Образец протоколов по итогам педагогического обследования детей
Педагогическая диагностика уровня развития ребенка 4 – 5 года жизни
Ф.И.ребенка____________________________________________
Дата обследования______________________________________
На момент обследования_________________________________
№ п/п | Название методик | Критерии оценок. | Нач. года | Сер. года | Кон.года |
1. | Поиграй | 1 балл — ребенок действует с игрушками неадекватно (тянет в рот либо кидает их); при обучении не стремится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на игрушки. 2 балла — ребенок проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками. 3 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам; самостоятельно может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий, но не может организовать сюжетную игру без помощи взрослого. 4 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет. | |||
2. | Коробка форм | 1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет игрушки в рот, бросает их и т. д.). 2 балла — ребенок принимает задание, Но, выполняя его, использует хаотичные действия, т. е. Не соотносит фигуру с прорезью, а пытается силой затолкнуть ее в любую прорезь; в условиях обучения действует адекватно но после обучения не переходит к другому способу выполнения задания; отсутствует метод проб; к конечному результату безразличен. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; выполняет его методом практического примеривания или зрительного соотнесения; заинтересован в конечном результате. | |||
3. | Разбери и сложи матрешку | 1 балл — ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает матрешку, берет ее в рот, стучит ею по столу и т. д.). 2 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении действует хаотично: пытается собрать матрешку без учета величины; в условиях обучения действует адекватно, но потом не переходит к адекватным действиям; к конечному результату безразличен. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом практического примеривания, либо зрительной ориентировки; заинтересован в конечном результате. | |||
4. | Дом животного | 1 балл — ребенок не принимает задание; при обучении действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, но в своих действиях не ориентируется на образец; расставляет фишки непоследовательно; пропускает углубления; нет целенаправленности в действиях; безразличен к результату. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но при выполнении не ориентируется на образец, хотя и расставляет фишки последовательно; после указания на ошибки (взрослый еще раз обращает внимание на цвет домиков) ребенок действует соответственно образцу; заинтересован в результате. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; действует целенаправленно с учетом данного ему образца; заинтересован в результате; может сам заметить свою ошибку и исправить ее. | |||
5. | Сложи разрезную картинку | 1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения (размахивает картинками, берет их в рот, стучит по столу и т. д.). 2 балла — ребенок принимает задание, но при самостоятельном выполнении кладет одну часть картинки на другую либо соединяет эти части без учета целостного изображения предмета; в условиях обучения использует только второй вариант помощи — накладывает часть картинки на целое; после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения задания; безразличен к конечному результату. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое; в условиях обучения пользуется первым вариантом помощи; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения; заинтересован в результате своей деятельности. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно выполняет его; заинтересован в результате своей деятельности. | |||
6. | Угадай, чего нет | 1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условия; при самостоятельном выполнении перечисляет все переставленные игрушки; после обучения не переходит к адекватным способам выполнения; к конечному результату безразличен. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить его не может; после обучения решает задачу; заинтересован в результате своей деятельности. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сам решает задачу в мыслительном плане. | |||
7. | Счет | 1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу, размахивает и т.д.) 2 балла— ребенок принимает и понимает задание; по словесной инструкции не может выделить заданное количество; в условиях обучения действует адекватно), но может выделить палочки из множества только в пределах трех; счетные операции даже в пределах трех не выполняет; к конечному результату безразличен. 3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; выделяет из множества количество в пределах трех, но в пределах пяти затрудняется; счетные операции выполняет только в пределах трех; заинтересован в конечном результате. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; выделяет из множества заданное количество и выполняет счетные операции по представлению; заинтересован в конечном результате. | |||
8. | Построй из палочек | 1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет палочки в рот, разбрасывает их, размахивает ими, стучит по столу и т. д.) 2 балла — ребенок принимает задание; самостоятельно работать по образцу не может ни до, ни после обучения; к результату безразличен. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно по образцу может строить только после обучения; заинтересован в конечном результате. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно строит по образцу; заинтересован в конечном результате. | |||
9. | Нарисуй человека | 1балл — ребенок принимает, но не понимает задание; действует неадекватно (размахивает карандашом, мнет бумагу, берет ее в рот и т. д.). 2 балла— ребенок принимает задание; предметный рисунок представлен в виде черкания или предпосылок к предметному рисунку — рисует голову (круг). 3 балла – ребенок принимает и понимает задание; рисует человека в виде «головонога»: голова и ноги или голова и туловище. 4 балла – ребенок принимает и понимает задание; рисует все основные части тела и лица человека. | |||
10. | Расскажи | 1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание. 2 балла — ребенок принимает, но не понимает задание; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет. 3 балла — ребенок принимает задание и понимает смысловую сторону сюжета, но объяснить ее в связном рассказе не может; на вопросы отвечает однословно, показывая тем самым, что смысл понятен. 4 балла — принимает и понимает задание; составляет связный рассказ (три-четыре предложения), отражая в нем основную причинно-следственную зависимость. |
Педагогическая диагностика уровня развития ребенка 5 – 6 года жизни.
