Производственная практика в доу для детей
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Направление: 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования:бакалавриат
Профильная направленность: Дошкольная дефектология
Челябинск, 2014
Лист согласования
Разработчики: | ||||||||||||
доцент кафедры СППиПМ | Л.М. Лапшина | |||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
Программа одобрена на заседании кафедры | « | » | июня | Протокол | № | |||||||
Заведующий кафедрой | Л.А. Дружинина | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Одобрено представителем работодателя | Ю.В. Мочалкина, заведующий МБДОУ ДС № 138 | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия, должность, место работы) | |||||||||||
Руководитель ОПОП | Л.Б. Осипова | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Декан факультета | Н.Г. Сошникова | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
« 27 » июня 2014 г.
Протокол № 10
Зав. кафедрой _______.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования:бакалавриат
Профильная направленность:Дошкольная дефектология
Челябинск, 2014г
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | |
1.1. | Общие сведения | |
1.2. | Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики | |
1.3. | Место практики в структуре образовательной программы | |
1.4. | Цель и задачи практики | |
1.5. | Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики | |
2. | Содержание практики | |
3. | Формы отчетности по практике | |
4. | Фонд оценочных средств по практике | |
5. | Учебно-методическое обеспечение практики | |
6. | Перечень информационных технологий | |
7. | Описание материально-технической базы | |
8. | Методические указания | |
Приложения |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Общие сведения
Таблица 1
Общие сведения о практике
Общие сведения | Форма обучения |
очная | |
Вид практики | Производственная |
Название практики | Производственная практика в ДОУ для детей с нарушением интеллекта |
Место проведения практики | Образовательная организация |
Курс | 3 курс |
Семестр | 6 семестр |
Способ проведения | Стационарная |
Форма (формы) проведения | Дискретно (концентрированная) |
Объем практики в зачетных единицах | 4,5 ЗЕТ |
Продолжительность в неделях (часах) | 3 недели; 162 часа |
Календарный срок | с 3 недели марта по 1 неделю апреля (включительно) |
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики. Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений учителя – дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) в системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В ходе прохождения обучающимися производственной практики в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская; культурно-просветительская.
1.3. Место практики в структуре образовательной программы.Производственная практика в специальном (коррекционном) образовательном учреждении относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы
1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик. Практика проводится второй в общей системе практик (табл. 2)
Таблица 2
Система практик при овладении образовательной программой
№ п/п | Название практики | Вид практики | Место практики в учебном плане | Формируемые компетенции | ||||
Курс | Се- местр | Сроки | Кол-во недель | Трудо-емкость в ЗЕТ | ||||
1. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с ЗПР | производственная | 1-я неделя апреля – 4-я неделя апреля | ПК-2, ПК-5 | ||||
2. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с нарушением интеллекта | производственная | 3-я неделя марта – 1-я неделя апреля | 4,5 | ПК-1, ПК-3 | |||
3. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с нарушениями слуха | производственная | 1-я неделя ноября – 3-я неделя декабря | 4,5 | ПК-2, ПК-6 | |||
4. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с нарушением зрения | производственная | 3-я неделя ноября – 5 неделя ноября | 4,5 | ПК-1, ПК-4 | |||
5. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с НОДА | производственная | 1-я неделя декабря – 3-я неделя декабря | 4,5 | ПК-3, ПК-5 | |||
6. | Преддипломная практика | производственная | 4-я неделя мая – 1-я неделя июня | ПК-8, ПК-9 |
Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья,, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры интеллектуальной недостаточности при различных патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений интеллекта, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с нарушением интеллекта, инновационных технологий социализации дошкольников с нарушением интеллекта. В процессе теоретической подготовки ковторой практике студенты должны овладеть умениями выводить заключение по итогам педагогического обследования ребенка, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии дошкольников с нарушением интеллекта; умениями выбирать программу коррекционной работы после тщательной психолого-педагогической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты коррекционных занятий; умениями консультировать семьи и педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта. При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики нарушений психофизического развития, определения заключения, по итогам обследования, психолого-педагогической коррекции различных нарушений развития, как на индивидуальных, так на подгрупповых и фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями определения и реализации содержания и организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования детей с нарушением интеллекта, навыками и приемами развития личности, мотивации и способностей детей с нарушением интеллекта в различных видах деятельности, охватывающих следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.
Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Основы речевой культуры дефектолога», «Правоведение с основами семейного права инвалидов», «Информационные технологии в специальном образовании», «Анатомо-физиологические основы сопровождения детей с ОВЗ», «Генетические основы специальной психологии и педагогики», «Основы генетики», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Психологический онтогенез детей с нормальным развитием и с ОВЗ», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Методы психолого-педагогических исследований в дефектологии», «Невропатология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Основы специальной детской психологии», «Основы специальной дошкольной педагогики», «Психопатология», «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», «Детская олигофренопсихология», «Психология детей с ЗПР», «Воспитание и обучение детей с ЗПР», «Профессиональная деятельность дефектолога», «Дошкольная олигофренопедагогика», «Дошкольная сурдопедагогика», «Дошкольная тифлопедагогика», «Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Студенты также опираются на практические компетенции, полученные в ходе производственной практики IV семестра – в ДОУ для детей с ЗПР.
1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями развития», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Индивидуализация медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», «Современные технологии взаимодействия ДОУ и семьи ребенка с ОВЗ», «Органомические условия воспитания и обучения детей с ОВЗ», «Детско-родительские отношения в семье ребенка с ОВЗ», «Психология детей с нарушениями речи», «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Психология детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения», «Воспитание и обучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения «Ознакомление с окружающим миром детей с ОВЗ», «Методика умственного воспитания детей с ОВЗ», «Методика физического воспитания детей с ОВЗ», «Методика эстетического и социально-нравственного воспитания детей с ОВЗ», «Методика трудового воспитания детей с ОВЗ, «Методика развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха», «Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации», «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха», «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха», «Подготовка к обучению грамоте детей с ОВЗ», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Диагностика и коррекция отклонений в развитии у детей раннего возраста», «Игровая деятельность детей с ОВЗ», «Обучение игровой деятельности детей с ОВЗ», «Методика развития речи детей с ОВЗ», «Музыкальное воспитание детей с ОВЗ», «Социализация детей с ОВЗ», «Социально-правовая защита лиц с ОВЗ», «Портфолио достижений учителя – дефектолога», и прохождения практикв VI, VII и VIII семестрах - «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями слуха». «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушением зрения», «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», преддипломная практика, «Итоговая государственная аттестация».
1.4. Цель и задачи практики.
Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушением интеллекта.
Задачи практики:
-ознакомление с задачами и функциями учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушением интеллекта, со спецификой работы в данной конкретной организации;
- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушением интеллекта с учетом их возрастных особенностей;
- овладение умениями анализировать занятия учителя-дефектолога, методами и методиками обследования особенностей психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику ребенка с нарушением интеллекта, протоколы индивидуального обследования дошкольников с нарушением интеллекта, умениями составления конспектов и проведения коррекционных занятий, с учётом возрастных особенностей дошкольников с нарушением интеллекта; навыком сбора информации для проведения лекции или доклада по основным теоретическим вопросам; навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению дошкольников с нарушением интеллекта, навыками составления конспектов и проведения занятий по основным образовательным областям в дошкольной образовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения (таблица 3).
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) | Планируемые результаты (конкретизированные цели) | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
ПК-1 – Способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ | З.1. - теоретические основы рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта | У.1. - планировать собственную профессиональную деятельность по рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта | В.1. - технологиями организации рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта | |
ПК-3 - Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ | З.2 – современные подходы к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта; З.3 – содержание планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. | У.2 – планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта | В.2 – конкретными приемами планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. Содержание практики представлено в таблице 4.
