Речевые нарушения наблюдаются при фенилкетонурии: течение заболе-

Вания ведет к снижению интеллекта и недоразвитию речи.

Основы специальной педагогики и психологии

Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграничить ≪пер-

вичные≫ речевые расстройства, связанные с поражением пли дисфунк-

цией речевых механизмов, и ≪вторичные≫, наблюдаемые у детей с нару-

Шением интеллекта или сенсорными дефектами.

Предупреждение Охрана здоровья населения относится к важ-

Речевых нейшей функции государства. Профилактиче-

Нарушений екая направленность в деле сохранения здоровья

И воспитания гармонически развитой личности

составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических,

Воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить

Развитие физических и духовных сил подрастающего поколения. Ре-

Шение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевремен-

Ным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и ре-

Чевом развитии детей.

Конец XX в. в нашей стране характеризовался ухудшением здоро-

вья детей. По данным, приведенным академиком РАО А. Г. Хрипко-

вой, лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональ-

ные отклонения, 35-40 % —хронические заболевания.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет,

В связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых наруше-

Ний детей и подростков принимает глобальный характер.

Разработке профилактических медицинских, психологических и пе-

Дагогических методов воздействия предшествуют научные изыскания,

Позволяющие полноценно использовать защитные механизмы орга-

Низма в целом.

Одним из фундаментальных методологических принципов, которым

Следует наука о человеке, является принцип анализа психофизиоло-

Гических функций в их развитии и становлении. Именно исследова-

Ние процесса формирования психики, и речи в частности, и различных

Психофизиологических функций позволяет не только констатировать

Наличный, актуальный уровень развития ребенка, но и проследить

Закономерности становления психологических и психофизиологиче-

ских новообразований, постепенного усложнения и обогащения его

Психики на различных этапах онтогенеза или, наоборот, в случае па-

Тологии рассмотреть механизмы и закономерности нарушения разви-

Тия как качественно нового процесса (Выготский Л. С, 1983). Однако

До настоящего времени не решены проблемы психофизиологических

Стандартов развития ребенка, что затрудняет оценку его здоровья и опре-

Деление его адаптивных возможностей. Известно, что психофизиоло-

Гическое развитие человека в онтогенезе имеет определенные законо-

Глава 8. Логопедия и логопсихология 1J9

Мерности; базирующиеся на природных данных (врожденные биоло-

Гические, в том числе генетические) и социальных влияний (особен-

Ности семьи, обучения и пр.).

В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспита-

Тельной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми

Нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов

Ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации

Коррекционного воспитания и обучения детей.

Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удает-

Ся предотвратить или затормозить появление у них различных откло-

Нений от нормы, в частности речевой патологии.

Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно

Связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состо-

Янии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, вклю-

Чающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.

Специалисты детских поликлиник, наряду с постоянным динами-

Ческим наблюдением, проводят профилактические осмотры детей от

О до 14 лет не только в поликлинике, но и в детских дошкольных уч-

Реждениях и школах. Совместная работа врачей и педагогов в детских

педагогических учреждениях позволяет рано выявлять отклонения от

Нормы в состоянии здоровья детей, врожденные и приобретенные за-

Болевания, сказывающиеся на развитии речи или способствующие

Возникновению речевой патологии.

Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых

Расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное

Развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отноше-

Наши рекомендации