И препятствующих выполнению творческих заданий.

Прием —самоотстранение учителя. После того как определены

цели и содержание задания, установлены правила и формы общения

В ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого

Руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

Прием —распределение инициативы. Предполагает создание равных

Условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он приме-

ним в ситуации ≪задавленной инициативы≫, когда позиционные вы-

Ступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у дру-

Гих. Главное здесь —добиться сбалансированного распределения

инициативы по всей программе выполнения задания с вполне кон-

Кретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

Прием —обмен ролями. Учащиеся обмениваются ролями (или функ-

циями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант

Этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем

Своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

Прием —мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения

И изменении его характера посредством расположения учащихся в клас-

Се в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты

Выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает

юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к не-

Зависимым экспертам и т. п.

Глава 11, Девиантное поведение детей и подростков 279

После изучения теоретического материала желательно отработать

Данные приемы в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим до-

машнее задание по данной теме семинара должно включать практи-

Ческую часть по отработке данных приемов.

Литература

Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический сло-

варь: Личность образование, самообразование, профессия. — Минск, 1998.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павле-

Нок. - М., 1998.

Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера: Хре-

Стоматия по психологии и типологии характера. —Самара, 1997.

Социальные отклонения. —М., 1989.

Социологический словарь. —Минск, 1991.

Чудковский В. С, Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии. —Рос-

Тов н/Д, 1997.

Глава 12

Акцентуации характера

Шщштттшттттшшттшштттшштттшттттттшшш

Краткое содержание. Характер и черты личности. Акцентуации харак-

тера как крайний вариант нормы. Типы акцентуаций характера подро-

Стков по А. Е. Личко. Развитие и трансформации акцентуаций характера.

Характер и черты личности

| Характер —это совокупность устойчивых черт личности, определя-

I ющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.

Черты личности проявляются в деятельности и общении (как и тем-

Перамент) и придают поведению человека специфический, характер-

Ный для него оттенок.

Характер человека —это то, что определяет его значимые поступки,

А не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся

Обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда созна-

Телен и обдуман, может быть объяснен и оправдан с позиций действу-

Ющего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представле-

ние о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно,

Независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость,

Целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смыс-

Ле —тот, кто не проявляет подобных качеств ни в деятельности, ни в об-

Щении, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпри-

Нимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наибо-

Лее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего

Века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Креч-

Мером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его аме-

Риканский коллега У. Шелдон, а в наши дни —Э. Фромм, К. Леонгард,

А. Е. Личко и ряд других ученых.

При создании типологии человеческих характеров ученые исходи-

ли из ряда идей. Основные из них следующие:

Глава 12. Акцентуации характера 281

•характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на

Протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или

менее устойчивый;

•те сочетания личностных черт, которые входят в характер челове-

Наши рекомендации