Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе и государстве, важнейшими характеристиками которого выступает социальная политика в поддержку человека, социально-педагогическая помощь приобретает особую значимость. Социально-педагогическая деятельность играет большую роль в развитии личности, общественного сознания, общества в целом. Деятельность социального педагога направлена на поддержку детей, нуждающихся в государственной защите, на помощь неблагополучным семьям и другим категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Программа государственного экзамена «Социальная педагогика. Теория и практика обучения и воспитания» предназначена для проведения государственной аттестации выпускников специальностей:

1-03 04 02-02 Социальная педагогика. Практическая психология;

1-03 04 02-01 Социальная педагогика. Иностранный язык.

Содержание программы государственного экзамена включает основные вопросы, отражающие уровень профессиональных знаний умений и навыков, полученных студентами.

На государственный экзамен выносятся основные разделы учебных курсов: «Педагогика», «Социальная педагогика», «Современные аспекты социально-педагогической деятельности», «Технологии социально-педагогической деятельности», «Методология и методы социально-педагогических исследований», «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения», «Педагогика семьи», «Внешкольное образование и воспитание», «Основы работы социального педагога по месту жительства», «Основы социально-педагогической работы в интернатных учреждениях», «Охрана и защита детства».

Студент-выпускник должен хорошо знать теорию и практику социальной педагогики, концепции социализации, адаптации и социально-педагогической коррекции личности в системе деятельности социальных институтов воспитания; должностные обязанности и этические стандарты, квалификационную характеристику и квалификационные требования к деятельности социального педагога; основные направления деятельности, функции и роли социального педагога; организацию процесса социального воспитания, содержание социально-педагогической деятельности по отношению к различным категориям людей; направления Государственной политики Республики Беларусь в области охраны и защиты детства; систему государственных и негосударственных социально-педагогических служб помощи населению, специфику их функционирования в Республике Беларусь; основы организации профилактической и коррекционно-воспитательной работы; уметь анализировать тенденции и закономерности, происходящие в педагогической науке и социуме, их влияние на развитие, воспитание и социализацию личности, а также научно-обоснованное планирование социально-педагогической деятельности.

В билет будет включено два вопроса: первый – из курса «Социальная педагогика», второй – из курса «Теория и практика обучения и воспитания». При составлении билетов к государственному экзамену вопросы целесообразно компоновать так, чтобы они были одинаковой структуры.

На экзамене студент может использовать программу государственного экзамена, нормативные документы.

В разделах программы предлагаются вопросы, которые могут быть вынесены на государственный экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Тема 1.1 Понятие социальной педагогики. Причины и предпосылки ее возникновения

Социальная педагогика – отрасль науки, учебный предмет, область общественной деятельности. Причины возникновения социальной педагогики как отрасли знания. Социально-экономические и духовные предпосылки развития социальной педагогики в Республике Беларусь. Сущностное определение социальной педагогики.

Место и роль социальной педагогики в системе научных знаний о человеке. Социальная педагогики как отрасль гуманитарных знаний о жизнедеятельности человека в социуме. Жизнедеятельность человека в обществе. Интегративная функция социальной педагогики.

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 3.17 Понятие метода в социальной педагогике. Методы индивидуальной и групповой работы, их сущностная характеристика. Диагностические методы в системе деятельности социального педагога, их характеристика.

Понятие о методе и методике социально-педагогической деятельности.

Характеристика методов социально-педагогической деятельности и специфика их использования в работе социального педагога. Педагогическое наблюдение как метод научного познания. Сбор независимых характеристик и изучение документации как средства педагогической диагностики. Методика моделирования педагогических ситуаций и ситуативных серий. Методы индивидуальной и групповой социально-педагогической работы.

Методы социально-педагогической диагностики и их характеристика. Изучение семейных отношений и психоэмоционального климата в семье. Диагностика социальной среды. Диагностика детского коллектива и коллективных межличностных отношений.

Диагностика социально-педагогической запущенности детей. Методики диагностики социальной зрелости и профессиональной направленности старших подростков и юношей. Диагностика отклонений в поведении детей и подростков. Диагностическое изучение ребенка, поступающего в интернатное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Диагностика замещающей семьи.

Тема 4.7 Содержание воспитательной работы

Формирование научного мировоззрения в общей системе учебно-воспитательной работы. Нравственное воспитание. Сущность нравственных отношений. Методика формирования нравственных привычек, поступков, поведения. Мораль и религия, их воспитательное значение.

