Речевые нарушения наблюдаются при фенилкетонурии: течение заболе-
Вания ведет к снижению интеллекта и недоразвитию речи.
Основы специальной педагогики и психологии
Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграничить ≪пер-
вичные≫ речевые расстройства, связанные с поражением пли дисфунк-
цией речевых механизмов, и ≪вторичные≫, наблюдаемые у детей с нару-
Шением интеллекта или сенсорными дефектами.
Предупреждение Охрана здоровья населения относится к важ-
Речевых нейшей функции государства. Профилактиче-
Нарушений екая направленность в деле сохранения здоровья
И воспитания гармонически развитой личности
составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических,
Воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить
Развитие физических и духовных сил подрастающего поколения. Ре-
Шение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевремен-
Ным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и ре-
Чевом развитии детей.
Конец XX в. в нашей стране характеризовался ухудшением здоро-
вья детей. По данным, приведенным академиком РАО А. Г. Хрипко-
вой, лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональ-
ные отклонения, 35-40 % —хронические заболевания.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет,
В связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых наруше-
Ний детей и подростков принимает глобальный характер.
Разработке профилактических медицинских, психологических и пе-
Дагогических методов воздействия предшествуют научные изыскания,
Позволяющие полноценно использовать защитные механизмы орга-
Низма в целом.
Одним из фундаментальных методологических принципов, которым
Следует наука о человеке, является принцип анализа психофизиоло-
Гических функций в их развитии и становлении. Именно исследова-
Ние процесса формирования психики, и речи в частности, и различных
Психофизиологических функций позволяет не только констатировать
Наличный, актуальный уровень развития ребенка, но и проследить
Закономерности становления психологических и психофизиологиче-
ских новообразований, постепенного усложнения и обогащения его
Психики на различных этапах онтогенеза или, наоборот, в случае па-
Тологии рассмотреть механизмы и закономерности нарушения разви-
Тия как качественно нового процесса (Выготский Л. С, 1983). Однако
До настоящего времени не решены проблемы психофизиологических
Стандартов развития ребенка, что затрудняет оценку его здоровья и опре-
Деление его адаптивных возможностей. Известно, что психофизиоло-
Гическое развитие человека в онтогенезе имеет определенные законо-
Глава 8. Логопедия и логопсихология 1J9
Мерности; базирующиеся на природных данных (врожденные биоло-
Гические, в том числе генетические) и социальных влияний (особен-
Ности семьи, обучения и пр.).
В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспита-
Тельной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми
Нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов
Ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации
Коррекционного воспитания и обучения детей.
Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удает-
Ся предотвратить или затормозить появление у них различных откло-
Нений от нормы, в частности речевой патологии.
Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно
Связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состо-
Янии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, вклю-
Чающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.
Специалисты детских поликлиник, наряду с постоянным динами-
Ческим наблюдением, проводят профилактические осмотры детей от
О до 14 лет не только в поликлинике, но и в детских дошкольных уч-
Реждениях и школах. Совместная работа врачей и педагогов в детских
педагогических учреждениях позволяет рано выявлять отклонения от
Нормы в состоянии здоровья детей, врожденные и приобретенные за-
Болевания, сказывающиеся на развитии речи или способствующие
Возникновению речевой патологии.
Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых
Расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное
Развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отноше-