Тема 1. Дошкольная педагогика – как отрасль педагогической науки
Вводное занятие
Введение в дисциплину «Дошкольная педагогика
Первое занятие по дошкольной педагогике – не совсем обычное. Это занятие – оценка впечатлений и формулирование ожиданий по новой дисциплине. Попробуйте охарактеризовать Ваше состояние. Зафиксиуйте его в таблице, сравнивая с новыми ощущениями по ходу дальнейшего пути.
Таблица 2
1. У Вас появилась новая дисциплина. Какова Ваша первая реакция? | |
2. Чему вы хотели бы научиться в процессе изучения дисциплины? Сформулируйте цель его освоения лично для себя. | |
3. Попробуйте более детально определиться в результатах освоения Вами курса дисциплины: | |
- изучение дисциплины позволит мне узнать: | |
-изучение дисциплины позволит мне суметь | |
-изучение дисциплины позволит мне владеть | |
4. Как Вам кажется, какие ключевые понятия необходимо рассмотреть в курсе «ДП» на лекционных и практических занятиях? | |
5. Ваши пожелания по организации лекционных занятий | |
6. Ваши пожелания по организации практических занятий | |
7. Ваши пожелания по организации экзамена |
Раздел 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Тема 1. Дошкольная педагогика – как отрасль педагогической науки
1. Предмет, объект дошкольной педагогики.
2. Задачи, функции дошкольной педагогики как науки.
3. Методологические основы дошкольной педагогики.
4. Связь дошкольной педагогики с другими науками.
Тема 2. Становление дошкольной педагогики
1. Зарождение в античной Греции и Афинах педагогической теории о воспитании детей в семье.
2. История зарубежной педагогической мысли о дошкольном воспитании.
3. Развитие русской и советской дошкольной педагогики.
4. Дошкольная педагогика на современном этапе. Основные направления и тенденции.
Тема 3. Философия детства как теоретическая основа воспитания и развития детей дошкольного возраста
1. Возникновение детства как периода развития личности.
2. Гуманитарный подход в познании ребенка дошкольника.
3. Современные отечественные концепции воспитания и развития ребенка.
4. Современные зарубежные концепции воспитания и развития ребенка.
Тема 4. Ребенок-дошкольник как субъект научного исследования
1. Методология и сущность психолого-педагогического исследования.
2. Методы исследования в дошкольной педагогике.
3. Этапы педагогического исследования.
4. Принципы изучения ребенка-дошкольника.
5. Уровни (классификации) педагогических исследований.
Семинарские занятие
Тема 1. Дошкольная педагогика – как наука
Вопросы для обсуждения
1. Проанализировав литературу, материалы лекций и в процессе актуализации лично образовательного опыта, определите предмет дошкольной педагогики как науки. Докажите свою точку зрения.
2. Охарактеризуйте основные понятия дошкольной педагогики.
3. Раскройте связь дошкольной педагогики с другими науками. Подтвердите наличие раскрытых связей примерами из личного опыта, отрефлексированного опыта других людей, художественной литературы.
4. Ответьте не вопрос: в чем заключается целесообразность связи дошкольной педагогики с другими науками, и каким образом дошкольная педагогика учитывает эти связи?
Задание 1. Подготовьте тезаурусное поле понятия «дошкольная педагогика» (не мене 10 понятий). Осуществите анализ различных высказываний и мыслей, широко представленных сегодня в периодической литературе, в монографиях, словарях, энциклопедиях. Заполните таблицу №1 п.1,2.
Таблица 1
Тезаурусное поле понятия «дошкольная педагогика»
автор, источник | содержание понятия | мое понимание этого определения (пересказ своими словами) |
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] /под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб.: Питер, 2012. | - отрасль педагогической науки, изучающая развитие ребенка в специально организованных условиях. С. 55 | Данное определение рассматривает дошкольную педагогику как отрасль педагогики. |
Дополните свои источники литературы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вопросы для самопроверки
Дополните свои источники литературы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дополните свои источники литературы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дополните свои источники литературы
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вложить в портфолио
содержание | дата предоставления | само- оценка | оценка препо- давателя | балл |
Задания по теме «Дошкольная педагогика – как отрасль педагогической науки» | ||||
Задания по теме «Становление дошкольной педагогики» | ||||
Задания по теме «Философия детства как теоретическая основа воспитания и развития детей дошкольного возраста» | ||||
Задания по теме «Ребенок-дошкольник как субъект научного исследования» | ||||
Словарь терминов по первому разделу |
Вопросы по разделу дисциплины к преподавателю
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
4._______________________________________________________________
5._______________________________________________________________
Вопросы по разделу дисциплины к себе
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
4._______________________________________________________________
5._______________________________________________________________
Раздел 2.ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ДОО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Семинарские занятия
Включить в список журналы
1. Березка, Т. Основная образовательная программа: часть, формируемая участниками образовательных отношений [Текст]:Опыт работы / Т.Березка, Т. Панова, В. Миленко //Дошкольное воспитание. 2014.- №5.
2. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст] /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000.
3. Дюков, В.М. Процесс трансляции инновационного опыта ДОУ [Текст] /В.М. Дюков //Образование и наука: известия Уральского отделения РАО: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2012. – №7(96). – С. 135-145.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] /Г.М. Коджаспирова. – М., 2005.
5. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] /П.Ф. Каптерев. – М., 1982.
6. Куликова, Т.А. Педагог: профессия и личность [Текст] /Т.А. Куликова //Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1998. – С.19-28.
7. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст] /Б.Т. Лихачев. – М., 2001.
8. Логинова, В.И. Воспитатель детского сада и учитель школы. – Л., 1973. - С.6-16.
9. Люблинская А.А, Кулачковская С.Е. Современный воспитатель. Какой он? – К., 1981. – С. 21-40.
10. Миленко, В. Как помочь воспитателю расти? [Текст] /В. Миленко, Т. Панова, О. Фирсова //Дошкольное воспитание - №2. – 2014.
11. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 кн. Кн. 3 М., 1997.
12. Педагогика [Текст] /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988
13. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998.
14. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] /И.П. Подласый. – М., 1996.
15. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога . – М.,1996.
16. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст] / В.И. Смирнов. - М., 1999
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ от 17 октября 2013. № 1155 (б.и).
Мои личностные качества
способствующие профессионально-творческому саморазвитию | сдерживающие профессионально-творческое саморазвитие |
Критерии оценки
- своевременная подготовка;
- адекватность содержания таблицы;
- доказательность и аргументированность позиции группы;
- презентабельность и культура выступления;
- активность и инициативность;
- оригинальность формы и содержания;
- удовлетворенность личным вкладом.
-
Вложить в портфолио
содержание | дата предостав-ления | самооценка | оценка преподавателя | балл |
Задания по теме «Психолого-педагогические основания организации педагогического процесса в ДОО» | ||||
Задания по теме «Профессиональная деятельность современного педагога ДОО» | ||||
Задания по теме «Построение развивающей предметно- пространственной среды ДОО» | ||||
Словарь терминов по второму разделу |
Вопросы по разделу дисциплины к преподавателю
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
4._______________________________________________________________
5._______________________________________________________________
Вопросы по разделу дисциплины к себе
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
4._______________________________________________________________
5._______________________________________________________________
Анкета
для выявления самоотношения к
дисциплине «Дошкольная педагогика»
Я изучаю дисциплину для того, чтобы | ||||||
сдать экзамен | ||||||
понять – что это такое | ||||||
разбираться в ее проблемах | ||||||
овладеть будущей профессией | ||||||
развиваться как личность | ||||||
обогащать свою культуру, эрудицию | ||||||
подготовить себя к изучению других предметов | ||||||
осуществлять самопознание | ||||||
самореализовываться | ||||||
неизвестно для чего | ||||||
для того чтобы посещать занятия именно у этого преподавателя | ||||||
В процессе изучения дисциплины мне… | ||||||
все еще не ясно – зачем она мне нужна | ||||||
становится понятнее ее предназначение | ||||||
Мне кажется, что я… | ||||||
осваиваю дисциплину успешно | ||||||
никак не осваиваю | ||||||
экзамен сдам, но предмет мне не нужен | ||||||
не понимаю содержания предмета | ||||||
не понимаю способов организации работы по предмету | ||||||
Ходить на занятия по дисциплине… | ||||||
мне нравится | ||||||
хожу, потому что надо | ||||||
В процессе изучения дисциплины у меня появляются: | ||||||
новые знания | ||||||
новые умения | ||||||
новые друзья | ||||||
отвращение к этому предмету | ||||||
интерес к этому предмету | ||||||
интерес к проблемам, которыми занимаются эти преподаватели | ||||||
интересные черты характера | ||||||
интерес к профессии | ||||||
полное разочарование | ||||||
уверенность в ……… | ||||||
желание учиться | ||||||
В освоении мною дисциплины есть:
+ | – |
Поэтому предполагаемый результат освоения дисциплины: |
Вводное занятие
Введение в дисциплину «Дошкольная педагогика
Первое занятие по дошкольной педагогике – не совсем обычное. Это занятие – оценка впечатлений и формулирование ожиданий по новой дисциплине. Попробуйте охарактеризовать Ваше состояние. Зафиксиуйте его в таблице, сравнивая с новыми ощущениями по ходу дальнейшего пути.
Таблица 2
1. У Вас появилась новая дисциплина. Какова Ваша первая реакция? | |
2. Чему вы хотели бы научиться в процессе изучения дисциплины? Сформулируйте цель его освоения лично для себя. | |
3. Попробуйте более детально определиться в результатах освоения Вами курса дисциплины: | |
- изучение дисциплины позволит мне узнать: | |
-изучение дисциплины позволит мне суметь | |
-изучение дисциплины позволит мне владеть | |
4. Как Вам кажется, какие ключевые понятия необходимо рассмотреть в курсе «ДП» на лекционных и практических занятиях? | |
5. Ваши пожелания по организации лекционных занятий | |
6. Ваши пожелания по организации практических занятий | |
7. Ваши пожелания по организации экзамена |
Раздел 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Тема 1. Дошкольная педагогика – как отрасль педагогической науки
1. Предмет, объект дошкольной педагогики.
2. Задачи, функции дошкольной педагогики как науки.
3. Методологические основы дошкольной педагогики.
4. Связь дошкольной педагогики с другими науками.