Педагогические основы идеологической работы в системе образования. Воспитание гражданственности, национального патриотизма, интерна­ционализма, политической культуры, духовности.

Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессио­нальной ориентации. Развитие идеи трудового воспитания в трудах И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко. Основные виды трудовой деятельности учащихся. Формирование экономического мышления человека-труженика.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.

Эстетическое воспитание, его сущность и содержание. Формирование эс­тетического вкуса, идеала. Приобщение учащихся к мировой и национальной культуре. Роль традиций, обрядов, литературы, фольклора, легенд, мифов, укладов жизни в приобщении к национальной культуре.

Сущность физического воспитания и его содержание. Пропаганда здоро­вого образа жизни. Обязательность физического совершенствования детей, сохранение их психофизического здоровья. Половое воспитание, современные проблемы полового воспитания и пути их решения. Д.Локк и Ж.-Ж.Руссо о физическом воспитании личности.

Экологическое воспитание и просвещение школьников. Гармонизация отношений человека и природы.

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Тема 4.12 Методы обучения

Понятие о методах обучения. Структура методов обучения. История развития методов обучения. Приемы и средства обучения: природные, тех­нические, символические, простые и сложные. Функции методов обучения.

Различные подходы к классификации методов в современной дидактике. Линейный подход: по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (объяснительно-иллюстративные, репро­дуктивные, проблемные, частично поисковые, исследовательские); по спосо­бам организации упорядоченной учебной деятельности учащихся (методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков и применение на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков).

Комплексный подход к классификации методов обучения (по Ю.К. Бабанскому): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффек­тивностью учебно-познавательной деятельности. Современные подходы к классификации методов обучения (А.В.Хуторской, В.В.Краевский).

Тема 4.13 Формы организации обучения в современной школе.
Классно-урочная система обучения

Понятие о системах и формах организации обучения. Развитие органи­зационных форм обучения, их характеристика. Индивидуальное и индивиду­ально-групповое обучение. Формы массового обучения детей (бел-ланкастерская, батавская, мангеймская) и индивидуализированного обучения (дальтон-план, «метод проектов», бригадно-лабораторный метод).

Возникновение и обоснование классно-урочной системы обучения в трудах Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского.

Характерные признаки классно-урочной системы. Урок как основная форма обучения. Структура урока. Типы уроков. Обучающая, развивающая и воспитательные цели урока. Требования к современному уроку: воспитательные, дидактические, психологические, ги­гиенические.

Другие формы организации обучения: учебная экскурсия, факультативные занятия, занятия в учебных мастерских, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, кон­курсы, поддерживающие и стимулирующие занятия).

Домашняя учебная работа школьников как форма обучения. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы.

Тема 4.14 Диагностика школьной успеваемос­ти.
Учет, проверка и оценка знаний, умений и навыков в современной школе

Понятие об успеваемости школьников и ее учете. Сущность учета знаний. Функции учета и проверки знаний: воспитывающая, контролирующая, обучающая, развивающая, организующая, стимулирующая. Виды учета и контроля знаний: текущий, периодический, тематический, итоговый, самоконтроль.

Методы диагностики и контроля школьной успеваемости. Анализ сущности категорий «контроль», «проверка».

Формы проверки знаний и их педагогическая целесообразность. Педагогические требования к проверке и оценке знаний: объективность, систематичность, регулярность, всесторонность, гласность, мотивированность, использование контроля в интересах всех учащихся с целью обучения, воспитания и развития.

Сущность педагогической оценки школьных достижений. Оценка и отметка. Методика оценивания. Влияние оценки и отметки на развитие лич­ности школьника. Отрицательная оценка (отметка), её последствия. Критерии оценки знаний, умений, навыков по десятибалльной сис­теме в практике современной школы.

Диагностика школьной успеваемости в зарубежных школах.

Тема 4.15 Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в зависимости от типа их нервной системы, стиля учения. Классификация стилей учения. Психологическая сущность обучаемости, ее структура, требования к диагностике

Индивидуальные различия в учебной деятельности. Подход к учащимся с позиции оценки особенностей их нервной системы. Трудности и требования к организации учебной работы учащихся со слабой или инертной нервной системой. Характеристика основных метастилей познания (аналитический и синтетический). Стиль преподавания и стиль учения. Конфликтный стиль учения, пути его преодоления. Понятие обучаемости. Структура обучаемости (по З.И.Калмыковой и А.К.Марковой). Обучаемость и обученность. Комплексность как основное требование диагностики обучаемости.

