Тема: Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе.
Основные понятия: личность, группа, коллектив, признаки коллектива, функции, интегративные характеристики коллектива, традиции коллектива, этапы развития коллектива (конгломерат, ассоциация, автономия, кооперация, коллектив).
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Коллектив как важнейшее из достижений общечеловеческой культуры. Взаимосвязь личности и коллектива.
2) Признаки, функции интегративные характеристики коллектива.
3)Структура и этапы развития коллектива.
4)Реализация воспитательных функций коллектива.
Литература
Основная:
1. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.
2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
3. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2010. – 352с.: ил.
4. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.
5. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
6. Макаренко А.С. Избр.пед.произв. В 2-х тт. – М., 1978, т.1.
7. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
8. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.
Дополнительная:
1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 240с.
3. Лихачев, Б. Т Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
4. Методика воспитательной работы / Л.А. Байбакова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 160с.
5. Педагогика: учебник/ Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007.- 432 с.
6. Педагогика: теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / [Смирнов С.А., И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.]; под ред. С.А.Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512с.
7. Подласый И.П. педагогика: учебник/ И.П.Подласый. – 2-е изд, доп. – М.: Изд-во Юрайт – ИД Юрайт, 2011.- 574с.
8. Сластенин В.А. Педагогика: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576с.
Задания для СРС
1. Проанализируйте подходы к определению понятий «группа», «коллектив» в различных учебных пособиях и составьте таблицу, в которой будут представлены разделы: определение понятия, авторство определения и конкретный первоисточник и (учебник, учебное пособие и др.).
2. Подготовьте сообщения, доклады, презентации по темам: «Воспитание личности в коллективе и через коллектив», «Личность и коллектив, их взаимосвязь» и др. (на Ваш выбор по изучаемой теме).
3. Опишите тезисно вклад А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского в методику развития коллектива.
Практическое занятие №3
Тема: Методологические и теоретические основы управления образовательными системами.
Основные понятия: закономерности, принципы и методы научного управления, методология управления
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Эволюция управленческой мысли.
2) Основные категории научного управления: закономерности, принципы, методы. Методология управления.
3)Управление функционированием и развитием. Взаимодействие в процессе управления.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов».
Литература
Основная:
1. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.
2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.- 624 с.
3. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании / М.А. Гончарова. – М.: КНОРУС, 2006. – 480 с.
4. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
5. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2012.
6. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
7. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
8. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
9. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Изд центр «Академия», 2006. – 384 с.
Дополнительная
1. Гуров, В.Н., Степанов, С.В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений. – Ставрополь, 2001.
2. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. /Под ред П.И.Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008.
3. Рудакова И.А. Основы управления педагогическими системами / И.А. Рудакова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 280 с.
4. Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А.Мижериков; Под общ.ред.П.И.Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Симонов В.П. Управление в социальных (педагогических) системах. - М., 2005
6. Управление в системе школы: проблемы и решения. Под ред. В.А.Караковского и др. – М., 1999.
7. Управление развитием школы. Под ред. М.М. Поташника и др. – М., 1995.
8. Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения /Под.редакцией А.М.Моисеева, А.А.Хвана. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Задания для СРС
1. Подготовьте сообщения, доклады и (или) презентации по предлагаемым темам: «Эволюция управленческой мысли: от Шумерского царства до наших дней», «Системный анализ и теория информации в менеджменте», «Педагогический менеджмент история становления и перспективы развития» и др. на выбор студента по изучаемой теме.
2. Составьте (продолжите) таблицу: «Развитие управленческой мысли в мировой истории», предусмотрев следующие разделы:
Период развития управленческой мысли | Государство/государственные деятели, мыслители, философы, внесшие вклад в развитие управленческой мысли | Основное содержание |
5000 г.дон.э. | Шумерское царство | Изобретение письменности-клинописи => регистрация фактов, событий… |
4000 г. до н.э. | Древний Египет | Признание необходимости планирования, организации и контроля |
2600 г.дон.э. | ……………………………… | ……………… |
3. Собрать, изучить, обобщить и тезисно законспектировать, пользуясь учебными пособиями, интернет-ресурсами материал по проблеме: «Управление функционированием и развитием современных образовательных систем».
Практическое занятие №4