Ф.И.ребенка____________________________________________
Дата обследования______________________________________
На момент обследования_________________________________
№ п/п | Название методик | Критерии оценок. | Нач. года | Сер. года | Кон. года |
1. | Включение в ряд | 1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условия; ставит матрешки в ряд без учета их размера; после показа правильного размещения матрешек самостоятельно не ориентируется на величину. 3 балла — ребенок «принимает и понимает условия задания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим примериванием. 4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой. | |||
2. | Коробка форм | 1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия или действия силой; после обучения пользуется методом перебора вариантов. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов, но после обучения пользуется методом целенаправленных проб. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его либо методом практического примеривания, либо методом зрительного соотнесения. | |||
3. | Построй из палочек | 1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает палочки без учета образца; не может построить не только по памяти, но и по образцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы лесенки. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по образцу. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти. | |||
4. | Сложи разрезную картинку | 1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения; в процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания. 3 балла — ребенок принимает и понимает заданно, но самостоятельно выполнить его не может; после обучения самостоятельно складывает картинку. 4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием. | |||
5. | Сгруппируй картинки | 1 балл — ребенок не принимает задание; не ориентируется в его условии (размахивает карточкой, бросает ее); в процессе обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки без учета ориентировки на цвет; после оказания третьего вида помощи начинает ориентироваться на образец; вторую часть задания (группировку по форме) не выполняет. 3 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму; и некоторых случаях требуется только первый вид помощи; не может обобщить принцип группировки в речевом плане. 4 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму; самостоятельно вычленяет принцип группировки. | |||
6. | Количественные представления и счет | 1 балл — ребенок действует с палочками, не ориентируясь на количественный признак. 2 балла — ребенок принимает задание; количественные представления сформированы на самом элементарном уровне — может выделить количество только в пределах трех из множества; счетные операции по представлению выполняет только в пределах трех; устные задачи не решает. 3балла — ребенок принимает задание и понимает его цель; пересчитывает палочки в пределах пяти действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки); выполняет счетные операции по представлению в пределах трех; устную задачу самостоятельно решить не может; после обучения решает задачи только с использованием палочек. 4 балла — ребенок принимает задание и понимает его цель; зрительным способом пересчитывает палочки в и род ел ах пяти; выполняет счетные операции по представлению в пределах пяти зрительным способом и мысленно решает предложенные устные задачи в пределах пяти. | |||
7. | Сравни | 1 балл — ребенок не понимает цель задания; в условиях обучения действует неадекватно; не может решать задачи в наглядно-образном плане; не воспринимает сюжет, изображенный на картинке. 2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает, что на двух картинках изображено одно и то же событие; основной сюжет изображенного не понимает; не воспринимает ситуацию в динамике; на уточняющие вопросы отвечает неадекватно. 3 балла — ребенок принимает задание, но самостоятельно не может воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке; после уточняющих вопросов отвечает правильно. 4 балла — ребенок принимает задание; самостоятельно может понять целостность сюжета и рассказать о динамике события, изображенного на картинках. | |||
8. | Найди время года | 1 балл — ребенок не понимает цели задания; перекладывает картинки. 2 балла — ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями; после обучения может выделить картинки с изображением только двух времен года — зимы и лета. 3 балла — ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями — зимы и лета. 4 балла — ребенок принимает задание; уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями; может объяснить выбор определенного времени года. | |||
9. | Нарисуй целое | 1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание, однако нарисовать предмет по разрезной картинке не может; после складывания картинки ребенок пытается изобразить предмет, но получаются только элементы предмета (неваляшки). 3 балла — ребенок принимает задание, однако нарисовать по разрезной картинке не может; после складывания картинки рисует предмет. 4 балла — ребенок принимает задание; может нарисовать предмет по разрезной картинке; рисует с интересом. | |||
10. | Расскажи | 1 балл — ребенок не принимает задание; не воспринимает изображенный на картинках сюжет. 2 балла — ребенок принимает задание, однако не вое* принимает серию картинок как единое событие; называет каждое действие в отдельности, не объединяя их в единый сюжет во времен- ной последовательности. 3 балла — ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно; ориентируется на временную последовательность; после обучения начинает понимать единый сюжет; может рассказать о событии. 4 балла — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки, четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них. |
Педагогическая диагностика уровня развития ребенка 6-–7 года жизни.
