Лении контактов (см. экстраверсия-интроверсия), эмоциональ-
Глава 12, Акцентуации характера 283
Ная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см.
симпатия), недостаток интуиции в процессе общения;
Застревающий (параноидный) —повышенная раздражитель-
Ность, стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчи-
вость, подозрительность, повышенное честолюбие;
Эпилептоидный —недостаточная управляемость, импульсивность
Поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому на-
Строению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде
Приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости),
Конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятель-
ность речи, педантичность;
Демонстративный (истероидный) —выраженная тенденция к вы-
Теснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживо-
Сти, фантазированию и притворству, используемым для привле-
Чения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений
совести, авантюристичностью, тщеславием, ≪бегством в болезнь≫
при неудовлетворенной потребности в признании;
Гипертимный —постоянно приподнятое настроение, жажда де-
Ятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до
конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей);
Дистимный —напротив, преобладание пониженного настроения,
Чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность
На мрачных и печальных сторонах жизни, склонность к депрес-
сии, недостаточная активность;
Неустойчивый (экстравертированный) тип —склонность легко
Поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых
Впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты,
носящие, однако, поверхностный характер;
Конформный —чрезмерная подчиненность и зависимость от мне-
Ния других, недостаток критичности и инициативности, склон-
Ность к консерватизму.
Развитие и трансформации акцентуаций
Характера
В развитии акцентуаций характера ученые выделяют две группы
Динамических изменений: ,
Первая группа—это преходящие, транзиторные изменения.
Они по форме те же, что и при психопатиях.
Основы специальной педагогики и психологии
1. Острые аффективные реакции:
•интрапунитивные реакции представляют __________собой разряд аффекта
Путем аутоагрессии —нанесение себе повреждений, покуше-
Ние на самоубийство, причинение себе вреда разными спосо-
Бами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными не-
Приятными последствиями для себя, порча ценных личных
Вещей и т. п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается
При двух, казалось бы, диаметрально противоположных но
складу типах акцентуаций —сенситивной и эпилептоидной;
•экстрапунитивные реакции представляют собой разряд аффек-
Та путем агрессии на окружающих —нападение на обидчиков
или ≪вымещение злобы≫ на случайных лицах или попавших под
Руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть
при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях;
•иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разря-
Жается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуа-
Ции, хотя это бегство никак эту ситуацию не справляет, а часто
Даже усугубляет. Этот вид реакции чаще встречается при неус-
тойчивой, а также при шизоидной акцентуациях;
•демонстративные реакции, когда аффект разряжается в ≪спек-
такль≫, в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток
Самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для
Истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпи-
Лептоидной, и при лабильной.
2. Преходящие психоподобные нарушения поведения (≪пубертат-
ные поведенческие кризы≫):
•делинквентностъ, т. е. проступки и мелкие правонарушения,
достигающие наказуемого в судебном порядке криминала;
•токсикоманическое поведение, т. е. стремление получить состо-
Яние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощу-
Щения путем употребления алкоголя или других дурманящих
средств;
•побеги из дома, бродяжничество;
•транзиторные сексуальные девиации (ранняя половая жизнь,
Подростковый гомосексуализм и др.).
Развитие на фоне акцентуаций характера разнообразных пси-
Хогенных психических расстройств —неврозов, реактивных
Депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается
≪динамикой акцентуаций≫; происходит переход на качественно
Иной уровень —развитие болезни.