На поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения
Изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включа-
Ются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.
При работе с девиантными детьми можно использовать следующие
Приемы воспитания.
П е р в а я г р у п п а приемов индивидуального педагогического
Воздействия.
Прием —просьба о помощи. Воспитатель, для того чтобы располо-
Жить к себе воспитанника и установить доверительный контакт, обра-
Щается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах.
Прием —оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций
Подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю
И просит оценить различные поступки участников этой истории.
Прием —обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых
Описываются различные преступления и другие асоциальные поступ-
Глава 11, Девиантное поведение детей и подростков 277
Ки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам.
В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прий-
Ти вместе с воспитанником к правильным выводам.
Прием —добрый поступок. В процессе работы с подростком ему
Предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить
положительно этот поступок, не возводя его в ранг ≪героического по-
ведения≫.
Прием —обнажение противоречий. Он предполагает разграничение
Позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в про-
цессе выполнения творческого задания с последующим столкновени-
Ем противоречивых суждений, различных точек зрения.
Прием —стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жиз-
ненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вме-
сте с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать
Их реализации.
Прием —рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому
Написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После
Этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?
Прием —мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспи-
Танника и делается попытка оценить идеал, выявив его положитель-
Ные нравственные качества.
Прием —сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени
Использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка,
В которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его
Лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.
Прием —ролевая маска. Учащимся предлагается войти в некоторую
Роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего
Персонажа.
Вторая группа приемов связана с организацией групповой де-
Ятельности.
Прием —непрерывная эстафета мнений. Учащиеся ≪по цепочке≫
Высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают,
Дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является
Само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при вве-
дении соответствующих ограничений (требований) следует перейти
К аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Прием —самостимулирование. Учащиеся, разделенные на группы,
Готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. По-
ставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллектив-
Ному обсуждению.
Основы специальной педагогики и психологии
Прием —импровизация на свободную тему. Учащиеся выбирают ту
Тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них опре-
Деленный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии,
Переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл
Происходящего и т. п. Третья группа приемов связана с организатор-
Ской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации
Вокруг ученика.
Прием —инструктирование. На период выполнения того или ино-
го творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие
Общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких тре-
Бований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать,
Опровергать мнение своих товарищей:.
Прием —распределение ролей. Четкое распределение функций и ро-
Лей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, уме-
ниями и навыками, которые требуются для выполнения задания.
Прием —коррекция позиций. Тактичное изменение мнений учащих-
Ся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения