Выявление способов анализа воспитателями причин возникновения педагогических проблем и путей решения.
Выявление способов анализа воспитателями причин возникновения педагогических проблем и путей решения.
Отвечая на вопрос по педагогической ситуации, воспитатели в большинстве случаев не предлагали конкретный способов её разрешения. Общие фразы ("Надо заинтересовать, отвлечь ребёнка") не учитывали конкретной ситуации, особенностей характера, возможных причин негативного поведения малыша. Лишь в одном случае было предложено попытаться выявить причину детского плача, а далее действовать по ситуации.
Анализ ответов педагогов по этой ситуации, а также индивидуальные беседы с ними позволили выявить наличие общей тенденции:
1.
При возникновении проблемы в педагогической деятельности воспитатели чаще всего прибегают к типовым решениям, которые принято использовать в таких случаях (отвлечь малыша разговорами, игрушкой).
2.
Реже действуют по интуиции.
3.
Практически никогда не пытаются анализировать причины возникновения проблем.
4.
Иногда прибегают к анализу, но не в процессе решения, а когда перебор нескольких типовых решений не удовлетворил.
5.
Имеют место попытки вообще уйти от проблемы, найти "виноватых" в лице родителей, "улицы", последствий социализации в общежитии, завышенных претензий администрации и др.
Вывод: в такой ситуации любая возникающая педагогическая проблема становится угрозой качеству педагогического процесса. Нерешённые проблемы накапливаются, создавая негативный фон, не всегда осознаваемый педагогом.
Кроме того, традиционное "авторитарное давление" часто принимается за педагогику. И это приводит к тому, что те нормы, которых требует общественная система "детский сад" от детей в отношении подчинения и приспособления, начинают считать нормами психического развития.
В результате дети, которые не в состоянии подчиняться этим нормам, рассматриваются как психологически несформированные. И это "оправдывает" педагогическое бездействие и бессилие.
Пример 2.
Содержание образовательной программы определяет тот необходимый набор знаний, умений и навыков, который должен быть присвоен личностью для применения в решении собственных проблем профессионального или любого другого плана. Вся история реформирования школьной системы подтверждает: чем выше уровень цивилизации, тем больше информации, лежащей в основе тех или иных явлений и процессов, тем шире становится программа. Современный мир имеет тенденцию к постоянному ускорению. Следовательно, информационное поле стремительно расширяется. Объём школьных программ так же стремительно растёт. По мере появления нового знания, прежнее содержание устаревает.
Субъективное желание человека вложить максимум новой информации в школьную программу для более качественной подготовки современных специалистов конфликтует с объективными психофизиологическими возможностями детей (имеется в виду их возрастная работоспособность, особенности памяти, внимания и пр.), а также с объективным процессом быстрого устаревания знаний.
Выбор того или иного вида прогноза опять же зависит от наших целей:
- К каким последствиям может привести постоянная информационная перегрузка школьников?
- До каких пор возможно расширение содержания учебных курсов?
- Что произойдёт с образовательными программами, когда их информационное наполнение достигнет критической отметки?
- Каким должно стать содержание учебных программ, если исходить из закона стремления к идеальности и понятия идеальной системы?
Пример 3.
Признаков неразумного упрямства изначально у ребёнка не проявлялось. Они появились ближе к двухлетнему возрасту. Реакция его одинакова на предложения любого взрослого. Мини опрос родителей, дети которых посещают детские ясли в этом возрасте, показал, что такое поведение - распространённое явление. Родители же старших детей в большинстве случаев говорят о том, что это было, но потом всё нормализовалось. Следовательно, в основе своей неразумное упрямство имеет какие-то объективные психологические или физиологические законы развития личности. В литературе по дошкольной психологии это явление описано как детский негативизм.
Теперь необходимо корректно сформулировать задачу. Понять, что именно нас не устраивает в ситуации, какой положительный результат мы ожидаем от решения:
- Как сделать так, чтобы ребёнок выполнил требование взрослого (например, оделся или дал себя одеть и вышел на прогулку)?
- Как сделать так, чтобы у ребёнка упрямство не переросло в привычную форму поведения?
- Как сделать так, чтобы ребёнок научился подчиняться требованиям взрослого с первого слова?
* * *
Выбор задачи - непростой момент. Ведь ситуация одна, а вот задачи могут быть сформулированы различные. Это происходит потому, что у разных людей в данной ситуации разные субъективные требования. Особенно ярко это проявляется в учебной аудитории, когда в обсуждении проблемы принимает участие большая группа "решателей".
Выбирая ту или иную задачу, мы вводим дополнительные ограничения. Они касаются и тех причин, которые мы выявили на втором шаге.
В той ситуации, которую мы домыслили, первоочередной является первая задача. И причина - в детском негативизме.
Дальнейшая работа с задачей зависит от изначально поставленного вопроса.
