Тема 2. Становление дошкольной педагогики
1. Зарождение в античной Греции и Афинах педагогической теории о воспитании детей в семье.
2. История зарубежной педагогической мысли о дошкольном воспитании.
3. Развитие русской и советской дошкольной педагогики.
4. Дошкольная педагогика на современном этапе. Основные направления и тенденции.
Тема 3. Философия детства как теоретическая основа воспитания и развития детей дошкольного возраста
1. Возникновение детства как периода развития личности.
2. Гуманитарный подход в познании ребенка дошкольника.
3. Современные отечественные концепции воспитания и развития ребенка.
4. Современные зарубежные концепции воспитания и развития ребенка.
Тема 4. Ребенок-дошкольник как субъект научного исследования
1. Методология и сущность психолого-педагогического исследования.
2. Методы исследования в дошкольной педагогике.
3. Этапы педагогического исследования.
4. Принципы изучения ребенка-дошкольника.
5. Уровни (классификации) педагогических исследований.
Семинарские занятие
Тема 1. Дошкольная педагогика – как наука
Вопросы для обсуждения
1. Проанализировав литературу, материалы лекций и в процессе актуализации лично образовательного опыта, определите предмет дошкольной педагогики как науки. Докажите свою точку зрения.
2. Охарактеризуйте основные понятия дошкольной педагогики.
3. Раскройте связь дошкольной педагогики с другими науками. Подтвердите наличие раскрытых связей примерами из личного опыта, отрефлексированного опыта других людей, художественной литературы.
4. Ответьте не вопрос: в чем заключается целесообразность связи дошкольной педагогики с другими науками, и каким образом дошкольная педагогика учитывает эти связи?
Задание 1. Подготовьте тезаурусное поле понятия «дошкольная педагогика» (не мене 10 понятий). Осуществите анализ различных высказываний и мыслей, широко представленных сегодня в периодической литературе, в монографиях, словарях, энциклопедиях. Заполните таблицу №1 п.1,2.
Таблица 1
Тезаурусное поле понятия «дошкольная педагогика»
автор, источник | содержание понятия | мое понимание этого определения (пересказ своими словами) |
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] /под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб.: Питер, 2012. | - отрасль педагогической науки, изучающая развитие ребенка в специально организованных условиях. С. 55 | Данное определение рассматривает дошкольную педагогику как отрасль педагогики. |
Критерии оценки и самооценки
- своевременная подготовка
- выбор источника (словари, монографии, учебники, журналы, интернет);
- глубина анализа понятия;
- четкость, конкретность изложения результатов в таблице;
- удовлетворенность результатом работы.
Задание 2. Выберете одно понятие из таблицы №1, наиболее точно отражающее Ваше представление о дошкольной педагогики. Проинтерпретируйте выбранное высказывание и адаптируйте его для более доступного и упрощенного восприятия друг с другом, то есть объясните. Проиллюстрируйте свою позицию примерами из личного опыта, примерами художественной литературы и др. В результате попробуйте самостоятельно определить, и сформулировать: Что такое дошкольная педагогика? Что она изучает, для чего существует? (п.1.3 таблицы).