Ф.И.ребенка____________________________________________
Дата обследования______________________________________
На момент обследования_________________________________
№ п/п | Название методик | Критерии оценок. | Нач года | Сер. года | Кон. года |
1. | Сложи | 1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно. 1 балла — ребенок принимает задание, но складывает картинку, не ориентируясь на целостность изображения даже после показа образца. 3 б а л л а — ребенок принимает и понимает условия задания; выполняет задание с помощью; ориентируется на образец — целую картинку; после обучения задание выполняет, пользуясь практическим примериванием. 4 б а л л а — ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь различными типами ориентировки. | |||
2. | Представления об окружающем Беседа | 1 балл — ребенок не вступает в речевое общение; контакт и сотрудничество с незнакомым взрослым устанавливается на эмоциональном и деловом уровне. 2 б а л л а — ребенок принимает задание; вступает в речевой контакт, однако ответы оказываются неадекватными поставленным вопросам. 3 б а л л а — ребенок принимает и понимает задание; отвечает с помощью дополнительных, уточняющих вопросов, демонстрируя недостаточный уровень сформированности представлений об окружающем. 4 б а л л а — ребенок принимает и понимает задание; с интересом отвечает на поставленные вопросы, демонстрируя сформированность представлений об окружающем | |||
3. | Представления о временах года | 1 балл — ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 б а л л а — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает картинки без учета последовательности времен года. 3 б а л л а — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу не может; после обучения задание выполняет. 4 б а л л а — ребенок принимает и понимает задание; выполняет задание самостоятельно; сформированы представления о временах года и их последовательности. | |||
4. | Количественные представления и счет | 1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание; количественные представления сформированы в пределах трех; решение устных задач недоступно. 3 балла — ребенок принимает и понимает задание; количественные представления только в пределах пяти; устные задачи выполняет только в пределах трех. 4 б а л л а — ребенок принимает и понимает задание; все виды заданий выполняет правильно. | |||
5. | Расскажи (зима) | 1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 б а л л а — ребенок принимает задание; раскладывает картинки, не ориентируясь на последовательность событий; после оказания помощи не объединяет их в общий сюжет. 3 балла — ребенок задание принимает; раскладывает картинки с учетом последовательности событий; в некоторых случаях требуется только первый вид помощи, но самостоятельно рассказать о действиях не может. 4 балла — ребенок задание принимает; самостоятельно раскладывает картинки с учетом последовательности событий и составляет рассказ. | |||
6. | Дорисуй | 1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания; после обучения действует неадекватно. 2 б а л л а — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает. 3 б а л л а — ребенок принимает и понимает цель задания; может нарисовать три или четыре предмета. 4 б а л л а — ребенок принимает и понимает цель задания; рисует шесть предметов. | |||
7. | Расскажи (в лесу) | 1 балл — ребенок не понимает цель задания; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребенок принимает задание; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, однако не понимает динамики события; на уточняющие вопросы отвечает неадекватно; основной сюжет изображенного события не понимает. 3 балла — ребенок принимает задание, но без помощи не может воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке; после уточняющих вопросов отвечает правильно, но самостоятельно составить рассказ не может. 4 балла — ребенок принимает задание и понимает целостность ситуации, изображенной на картинке; сам составляет рассказ. | |||
8. | Звуковой анализ слова | 1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания. 2 б а л л а — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает; ответы носят неадекватный характер; в условиях обучения отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с заданием не справляется. 3 б а л л а — ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно задание выполняет только после обучения. 4 б а л л а — ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно справляется с его выполнением. | |||
