Вое отношение близких должно сочетаться с определенной требова-

Тельностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное от-

Ношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости

От реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя

Или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жиз-

Ни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь опреде-

Ленных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. То-

Гда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое

Одиночество.

Основными направлениями коррекцпонно-педагогической работы

в раннем и дошкольном возрасте являются:

•развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного

и игрового общения с окружающими;

•стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кине-

стетического восприятия и стереогноза). Формирование про-

Странственных и временных представлений, коррекция их нару-

шений;

•развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (вни-

мания, памяти, воображения);

•формирование математических представлений;

•развитие зрительно-моторной координации и функциональных

возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;

•воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при

ДЦП отводится логопедической работе.

Система специализированной помощи детям,

Страдающим церебральным параличом

Структура дефекта при ДЦП предусматривает раннюю диагно-

Стику и раннее начало систематической лечебно-педагогической ра-

Боты с такими детьми. В основе системы лежат раннее выявление,

Еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожден-

Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 223

Пых всех детей с церебральной патологией и оказание им специаль-

Ной помощи.

В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Ми-

нистерств здравоохранения, образования и социальной защиты: поли-

Клиники, неврологические отделения и психоневрологические боль-

Ницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребен-

Ка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные ре-

абилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного

Времени осуществляется не только восстановительное лечение, но

И квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов,

Воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности

и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются

Только в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники

Врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят

Лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на

Консультацию в специализированную неврологическую поликлинику.

Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно

Аффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушени-

Ях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологиче-

Ских отделениях или психоневрологических больницах) или санато-

Рии. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи

Оказываются неэффективными, а также те, родители которых по ка-

Ким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание

В домашних условиях, берутся государством под временную или по-

стоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав), а за-

Тем в интернаты Министерства социальной защиты.

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание

В специализированных детских садах, где осуществляются коррекци-

онное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным яв-

Ляется максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии

С его возможностями.

Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста

Наиболее полно осуществляется в специализированных школах-ин-

тернатах. Проживающие в крупных городах 60-70 % детей с цере-

Бральным параличом обучаются в школах-интернатах, которые ставят

Своей задачей не только сочетание учебно-воспитательного и лечеб-

Ного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной

И целенаправленной профессиональной ориентации.

Наши рекомендации