Тема 1.1 Понятие социальной педагогики. Причины и предпосылки ее возникновения
Социальная педагогика – отрасль науки, учебный предмет, область общественной деятельности. Причины возникновения социальной педагогики как отрасли знания. Социально-экономические и духовные предпосылки развития социальной педагогики в Республике Беларусь. Сущностное определение социальной педагогики.
Место и роль социальной педагогики в системе научных знаний о человеке. Социальная педагогики как отрасль гуманитарных знаний о жизнедеятельности человека в социуме. Жизнедеятельность человека в обществе. Интегративная функция социальной педагогики.
Тема 1.2 Методологические основы социальной педагогики
Сущность методологии социальной педагогики. Гносеологические основы социальной педагогики. Диалектический подход в научном познании и преобразовании социально-педагогической практики. Оценочный подход к познанию и преобразованию социально-педагогического объекта. Исторический подход к познанию социально-педагогических объектов. Тенденции и закономерности как инварианты научных знаний в социальной педагогике. Социальная политика как определяющий фактор социально-педагогической деятельности. Взаимодействие социальной педагогики и других отраслей «человекознания»: философии, социологии, этнографии, права, дефектологии и др. Соотношение социальной педагогики и педагогики. Основные задачи изучения курса социальной педагогики.
Тема 1.3 Важнейшие категории и ведущие функции социальной педагогики
Важнейшие категории социальной педагогики.
Функции социальной педагогики: теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая. Гуманизация социокультурной среды обитания человека. Принципы социальной педагогики: личностно-ориентированный подход; гуманизм; субъект-субъектные отношения; создание благоприятных социокультурных условий развития личности; взаимосвязь и взаимозависимость социального развития, формирования, воспитания, обучения, социализации.
Тема 1.4 Гуманистические идеи отечественных и зарубежных ученых в развитии социальной педагогики
Развитие социально-педагогических идей в работах древних философов, ученых эпохи Возрождения, развитие идеи воспитания как процесса гармоничного развития личности, связи воспитания с жизнью.
Идеи влияния факторов окружающей среды, свободы и естественности в работах Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. Педагогика долга в работах Э. Канта. Педагогические идеи И. Песталоцци. Гуманистическая сущность взглядов социалистов–утопистов на человека и его развитие. Работы П. Наторпа, Г. Кершенштейнера, Дж. Дьюи и др.
Социальная направленность, демократический характер педагогических взглядов Н. Пирогова, Л. Толстова, К.Д.Ушинский о развитии личности с антропологических позиций. Развитие идей социальной педагогики в работах С.Т. Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Возникновение социально-педагогических идей в теории и практике воспитания в Республике Беларусь.
Тема 1.5 Личность, ее развитие и социальное воспитание
Человек, его социально-биологическая и психологическая сущность. Общее, особенное, единичное в природе человека. Понятие «личность». Взаимоотношение категорий: человек, индивид, индивидуальность, личность. Общественно-историческая детерминированность личности. Идеал человека и личности в обществе и государстве Республики Беларусь.
Современное звучание проблем «личность-общество». Ведущие факторы развития личности. Зависимость развития личности от психофизиологических особенностей человека.
Республика Беларусь – социально ориентированное государство, человек – важнейшая ценность белорусского общества.
Тема 1.6 Положение детей в Республике Беларусь
Государственная поддержка семьи и детей. Национальный доклад «Положение детей в Республике Беларусь». Характеристика семей, воспитывающих детей. Меры государственной поддержки семьи и детей.
Одаренные дети. Состояние здоровья детей. Дети – социальные сироты. Дети-инвалиды и дети с особенностями психофизического развития. Международное сотрудничество в интересах детей. Приоритетные направления государственной социальной политики в отношении детей.