9. | Продолжи ряд | 1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 б а л л а — ребенок принимает задание, однако не может написать по образцу; пишет только некоторые элементы образцов, не учитывая их последовательности, не соблюдая строчки. 3 б а л л а — ребенок принимает и понимает условия задания; может написать некоторые образцы, однако принцип чередования элементов при написании не учитывает. 4 б а л л а — ребенок принимает и понимает условия задания; справляется с заданием без ошибок. | |||
10. | Узнавание фигур | 1 балл — ребенок не принимает задание. 2 б а л л а — ребенок принимает задание, однако может опознать в другой таблице не более двух-трех фигур. 3 б а л л а — ребенок принимает и понимает задание; может опознать четыре-пять фигур. 4 б а л л а — ребенок принимает и понимает задание; узнает семь —девять фигур в другой таблице. |
8.4. Образец индивидуального образовательного маршрута, составленного на основе данных педагогического обследования ребенка
Педагогическое заключение
По результатам диагностического изучения и наблюдений за деятельностью можно отметить, что у (Ф.И. ребенка)незначительный познавательный интерес к окружающему пространству. Проявляет слабый интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Рекомендации
1. Обучение по Программе «Программе воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта» /Под. ред. Е.А. Стребелевой
2.Индивидуальные занятия 3 раза в неделю.
3.Проводить коррекционно-развивающую работу по основным направлениям:
- Развитие моторной сферы;
- Развитие внимания, памяти;
- Развитие восприятия всех модальностей;
- Формирование наглядно-образного мышления ;
- Обогащение знаний и представлений об окружающем;
Учитель-дефектолог:______________/Ф.И.О./
« __»_____________2014г.
8.5. Перспективный план индивидуальной работы с (Ф.И. ребенка)
На 2014-2015 учебный год
Направления коррекционной работы | Срок | динамика | |
полуг | 2 полуг | ||
Развитие общей и мелкой моторики - развивать движение кистей и пальцев рук, учить произвольно регулировать скорость движений, действуя по подражании - одной рукой, - одновременно двумя руками; - развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действуя по подражанию взрослому, самостоятельно застегивая и расстегивая пуговицы, работая со шнурком. | В теч. года | ||
Развитие внимания, памяти - работать над развитием кратковременной и долговременной памяти; - учить запоминать предметы, предметные картинки, начиная с 4-5 картинок; - учить выразительно передавать содержание потешек, стихов, песенок; - развивать процессы внимания(концентрацию и устойчивость); | В теч. года | ||
Сенсорное воспитание Формировать образы восприятия, учить запоминать и называть предметы и их свойства. - зрительное восприятие и внимание - уточнять представление о предметах, о пространственном соотношении частей. - учить выделять части и соединять их в целое. - учить складывать разрезную картинку из 4 частей. - учить различать формы в процессе конструирования. | В теч. года В теч. года | ||
Формирование мышления. - продолжать знакомить с проблемно-практическими ситуациями, учить анализировать эти ситуации, формировать практические способы их решения - формировать целостное восприятие ситуаций, изображенных на картинках - Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; - формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение - Учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией | В теч. года | ||
Ориентировка в окружающем пространстве - формировать восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировку в пространстве знакомого помещения. - учить находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесной инструкции педагога - продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения - способствовать появлению обобщений: игрушка,посуда,мебель, одежда, обувь. - формировать умение ориентироваться в ближайшем окружении. - формировать интерес к изучению объектов живой и неживой природы. - формировать временные представления:зима-лето-осень-весна | В теч. года |
Учитель-дефектолог ________________/Ф.И.О./
8.6. Календарно-тематическое планирование с (Ф.И. ребенка)
на______________________2014-2015 учебный год
№ | Направление коррекционной работы число | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Развитие внимания, памяти | Название игр | ||||
Развитие общей и мелкой моторики | |||||
Зрительное воспитание | |||||
Слуховое восприятие | |||||
Тактильно-двигательное восприятие | |||||
Наглядно-образное мышление | |||||
Ознакомление с окружающим | |||||
ФЭМП |
Заключение об эффективности коррекционного воздействия
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-дефектолог___________/Ф.И.О./