Воспитание девиантных детей подразумевает включение следу-
ющих компонентов:
•целенаправленной работы по нравственному просвещению (это
Уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консульта-
ции и т. п.);
•актуализации всех источников нравственного опыта школьников
(учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения
Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 271
Между учащимися в классе, отношения детей с родителями, от-
Ношения учитель —ученик, учитель —родители учеников, повсе-
дневный стиль и ≪тон≫ работы школы);
•введения нравственных критериев в оценку всех без исключения
видов деятельности и проявлений личности воспитанников;
•оптимального соотношения форм практической деятельности
И нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола
Учащихся.
В психолого-педагогической литературе приводятся принципы ра-
Боты и воспитания девиантных детей, которые могут стать основой
При работе с такими ребятами. Рассмотрим их.
Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка.
Этот известный принцип, который был сформулирован еще А. С. Ма-
Каренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в систе-
Ме человеческих отношений, нормой которых является гуманность.
Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее
И является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка пози-
Тивные качества, веру в себя, позволяет по-новому взглянуть на свое
Поведение.
Принцип социальной адекватности воспитания требует соответ-
Ствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в кото-
Рой организуется воспитание трудного ребенка.
Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным пове-
Дением предполагает определение индивидуальной траектории соци-
Ального развития каждого ученика, выделение специальных задач, со-
Ответствующих его индивидуальным особенностям, как то: выявление
Причин девиантности, определение особенностей включения детей
В различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как
В учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности
Каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
В практической педагогической деятельности этот принцип реали-
зуется в следующих правилах:
•работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие
каждого из них;
•успех воспитательного воздействия при работе с одним учащим-
ся не должен негативно влиять на воспитание других;
•выбор воспитательного средства необходимо соотносить только
с информацией об индивидуальных качествах;
•поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен
вестись только на основе взаимодействия с ним;
Основы специальной педагогики и психологии
•постоянное отслеживание эффективности воспитательного воз-
Действия на каждого ребенка должно определять совокупность
Воспитательных средств, используемых педагогами.
Принцип социального закаливания девиантных детей предполага-
Ет включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого
Усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработ-
Ку определенных способов этого преодоления, адекватных индивиду-
Альным особенностям человека, выработку социального иммунитета,
Стрессоустойчнвости, рефлексивной позиции.
В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следу-
ющих правилах:
•проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
•ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отно-
Шениях с людьми: трудный путь к успеху —залог успешной жиз-
ни в дальнейшем;
•не только радость, но и страдания, переживания воспитывают
человека;
•волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет
завтра, если их нет сегодня;
•нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо
Быть готовым к их преодолению.
Можно выделить и основные методы при воспитании девиантного
Ребенка.
Напомним, что метод воспитания —это способ реализации целей
Воспитания. Под методами воспитания понимаются такие взаимодей-
Ствия педагогов и учащихся, в процессе которых происходят измене-
Ния в уровне развития качеств личности воспитанников.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать у ребенка с де-
Виантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нрав-