Минания о пережитых впечатлениях, но и творческая их переработка
сознание новой реальности≫.
Творческий потенциал находится под большим влиянием среды — условий домашнего воспитания, обучения, общественной системы. Но
Творческий потенциал необходимо выявлять, предсказывать, разви-
Вать. Творчески мыслит тот, кто хочет мыслить.
Принципы и идеи творческого воспитания, приспосабливаясь к ≪осо-
бым условиям≫ и ≪особым детям≫, рождают новые формы и новые ме-
тоды, например, творческую реабилитацию. В основе творческой ре-
Абилитации лежит концепция развития через мотивацию.
Детям с церебральными параличами присущи такие черты, как ин-
Фантилизм, индивидуализм, безынициативность, пассивность к соб-
Ственной реабилитации. Их бывает не так-то просто побудить к ак-
Тивной деятельности, к саморазвитию. Причем не только мотивация
Рождает творчество, но и творчество рождает мотивацию.
Вопросы для обсуждения
ЭТИОЛОГИЯ И патогенез детского церебрального паралича.
Почему основной контингент детей с нарушениями опорно-двига-
Тельного аппарата составляют дети с церебральным параличом?
Как речевые нарушения связаны с первичным дефектом при ДЦП?
Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.
Нарушения психики.
Речевые нарушения.
Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 237
Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП.
Система специализированной помощи детям, страдающим це-
Ребральным параличом.
Специфика личностного развития при ДЦП.
10. Каковы основные рекомендации по психологической коррекции
Личностной сферы детей с церебральным параличом?
Литература
Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным
параличом (доречевой период). —М., 1989.
БадалянЛ. О.,ЖурбаЛ. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные
Параличи. —Киев, 1988.
Ипполитпова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание
Детей с церебральным параличом в семье. —М, 1993.
Комплексная реабилитация детей с детским церебральным пара-
личом: Методические рекомендации. —М. —СПб., 1998.
Левченко И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей
С церебральными параличами // Психологические исследования
В практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой
Реабилитации. —М., 1989.
Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с це-
Ребральным параличом. —М., 1985.
Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вслед-
Ствие детского церебрального паралича. —М., 1991.
Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. — Бельгия (на русском языке), 1999.
Особенности психофизического развития учащихся специаль-
Ных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппа-
Рата/ Под ред. Т. А. Власовой. —М., 1985.
Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация
И социальная адаптация больных детским церебральным парали-
Чом. —Ташкент, 1979.
Глава 10
Комплексные нарушения
Краткое содержание темы. Понятие о сложном нарушении развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со
Сложным дефектом. Психолого-иедагогические основы развития и об-
Разования лип со сложным дефектом. Пути и способы организации спе-
циального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.
Понятие о сложном нарушении развития
К сложным нарушениям детского развития относят сочетание 2-х
Или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственно-
го развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и сла-
Бовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание
Нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В со-
Временной специальной литературе в номинации сложных нарушений
Обозначаются только так называемые первичные нарушения, напри-
Мер слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения
в развитии, как, например, в слове ≪слепоглухонемота≫, где ≪немотой≫
Обозначено отсутствие речи у ребенка, являющееся лишь следствием
Его глухоты, социально обусловленным, т. е. вторичным нарушением,
То такой термин следует признать неточным и устаревшим.
В качестве синонимов термина ≪сложное нарушение≫ в литературе
используются и другие термины, равнозначные ему: ≪сложный де-
фект≫, ≪сложные аномалии развития≫, ≪сочетанные нарушения≫,
≪комбинированные нарушения≫ и все более утверждающийся в по-
следнее время —≪сложная структура нарушения≫.
Выделяют 3 основные группы детей с сочетанными нарушениями.