В школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7
До 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возраст-
Ного развития, на каждой из которых происходят значительные изме-
Нения физического и психологического состояний, меняются эмоци-
Ональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при
Этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками. Воз-
Растные кризисы характеризуются переходом к новому типу взаимо-
Отношений со взрослыми, рассматриваются как условные обозначе-
Ния более или менее выраженных состояний конфликтности при
Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 257
Переходе от одного периода возрастного развития в другой, они часто
Сопровождаются депрессивными состояниями, выраженной неудов-
Летворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами
Внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера.
В связи с вышесказанным период подросткового кризиса наиболее
Сенситивен для возникновения различного рода девиаций.
Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении
наибольшее значение имеют проблемы в семье ребенка:
•неблагополучие, разлад в семье;
•педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань
при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам;
•непонимание или незнание родителями трудностей детей;
•алкоголизм родителей;
•сам факт принадлежности к неблагополучной семье.
Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребенка:
•болезни;
•отставания в учебе;
•недостаточная уверенность в себе;
•одиночество;
•непонятость другими;
•отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики
Подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влече-
Ний, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.
Перечисленные причины девиантного поведения являются, на наш
Взгляд, основными.
Остановимся на рассмотрении проявлений девиантного поведения.
Ими могут быть отдельные поступки или их совокупность, которые
Входят в противоречие с принятыми в обществе юридическими, мо-
ральными и социальными нормами. Например, разновидностями амо-
Рального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токси-
Команию. Крайне опасными проявлениями девиации следует считать
Такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения,
Акцентуации характера и др. К наиболее выраженным проявлениям
Девиации можно отнести делинквентное (противоправное) поведение.
Причем девиации могут проявляться как на уровне малых групп, так
И в индивидуальном порядке. Несмотря на разнообразие подходов
К проявлениям девиантного поведения, его иногда сложно определить.
Основы специальной педагогики и психологии
Трудность связана с тем, что девиантность является относительной
Характеристикой и определяется в соответствии со стандартами, кото-
Рые сами по себе являются неопределенными.
На сегодняшний день большая часть признаков девиантного пове-
Дения отмечается большинством специалистов-практиков как важная
Характеристика отклоняющегося от нормы поведения, а отдельные при-
Знаки оцениваются как несущественные. Это, в частности, лживость,
Табакокурение, раннее начало половой жизни, срыв уроков, прогулы,
Которые становятся настолько распространенными в современных
образовательных учреждениях, что перестают служить критериями
Отклонения поведения от нормы.
Примером девиации, меняющейся во времени, может служить отноше-
Ние к курению в американском обществе. Если в начале XX в. активное
Противодействие курению, обусловленное нравственными и религиоз-
Ными мотивами, было настолько сильным, что в 14 штатах оно было
Запрещено законом, то в период Первой и Второй мировых войн табак
Включался в паек военнослужащих многих армий. После Второй миро-
Вой войны курение получило не только распространение, но и социаль-
Ное одобрение. Однако в 1957 году возникла новая волна оппозиции
Против этой привычки, которая стала объектом всеобщего осуждения.
В настоящее время в США курение признается одной из форм девиант-
Ного поведения. Фактически курильщиков там стали отождествлять
С наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками по-
Жаров и т. п.
Таким образом, классификация типов девиантного поведения связа-