Общем и умственном развитии.
Определенная культура ухода за ребенком со сложными нарушени-
Ями и развития невербальных форм общения в ранний, младенческий
Период воспитания родилась на Западе на почве культивирования
Материнского воспитания ребенка. Когда сейчас в нашей стране на-
Блюдается переход от общественного (ясельного) воспитания детей,
И в частности в воспитании детей с аномалиями развития, к семейному,
Нашим специалистам предстоит освоить в психолого-педагогическом
плане этот пласт коммуникативной деятельности ребенка и оценить
Основы специальной педагогики и психологии
Его значение для психического развития детей со сложным дефектом
На ранней ступени социализации их поведения.
Формирование средств общения у слепоглухих детей, а также у не-
Которых других категорий детей с выраженными нарушениями развития
Основано на следующей схеме. На основе освоения ребенком пред-
Метных действий и их обобщения ребенком при помощи изобрази-
Тельных жестов, символизирующих предметные действия, переходят
к общению посредством этих жестов, например для побуждения ре-
Бенка к практическому действию или в условиях предметно-игровой
Ситуации (Т. А. Басилова, 1987). Чтобы познакомить ребенка с же-
Стом, взрослый упреждает постоянным применением жеста соответ-
Ствующие предметные действия. Затем ребенка знакомят со смысло-
Выми аналогами жестов —первыми короткими словами, даваемыми
В дактильной или письменной форме. Таким образом вводят ребенка
В словесную коммуникацию со взрослыми. Далее у ребенка в процессе
Общения и при изучении им языка как предмета последовательно фор-
Мируют грамматический строй речи, идет усвоение лексики. Перво-
Степенное значение имеет здесь использование письменной формы
Речи (Л. И. Пашенцева, 1983 и др.) и специальной системы овладения
чтением и ≪читательской≫ деятельностью (Е. Л. Гончарова, 1990).
Принципиальная возможность овладения языком и выхода на школь-
ное образование, включая трудовое обучение, становится решающим
Фактором социальной реабилитации учащихся со сложными наруше-
Ниями развития.
Все указанные здесь области в содержании образования имеют
Широкое общеразвивающее значение для учащихся со сложным де-
Фектом. Они повышают их общий реабилитационный потенциал.
Образовательные возможности таких учащихся становятся тогда со-
измеримыми с образовательными возможностями других детей с от-
Клонениями в развитии.
Вместе с тем реализация реабилитационного потенциала ребенка со
сложным дефектом существенно зависит от того, как содержание обра-
Зования связано с жизнью ребенка-инвалида. Как показывает практи-
Ка, для учащихся со сложным дефектом в этом смысле имеют наиболее
Существенное значение следующие содержательные области их образо-
Вания: трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство, про-
Фессионально-трудовое обучение и социально-бытовую ориентировку).
Именно эти области в содержании образования обеспечивают в по-
следующем относительно самостоятельный быт и труд взрослых ин-
Валидов со сложной структурой нарушения.
Глава 10. Комплексные нарушения 247
Пути и способы организации специального
образования для лиц со сложными
Нарушениями в развитии
В нашей стране уже СЛОЖИЛИСЬ И действуют определенные виды
Помощи слепоглухим детям и другим детям со сложными сенсорными
Нарушениями: умственно отсталым глухим и слабослышащим, ум-
Ственно отсталым слепым и слабовидящим, умственно отсталым де-
Тям с нарушениями опорно-двигательного аппарата во вспомогатель-
ных классах соответствующих типов школ и в некоторых учреждениях
Минсоцзащиты. Но было бы преждевременно говорить с^аличии си-
Стемы помощи детям со сложными нарушениями или полагать, что она
Находится в стадии становления.
Действительное положение дел представляет собой очень неодно-
Родную картину. Для ряда субкатегорий детей со сложным дефектом
Какие-либо виды по-настоящему специализированной поддержки во-
обще отсутствуют, например для глухих детей с нарушениями опор-
Но-двигательного аппарата, для аутичных детей с сенсорными нару-
Шениями, для Детей с соматическими нарушениями и нарушениями
Зрения и слуха. Для большинства лиц со сложным дефектом особенно