Тема 4.17 Сущность и структура учебной деятельности. Характеристика учебной мотивации. Мотивация достижения и избегания неудач в учении. Педагогические воздействия, способствующие прогрессу и регрессу учебной мотивации

Понятия научения, обучения, учения и учебной деятельности. Структура учебной деятельности: предмет, учебные задачи и действия, контроль и оценка в обучении. Социально-психологические факторы, определяющие успешность учебной деятельности. Формирование школьника как субъекта учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности. Характеристика внешних и внутренних мотивов учения. Мотивация достижения успехов и избегания неудач. Основные подходы к формированию учебной мотивации. Познавательные процессы и мотивация. Стимулирующая роль педагогических оценок. Значение мотивационного тренинга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике / Ю.В. Василькова. - М., 1998

2. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

3. Василькова, Ю.В., Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В.Василькова, Т.А. Василькова. – М., 2001

4. Лаврович, А.П., Социально-педагогическая работа с выпускниками детских интернатных учреждений: учебно-методическое пособие / А.П. Лаврович, Е.Н. Алтынцева, Л.А. Шелег. - Мн, 2008

5. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.В. Мардахаев. – М.: «Академия», 2002

6. Мартынова, В.В. Мониторинг положения детей в замещающих семьях / В.В Мартынова, В.А. Маглыш. – Мн.: «Пачатковая школа», 2008

7. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2002

8. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

9. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2002

10. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / В.И. Загвязинский [и др.]; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002

11. Словарь-справочник социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1997

12. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высщ. учеб. заведений / под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

13. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи: учеб.-метод. пособие / В.В.Мартынова [и др.]. – Мн.: ОДО «Тонпик», 2004

14. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002

Дополнительная литература

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – М., 1993

2. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения / С.А. Бадмаев. – М., 1993

3. Бедулина, Г.Ф., Социально-педагогическая коррекция девиантного подростка: метод. пособие / Г.Ф. Бедулина, А.Д.Григорьев, И.И. Прочакова. – Мн.: 2001

4. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М., 1994

5. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика. Практика: пособие для студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

6. Галогузова, М.А. Методика и технологии работы социального педагога / М.А. Галогузова, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002

7. Горячев, М.Д. Социальная педагогика: хрестоматия / М.Д. Горячев. – Самара 1996

8. Катович, Н.К. Модели воспитания школьников: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, воспитателей / Н.К. Катович. – Мн.: НМЦентр, 2000

9. Колобов, О.А. Социальная педагогика как профессия / О.А. Колобов. – Нижний Новгород, 1996

10. Кухаронак, Т.І. Сацыяльна-педагагічны патэнцыял беларускіх свят і абрадаў: вуч.-метад. дапам. / Т.І.Кухаронак, В.Г.Кухаронак. – Мн.: БДПУ, 2005

11. Мартынова, В.В. Социальная педагогика: программно-методический комплекс / В.В. Мартынова. – Минск: БГПУ, 2007

12. Мартынова, В.В. Социально-педагогические проблемы развода / В.В. Мартынова, Ю.С.Жиров // Сац.-пед. работа. – 2006. – №3

13. Мартынова, В.В., Основы социально-педагогического взаимодействия социального педагога с семьей / В.В. Мартынова, Рак А.Н. // Сац.-пед. работа. – 2006. – №1.

14. Никончук, А.С. Профессиональная культура социального педагога / А.С. Никончук. – Мн., 2001

15. Севковская, З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия / З.А. Севковская. – Мн.: Принткорп, 2002

16. Семья: прошлое, настоящее и перспективы: пособие для педагогов / под общ. ред. А.В. Водневой, Л.И. Смагиной. – Мн.: Маст. лiт., 2000

17. Смагина, Л.И. Права ребенка: Теория и методика: Пособие для педагогов / Л. И. Смагина. – Мн.: Бел. наука, 2001

18. Смагина, Л.И. Теоретико-методологические основы педагогической деятельности социокультурных институтов по защите прав ребенка / Л.И. Смагина. – Мн., 2002

19. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. – М., 1985

20. Трацевская, А.В. Гуманистическая направленность в истории и теории педагогики / А.В. Трацевская. – Мн.: 2003

21. Фирсов, М.В., Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г.Студенова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Основная литература:

1. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века): учебное пособие для студентов пед.учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 384 с.

2. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология: учеб.пособие / Н.В. Басова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.– 414 с.

3. Бордовская, Н.В., Педагогика: учеб.для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан– СПб: Питер, 2000.

4. Об образовании в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь // Нац. Реестр правовых актов Респ.Беларусь. – 2002. - №37. с. 5-24.

5. История педагогики в России: Хрестоматия. – М.: Академия, 2000.

6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

7. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1992.

8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под.ред. П.И.Пидкасистого. – М., Российское пед.агенство, 1996.

9. Педагогическое образование в условиях трансфармационных процессов. – Метод. пособие / П.Д.Кухарчик и [др.] – Мн., 2008.

10. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед.вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.

11. Прокопьев, И.И. Педагогика: учеб.пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович.– Мн., 2002.

12. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. / Т.А. Стефановская. – М.: Совершенство, 1998.

13. Харламов, И.Ф.Педагогика: учеб.для вузов 6-изд. / И.Ф. Харламов. – Мн, 2000.

14. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. – СПб., 2001.

Дополнительная литература:

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М., 1985.

2. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие для студентов пед.вузов / Б.А. Голуб.– М: ВЛАДОС, 1999.

3. Джуринский, А.Н. История педагогики: учебное пособие для студентов пед.вузов / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб.пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 1999.

5. О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь от 12 октября 2000 г., одобрен Палатой пердставителей 2 октября 2000, одобрен Советом Респ. Беларусь 12 октября 2000 года // Адукацыя I выхаванне. – 1992. - № 6-9.

6. Кан-Калик, В.А., Педагогическое творчество / В.А. Канн-Калик, Н.Д. Никандров. – М., 1990.

7. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М., 1979.

8. Макаренко, А.С. Собрание сочинений / А.С. Макаренко – М., 1951.

9. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., Просвещение, 1996.

10. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – М., 1980.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе и государстве, важнейшими характеристиками которого выступает социальная политика в поддержку человека, социально-педагогическая помощь приобретает особую значимость. Социально-педагогическая деятельность играет большую роль в развитии личности, общественного сознания, общества в целом. Деятельность социального педагога направлена на поддержку детей, нуждающихся в государственной защите, на помощь неблагополучным семьям и другим категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Программа государственного экзамена «Социальная педагогика. Теория и практика обучения и воспитания» предназначена для проведения государственной аттестации выпускников специальностей:

1-03 04 02-02 Социальная педагогика. Практическая психология;

1-03 04 02-01 Социальная педагогика. Иностранный язык.

Содержание программы государственного экзамена включает основные вопросы, отражающие уровень профессиональных знаний умений и навыков, полученных студентами.

На государственный экзамен выносятся основные разделы учебных курсов: «Педагогика», «Социальная педагогика», «Современные аспекты социально-педагогической деятельности», «Технологии социально-педагогической деятельности», «Методология и методы социально-педагогических исследований», «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения», «Педагогика семьи», «Внешкольное образование и воспитание», «Основы работы социального педагога по месту жительства», «Основы социально-педагогической работы в интернатных учреждениях», «Охрана и защита детства».

Студент-выпускник должен хорошо знать теорию и практику социальной педагогики, концепции социализации, адаптации и социально-педагогической коррекции личности в системе деятельности социальных институтов воспитания; должностные обязанности и этические стандарты, квалификационную характеристику и квалификационные требования к деятельности социального педагога; основные направления деятельности, функции и роли социального педагога; организацию процесса социального воспитания, содержание социально-педагогической деятельности по отношению к различным категориям людей; направления Государственной политики Республики Беларусь в области охраны и защиты детства; систему государственных и негосударственных социально-педагогических служб помощи населению, специфику их функционирования в Республике Беларусь; основы организации профилактической и коррекционно-воспитательной работы; уметь анализировать тенденции и закономерности, происходящие в педагогической науке и социуме, их влияние на развитие, воспитание и социализацию личности, а также научно-обоснованное планирование социально-педагогической деятельности.

В билет будет включено два вопроса: первый – из курса «Социальная педагогика», второй – из курса «Теория и практика обучения и воспитания». При составлении билетов к государственному экзамену вопросы целесообразно компоновать так, чтобы они были одинаковой структуры.

На экзамене студент может использовать программу государственного экзамена, нормативные документы.

В разделах программы предлагаются вопросы, которые могут быть вынесены на государственный экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Наши рекомендации