Минания о пережитых впечатлениях, но и творческая их переработка

сознание новой реальности≫.

Творческий потенциал находится под большим влиянием среды — условий домашнего воспитания, обучения, общественной системы. Но

Творческий потенциал необходимо выявлять, предсказывать, разви-

Вать. Творчески мыслит тот, кто хочет мыслить.

Принципы и идеи творческого воспитания, приспосабливаясь к ≪осо-

бым условиям≫ и ≪особым детям≫, рождают новые формы и новые ме-

тоды, например, творческую реабилитацию. В основе творческой ре-

Абилитации лежит концепция развития через мотивацию.

Детям с церебральными параличами присущи такие черты, как ин-

Фантилизм, индивидуализм, безынициативность, пассивность к соб-

Ственной реабилитации. Их бывает не так-то просто побудить к ак-

Тивной деятельности, к саморазвитию. Причем не только мотивация

Рождает творчество, но и творчество рождает мотивацию.

Вопросы для обсуждения

ЭТИОЛОГИЯ И патогенез детского церебрального паралича.

Почему основной контингент детей с нарушениями опорно-двига-

Тельного аппарата составляют дети с церебральным параличом?

Как речевые нарушения связаны с первичным дефектом при ДЦП?

Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.

Нарушения психики.

Речевые нарушения.

Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 237

Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП.

Система специализированной помощи детям, страдающим це-

Ребральным параличом.

Специфика личностного развития при ДЦП.

10. Каковы основные рекомендации по психологической коррекции

Личностной сферы детей с церебральным параличом?

Литература

Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным

параличом (доречевой период). —М., 1989.

БадалянЛ. О.,ЖурбаЛ. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные

Параличи. —Киев, 1988.

Ипполитпова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание

Детей с церебральным параличом в семье. —М, 1993.

Комплексная реабилитация детей с детским церебральным пара-

личом: Методические рекомендации. —М. —СПб., 1998.

Левченко И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей

С церебральными параличами // Психологические исследования

В практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой

Реабилитации. —М., 1989.

Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с це-

Ребральным параличом. —М., 1985.

Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вслед-

Ствие детского церебрального паралича. —М., 1991.

Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. — Бельгия (на русском языке), 1999.

Особенности психофизического развития учащихся специаль-

Ных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппа-

Рата/ Под ред. Т. А. Власовой. —М., 1985.

Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация

И социальная адаптация больных детским церебральным парали-

Чом. —Ташкент, 1979.

Глава 10

Комплексные нарушения

Краткое содержание темы. Понятие о сложном нарушении развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со

Сложным дефектом. Психолого-иедагогические основы развития и об-

Разования лип со сложным дефектом. Пути и способы организации спе-

циального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.

Понятие о сложном нарушении развития

К сложным нарушениям детского развития относят сочетание 2-х

Или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственно-

го развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и сла-

Бовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание

Нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В со-

Временной специальной литературе в номинации сложных нарушений

Обозначаются только так называемые первичные нарушения, напри-

Мер слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения

в развитии, как, например, в слове ≪слепоглухонемота≫, где ≪немотой≫

Обозначено отсутствие речи у ребенка, являющееся лишь следствием

Его глухоты, социально обусловленным, т. е. вторичным нарушением,

То такой термин следует признать неточным и устаревшим.

В качестве синонимов термина ≪сложное нарушение≫ в литературе

используются и другие термины, равнозначные ему: ≪сложный де-

фект≫, ≪сложные аномалии развития≫, ≪сочетанные нарушения≫,

≪комбинированные нарушения≫ и все более утверждающийся в по-

следнее время —≪сложная структура нарушения≫.

Выделяют 3 основные группы детей с сочетанными нарушениями.

Наши рекомендации