Таблица 4
Содержание практики
№ п/п | Виды работ, перечень заданий | Трудоемкость (в часах) | Учебно-методическое обеспечение | Код компе-тенции | |
на базе практики | самостоятельная работа | ||||
Производственная практика в качестве учителя-дефектолога Вводный этап | |||||
1.1. | Общее ознакомление обучающихся с образовательной организацией, педагогическим коллективом, учителем-дефектологом, воспитателем, педагогом-психологом, руководителем от дошкольной образовательной организации. | 1, 2, 3, 4, 19, 21, 22 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.2. | Изучение АООП ДО для детей с нарушением интеллекта, учебно-методическими комплексами, рабочими программами, календарно-тематическим планом учителя-дефектолога, конспектами занятий, материалами ПМПк по детям группы, на которой обучающийся будет проходить практику. Ознакомление с коррекционно-образовательным и учебно-воспитательным процессами образовательной организации | 1, 2, 3, 4, 5, 12-24 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.3. | Посещение не менее 10 занятий учителя-дефектолога; посещение не менее двух занятий воспитателя; наблюдение за процессом проведения (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности деятельности учителя-дефектолога, воспитателя) коррекционно-развивающих занятий; изучение нормативно-правового обеспечения, регулирующего отношения участников коррекционно-образовательного процесса в образовательной организации для детей с нарушением интеллекта. Изучение форм взаимодействия учителя-дефектолога, воспитателя и педагога-психолога. Подготовка конспектов занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением и согласование конспектов занятий с педагогом – руководителем практика от ДОО. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике | 1, 2, 3, 4, 11, 12, 15, 16, 21, 22 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.4. | Полное психолого-педагогическое обследование двух детей с нарушением интеллекта, имеющих нарушения разной этиологии; заполнение протоколов обследования; оформление индивидуальных образовательных маршрутов. Полная клинико-психолого-педагогическая характеристика двух детей, имеющих нарушения разной этиологии. Оформление отчётной документации по практике | 1, 14, 19, 21, 22, 41, 43 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.5. | Ознакомление с различными видами консультационной работы учителя-дефектолога (с родителями, педагогами, другими специалистами образовательной организации); наблюдение за работой ПМПк образовательной организации; оформление индивидуального плана работы на основной этап практики. Включение дошкольников в различные виды коррекционно-развивающей деятельности. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике | 10, 15, 16, 41, 43 | ПК-1, ПК-3 | ||
Производственная практика в качестве учителя-дефектолога Основной этап | |||||
1.6. | Составление конспектов коррекционно-развивающих занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением; согласование конспектов с учителем-дефектологом; проведение 6 коррекционно-развивающих занятий (2 индивидуальных, 2 подгрупповых, 2 фронтальных); оформление документации по практике; подготовка консультации для родителей; согласование консультаций с учителем-дефектологом. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике | 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 12, 15, 16, 33, 47, 64 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.7. | Составление конспектов зачетных занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением на заключительный этап практики. Формулирование коррекционно-педагогических задач и включение дошкольников в их выполнение. Консультация учителя-дефектолога по планированию, дифференциации детей на подгруппы с учетом степени выраженности патологии и их компенсаторных возможностей. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике | 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 12, 15, 16, 33, 47, 64 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.8. | Работа в ПМПк консилиуме дошкольной образовательной организации по совместному обсуждению индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов двух обследованных детейс нарушением интеллекта. Выполнение заданий по самостоятельной работе. | 21, 22, 23, 33, 34, 38, 41, 42, 48, 52, 62 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.9. | Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; согласование конспектов с учителем-дефектологом; проведение 6 коррекционно-развивающих занятий (2 индивидуальных, 2 подгрупповых, 2 фронтальных); оформление документации по практике; составление консультации для педагогов | 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 26, 33, 35, 36, 41, 42, 45, 49, 50, 53, 57 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.10. | Составление конспектов занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением; подготовка конспекта воспитательного мероприятия; согласование конспектов с учителем-дефектологом; оформление документации по практике; оформление отчётной документации по практике | 16, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 26, 44, 56, 61 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.11. | Проведение воспитательного мероприятия с дошкольниками ДОО; подготовка конспектов зачётных занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением и согласование их с учителем-дефектологом; оформление отчётной документации по практике. | 5, 9, 17, 19, 21, 22, 24, 26, 36, 47, 51 | ПК-1, ПК-3 | ||
Производственная практика в качестве учителя-дефектолога Итоговый этап | |||||
1.12. | Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных коррекционно-развивающих занятий (не менее трех за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных коррекционно-развивающих занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); согласование текста консультации для педагогов с учителем-дефектологом; выполнение заданий по самостоятельной работе; ведение дневника практики | 1, 2, 3, 4, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 26 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.13. | Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных коррекционно-развивающих занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ пяти зачётных коррекционно-развивающих занятий других практикантов; выполнение заданий по самостоятельной работе; проведение консультации для педагогов; анализ и самоанализ зачётных занятий. | 1, 4, 11, 12, 15, 16, 17, 45, 52, 58, 60, 63 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.14. | Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных коррекционно-развивающих занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных коррекционно-развивающих занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); проведение консультации для педагогов с учителем-дефектологом; оформление документации по данным этапам практики. | 1, 2, 3, 4, 11, 12, 15, 16, 18, 22, 27, 31, 49, 51, 57, 64 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.15. | Проведение и посещение зачётных занятий. Анализ и самоанализ проведённых зачётных занятий. Подготовка сообщений на заключительных конференциях по итогам педагогической практики в образовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с нарушением интеллекта. Оформление отчётной документации по практике. | 4, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 26 | ПК-1, ПК-3 | ||
1.16. | Участие в заключительных конференциях в ДОО и вузе. Подготовка отчетной документации по итогам педпрактики. | 1, 2, 3, 4, 5, 9, 11, 60-64 | ПК-1, ПК-3 | ||
ВСЕГО | |||||
Итого: 162 часа |