Вое отношение близких должно сочетаться с определенной требова-
Тельностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное от-
Ношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости
От реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя
Или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жиз-
Ни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь опреде-
Ленных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. То-
Гда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое
Одиночество.
Основными направлениями коррекцпонно-педагогической работы
в раннем и дошкольном возрасте являются:
•развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного
и игрового общения с окружающими;
•стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кине-
стетического восприятия и стереогноза). Формирование про-
Странственных и временных представлений, коррекция их нару-
шений;
•развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (вни-
мания, памяти, воображения);
•формирование математических представлений;
•развитие зрительно-моторной координации и функциональных
возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;
•воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Значительное место в коррекционно-педагогической работе при
ДЦП отводится логопедической работе.
Система специализированной помощи детям,
Страдающим церебральным параличом
Структура дефекта при ДЦП предусматривает раннюю диагно-
Стику и раннее начало систематической лечебно-педагогической ра-
Боты с такими детьми. В основе системы лежат раннее выявление,
Еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожден-
Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 223
Пых всех детей с церебральной патологией и оказание им специаль-
Ной помощи.
В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Ми-
нистерств здравоохранения, образования и социальной защиты: поли-
Клиники, неврологические отделения и психоневрологические боль-
Ницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребен-
Ка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные ре-
абилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного
Времени осуществляется не только восстановительное лечение, но
И квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов,
Воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности
и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются
Только в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.
Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники
Врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят
Лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на
Консультацию в специализированную неврологическую поликлинику.
Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно
Аффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушени-
Ях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологиче-
Ских отделениях или психоневрологических больницах) или санато-
Рии. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи
Оказываются неэффективными, а также те, родители которых по ка-
Ким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание
В домашних условиях, берутся государством под временную или по-
стоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав), а за-
Тем в интернаты Министерства социальной защиты.
В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание
В специализированных детских садах, где осуществляются коррекци-
онное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным яв-
Ляется максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии
С его возможностями.
Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста
Наиболее полно осуществляется в специализированных школах-ин-
тернатах. Проживающие в крупных городах 60-70 % детей с цере-
Бральным параличом обучаются в школах-интернатах, которые ставят
Своей задачей не только сочетание учебно-воспитательного и лечеб-
Ного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной
И целенаправленной профессиональной ориентации.