Массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, фи-
Зиотерапевтические процедуры.
Существует несколько основных принципов коррекционно-педаго-
Гической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
{.Комплексныйхарактеркоррекционно-педагогическойработы. Это
Означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых
И психических нарушений в динамике продолжающегося развития ре-
Бенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (разви-
Тие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение
И коррекция их нарушений.
Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия,
Опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко вне-
Дрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то что уже
В первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого разви-
Тия и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррек-
Ционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми
Нередко начинается после 3-4 лет. В этом случае работа чаще всего
Направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психи-
Ки, а не на их предупреждение.
Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого разви-
Тия и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в мла-
Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 221
Денческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых слу-
Чаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным
Параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекцион-
Но-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей дет-
Ского мозга —его пластичности и универсальной способности к компен-
Сированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее
Оптимальными сроками созревания речевой функциональной систе-
Мы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа
Строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоре-
Чевого развития находится ребенок.
Организация работы в рамках ведущей деятельности. Наруше-
Ния психического и речевого развития при ДЦП в значительной сте-
Пени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей.
Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимули-
Руется основной для данного возраста вид деятельности. В младенче-
ском возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности —эмоциональ-
Ное общение со взрослым; в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) —иг-
Ровая деятельность; в школьном возрасте —учебная деятельность.
Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психорече-
Вого развития.
Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах
Становления личности ребенка необходима такая организация среды
(быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом
Стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболе-
Вания на психическое состояние ребенка. Родители —основные участ-
Ники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем
или иным причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необхо-
Димо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспек-
Тивы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать
Целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекват-
Ную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необхо-
Димые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включе-
Ние ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую
Деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслужи-
вал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел оп-
Ределенные обязанности, выполнение которых значимо для окружа-
Ющих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются
Основы специальной педагогики и психологии
Интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверен-
Ность в своих силах.
Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоян-
Но опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ни-
чего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки
Приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпели-