, С.В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений. – Ставрополь, 2001.

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. /Под ред П.И.Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008.

3. Рудакова И.А. Основы управления педагогическими системами / И.А. Рудакова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 280 с.

4. Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А.Мижериков; Под общ.ред.П.И.Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. Симонов В.П. Управление в социальных (педагогических) системах. - М., 2005

6. Управление в системе школы: проблемы и решения. Под ред. В.А.Караковского и др. – М., 1999.

7. Управление развитием школы. Под ред. М.М. Поташника и др. – М., 1995.

8. Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения /Под.редакцией А.М.Моисеева, А.А.Хвана. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Задания для СРС

1. Подготовьте сообщения, доклады и (или) презентации по предлагаемым темам: «Эволюция управленческой мысли: от Шумерского царства до наших дней», «Системный анализ и теория информации в менеджменте», «Педагогический менеджмент история становления и перспективы развития» и др. на выбор студента по изучаемой теме.

2. Составьте (продолжите) таблицу: «Развитие управленческой мысли в мировой истории», предусмотрев следующие разделы:

Период развития управленческой мысли Государство/государственные деятели, мыслители, философы, внесшие вклад в развитие управленческой мысли Основное содержание
5000 г.дон.э. Шумерское царство Изобретение письменности-клинописи => регистрация фактов, событий…
4000 г. до н.э. Древний Египет Признание необходимости планирования, организации и контроля
2600 г.дон.э. ……………………………… ………………
   

3. Собрать, изучить, обобщить и тезисно законспектировать, пользуясь учебными пособиями, интернет-ресурсами материал по проблеме: «Управление функционированием и развитием современных образовательных систем».

Практическое занятие №4

Наши рекомендации