На поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения

Изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включа-

Ются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.

При работе с девиантными детьми можно использовать следующие

Приемы воспитания.

П е р в а я г р у п п а приемов индивидуального педагогического

Воздействия.

Прием —просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы располо-

Жить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обра-

Щается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах.

Прием —оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций

Подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю

И просит оценить различные поступки участников этой истории.

Прием —обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых

Описываются различные преступления и другие асоциальные поступ-

Глава 11, Девиантное поведение детей и подростков 277

Ки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам.

В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прий-

Ти вместе с воспитанником к правильным выводам.

Прием —добрый поступок. В процессе работы с подростком ему

Предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить

положительно этот поступок, не возводя его в ранг ≪героического по-

ведения≫.

Прием —обнажение противоречий. Он предполагает разграничение

Позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в про-

цессе выполнения творческого задания с последующим столкновени-

Ем противоречивых суждений, различных точек зрения.

Прием —стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жиз-

ненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вме-

сте с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать

Их реализации.

Прием —рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому

Написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После

Этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?

Прием —мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспи-

Танника и делается попытка оценить идеал, выявив его положитель-

Ные нравственные качества.

Прием —сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени

Использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка,

В которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его

Лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.

Прием —ролевая маска. Учащимся предлагается войти в некоторую

Роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего

Персонажа.

Вторая группа приемов связана с организацией групповой де-

Ятельности.

Прием —непрерывная эстафета мнений. Учащиеся ≪по цепочке≫

Высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают,

Дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является

Само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при вве-

дении соответствующих ограничений (требований) следует перейти

К аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Прием —самостимулирование. Учащиеся, разделенные на группы,

Готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. По-

ставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллектив-

Ному обсуждению.

Основы специальной педагогики и психологии

Прием —импровизация на свободную тему. Учащиеся выбирают ту

Тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них опре-

Деленный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии,

Переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл

Происходящего и т. п. Третья группа приемов связана с организатор-

Ской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации

Вокруг ученика.

Прием —инструктирование. На период выполнения того или ино-

го творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие

Общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких тре-

Бований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать,

Опровергать мнение своих товарищей:.

Прием —распределение ролей. Четкое распределение функций и ро-

Лей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, уме-

ниями и навыками, которые требуются для выполнения задания.

Прием —коррекция позиций. Тактичное изменение мнений учащих-

Ся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения

Наши рекомендации