Реализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Глава 11. Девиантное поведение детей и подростков 255

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается

Отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных

Взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, соверша-

Емых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах

Нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется поведение,

Отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм

(В. В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный обра-

Зец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно

Принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благо-

Получию, окружающим и себе. Несмотря на некоторые различия, все

Авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, при-

Нятых в данном обществе.

Практическая потребность в изучении причин девиантного поведе-

Ния школьников и особенностей их воспитания и коррекции поведе-

Ния велика. Рассмотрим основные из них.

Причины социального и психологического характера. Наиболее

Общей причиной социального характера, как ни странно, является от-

Ношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста

И трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало

Рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их

Особыми правами.

Среди причин психологического и социального характера традици-

онно выделяют:

1) дефекты правового и нравственного сознания;

2) содержание потребностей личности;

3) особенности характера;

Особенности эмоционально-волевой сферы.

Как правило, трудности в поведении подростка объясняются соче-

Танием результатов неправильного развития личности и неблагопри-

Ятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспи-

Тания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся

Причин девиантности ученые называют незавершенность процесса

Формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайше-

го окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценно-

Стей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся

От нормы поведение у подростков зачастую является средством са-

Моутверждения, протестом против действительности или требова-

Ний взрослых.

Основы специальной педагогики и психологии

В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены вли-

янию ≪своих≫ групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попро-

Бовать наркотики, чаще всего называется желание не отстать от ком-

Пании, быть как все. Одной из основных причин психологического

Характера многие исследователи называют низкую самоопенку детей,

Особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих воз-

Можностей, качеств и места среди других людей, является важным

Регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения

Человека с окружающими его людьми, его критичность, требователь-

Ность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Среди причин социального характера одной из самых распро-

Страненных является влияние социального окружения, в котором

Живет и развивается ребенок. Развиваясь асоциально в неблагопо-

Лучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если

Они противоречат принятым в обществе, для ребенка они —наибо-

Лее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной соци-

Альной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по

Уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитан-

Ного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности,

навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить

Принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста про-

Тив своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения

Своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может

Быть и социально, и материально благополучная среда. При несфор-

Мированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах

Со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфе-

ре, может пуститься на ≪поиски приключений≫ или найти поддержку

В неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

Причины, связанные с возрастными кризисами. Развитие ребенка

Наши рекомендации