В "Примере 2" нужно построить прогноз. Поэтому далее мы будем работать с законами развития. Проследим, к каким качественным личностным изменениям может привести дальнейшее увеличение потока информации или интеллектуальная перегрузка. Эти изменения могут быть рассмотрены на физиологическом уровне (перегрузка и торможение психических процессов памяти и внимания как защитной реакции). Возможны изменения в сфере мотивов познавательной деятельности ("что именно и в каком объёме мне нужно"), а отсюда - проблемы взаимодействия школьных педагогов с детьми и новые противоречия, которые приводят к задачам изобретательского типа.
В "Примере 3" работа пойдёт по технологии работы с изобретательской задачей - адаптированным алгоритмом на основе АРИЗ.
3. "Противоречие"
Пример 3.
Распоряжение взрослого должно потребовать от ребёнка определённой нормы поведения, потому что этого требует установленный распорядок. И распоряжение взрослого не должно требовать от ребёнка нужной нормы поведения, потому что малыш не может подчиниться в силу проявления детского негативизма, побуждающего его действовать наперекор. Следует отметить, что зачастую противоречие сразу формулируется по модели ФП. Если "проблемный элемент" очевиден уже при выявлении конфликта объективных и субъективных факторов.
4. "ИКР"
Пример 3.
Ребёнок сам захочет выполнить требование взрослого.
5. "Ресурсы"
Пример 3.
Если ребёнок стремится всё делать наоборот, надо постараться задействовать именно этот "дух сопротивления". Требование нужно сформулировать так, чтобы ребёнок, сопротивляясь, сам выполнил требуемое распоряжение.
6. "Решение"
Пример 3.
Чтобы ребёнок сделал наоборот, нужно дать требование "наоборот". Например: "Ни в коем случае не одевайся гулять!" Руководствуясь духом сопротивления, он быстро сделает наоборот.
В некоторых случаях на предыдущем шаге определяется не само решение, а идея, которая требует доработки: мысленного эксперимента по применению выбранного решения и построения прогноза на будущее, или формулировки подзадач, решение которых необходимо для получения финального решения. Тогда ход рассуждений повторяется, в зависимости от подзадачи формулируется новое противоречие (по модели ФП) и т.д. Более подробно это будет показано на конкретных примерах в главе "Примеры анализа педагогических проблем, выполненные учащимися".
В задаче "О детском негативизме" решение будет работоспособным только до определённого возраста (до 2-2,5 лет), пока малыш всё воспринимает непосредственно. И при условии, что оно будет использовано в 1-2 случаях. При частом повторении, а также в старшем возрасте ребёнок уже понимает комичность ситуации, и решение потребуется другое.
В данном случае мы получили удовлетворяющее решение. Если же получена лишь идея, то дальнейшая работа заключается в формулировании тех подзадач, которые необходимо решить, чтобы воплотить эту идею в конкретное решение. Нужно искать новые ресурсы, выявлять противоречие их параметров для конкретной ситуации и т.д.
* * *
Анализ некоторых типовых решений, предлагаемых традиционным опытом в педагогической деятельности, проводится нами в работе со студентами дневного отделения (будущими педагогами), и заочной формы обучения (практиками, не имеющими специального образования). Наши наблюдения показывают, что в первом случае, у будущих педагогов предупреждается возникновение некоторых стереотипов, ещё не выработанных практическим применением, но уже обозначенным в результате их опыта на бытовом уровне.
Во втором же случае, практикам становится понятной и очевидной несостоятельность некоторых требований к ребёнку со стороны взрослого, предъявляемых по инерции.
Такой подход к работе с педагогической задачей, на наш взгляд, способен сформировать аналитическое мышление у будущих педагогов, понимание необходимости умений применять знания по психологии, физиологии, анатомии, истории.
![]() | ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ВЫПОЛНЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ Задача №1 "Об отверженном ребёнке" Проблема: в группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику. Анализ задачи:
|
![]() | ФРАГМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЭССЕ Барановская Татьяна ... Я знаю, что у воспитателя действительно есть очень много проблем. После того, как мы, разделившись на группы, составили свои перечни проблем, то создалось впечатление, что для воспитателя самая большая, ОГОРОМНАЯ проблема - работать воспитателем в детском саду. Поясню: в жизни, сталкиваясь с людьми, с какими-то ситуациями, я могу вывернуться, проигнорировать то, что не нравится: перестать общаться, на что-то закрыть глаза. В общем, это "скверность" моего характера. В работе воспитателем свой характер приходится постоянно "уламывать". Личные эмоции не должны, например, держать верх над педагогическим тактом. Это сложная многобокая система: нужно правильно общаться с рабочим коллективом, с начальством, с детьми, и, что самое "страшное", с их родителями. Поработав в детском саду, я поняла, что просто неправильно себя настроила. И вот теперь стараюсь думать, что работа воспитателя - это благородный труд… Может быть на творческость и одухотворённость в работе с детьми, на желание трудиться повлияла система оплаты труда? Даже у самого добросовестного воспитателя появляется апатия и неохота работать. Не думаю. Ежедневные проблемы, которые есть у всех, становятся огромными, у тех людей, которые не имеют интереса к своей работе, и пошли работать воспитателем "лишь бы куда податься". Они испытывают к этой работе чуть ли не ненависть. Сама необходимость приходить к детям для них уже проблема. И вовсе не педагогическая. На уроке педагогики я узнала такой замечательный способ решения задач, как анализ по алгоритму на основе АРИЗ. И недаром в него входит слово "изобретательских". Хотя с одной стороны он породил во мне чувство нескончаемости проблем, но я теперь знаю, что на каждую задачу можно найти решение. Может быть, если бы я одна была, и не разобралась бы ни в чём. Но работа в группе, соединение идей - и получилось немало очень интересных решений. Вообще я считаю, что решать проблемы вместе, несколькими головами - великое дело. Так как я хочу стать хорошим воспитателем, то способ решения проблем очень даже поможет. Потому что воспитатель без проблем - как солдат без винтовки. Даже у самого идеального воспитателя будут проблемы, так как вся наша жизнь состоит из проблем, проблемок и проблемочек. Неплохо бы просветить и родителей: познакомить их с некоторыми аспектами педагогического труда и дать им в руки этот алгоритм… Подрез Надежда "Ой, тяжело, у нас такие проблемы!.." - раздаётся достаточно часто из уст воспитателей и учителей. При этом совсем не обязательно последует хоть какая-то попытка сформулировать, в чём конкретно заключается неудобство, которое так мешает. Главное - показать, что людям так тяжело живётся, за маленькую зарплату, например. Меня вообще всегда удивляло, как педагог, получающий недостаточное жалование (по его меркам), может обвинять в этом детей, которые "себя плохо ведут". Абсурд! Какая связь между отношением детей к воспитателю и ежемесячной суммой денег в его кошельке? Можно подумать, что если бы зарплата в 3-4 раза превышала потребности воспитателя, то его бы уважали, слушали, любили, выполняли все его задания… Конечно, можно было бы ещё устроить "разбор полётов" и сказать, кто конкретно что плохого делает и, как следствие, обвинить в этом детей. "Найти виноватого и наказать!" - любимое дело! А вот проблемы не уходят. Может с ними просто удобно жить? Постоянно жаловаться, чтоб тебя жалели, чтобы не трогали, чтобы понимали - у человека и без них проблем хватает… Я только хотела показать, что проблема, называемая педагогом, не всегда педагогическая. К сожалению, не многие способны объективно взглянуть на ситуацию, выявить конкретные причины её возникновения. Может быть обстоятельства, кажущиеся на первый взгляд негативными, на самом деле не являются проблемой?.. Если у педагога есть педагогическая проблема и он, заранее зная, что решать её не будет, говорит, что он не в состоянии что-либо изменить, то он признаётся в собственном профессиональном бессилии. Мои проблемы… Твои проблемы… Чья это проблема?.. Что значит "чья"? Общая. Или выражение "твоя проблема" фактически означает: "Отстань, мне нет до тебя дела?" Стойте! Если вы, педагоги, не поможете ребенку разобраться пусть в пустяковой на первый взгляд проблеме, то очень скоро проблемы появятся у вас. Безразличие к людям формируется только так. Пару раз скажите ребёнку, что вам нет до него дела, он станет отвечать тем же. Нельзя поставить ограду от мира, который не всегда благосклонен к вам. Самоедство и постоянные слёзы тоже излишни. Гораздо важнее и эффективнее - научить себя не жить с проблемой, а стремиться к её разрешению. Например, родители по утрам кричат на сына. Он, приходя в детский сад, подавлен, раздражителей, задирает других детей, раздражает воспитателя. Кто виноват? Папа, у которого плохо пошли дела на фирме? Мама, слишком опекающая своего сына? Сам ребенок, который капризничает? Кто? Спросим иначе: как сделать так, чтобы ребёнок шёл в детский сад с радостью? Чтобы мама не переживала за него? Чтобы папа на минуту забыл о своих проблемах и порадовался удачному рисунку сынишки? Отсюда начинается распутывание "клубка" проблем. Проблемы есть. И их решения тоже есть. Отличие только в том, что проблемы вас сами находят, а их решения приходится искать. Самое страшное - зная о проблемах, закрывать глаза на их существование. "Я знаю, другие не знают. Если я никому не скажу, то и проблемы не будет". Это как бомба замедленного действия. Хотя всегда есть надежда, что
![]() Наши рекомендации
|