Каковы же причины возникновения речевых нарушении?
Среди последних можно выделить:
•ухудшение экологической обстановки;
•йодо- и фтор-дефицитность;
•увеличение числа патологий беременности;
•увеличение количества родовых травм;
•ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
•различные социальные причины.
Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появ-
Ления речевых нарушений. Прежде всего следует отметить снижение
Уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети зачастую
Слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но
И далеко не литературные выражения. В некоторых случаях оставляет
желать лучшего содержание и речевое оформление программ телеви-
Дения и видеокассет.
Неправильное речевое окружение и воспитание также могут являть-
Ся причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искаже-
Ния). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии
Воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные укла-
Ды звуков слышимой речи, у него формируется неправильное пли
Неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приво-
Дит к появлению дефектов звукопроизношения.
Глава 8. Логопедия и логопсихология HJ5
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном
Возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторич-
Ных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержан-
Ное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа
Слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя
Родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может
Отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так
Важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять вни-
Мание ее чистоте и правильности
Также развитие речи ребенка задерживается и нарушается при не-
Благоприятных условиях: отсутствие эмоционально положительного
Окружения, излишний шум, психические травмы, длительная психо-
Травмирующая ситуация в семье. Это приводит к возникновению му-
Тизма,невротического заикания.
Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание на
Первых годах жизни сопровождается нарушением речевого развития.
Поэтому разграничиваются дефекты формирования и дефекты сформи-
Рованной речи, считая 3-летний возраст их условным подразделением.
Выделяют 3 критических периода в развитии речи:
Первый период —1-2 года —формируются предпосылки речи
И начинается речевое развитие, складываются основы коммуникатив-
Ного поведения и движущей силой становится потребность в общении.
В это время происходит наиболее интенсивное развитие корковых
Речевых зон, в частности зоны Брока. Критическим моментом счита-
Ется возраст 14-18 месяцев.'Даже незначительные неблагоприятные
Факторы могут отразиться на развитии речи.
Второй период —3 года —момент интенсивного развития связ-
Ной речи. Переход от ситуативной речи к контекстной требует боль-
Шой согласованности в работе ЦНС, речедвигательного механизма,
Внимания, памяти, произвольности и др. Некоторая рассогласованность
В работе ЦНС, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приво-
Дит к изменению поведения. Наблюдаются упрямство, негативизм.
Это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возник-
Нуть заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отка-
Зывается от речевого общения, выказывает протест на завышенные
к нему требования.
Если на этом этапе возникло заикание, то оно может быть обуслов-
Лено и возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев
Речевой функциональной системы и различных психических функ-
Ций. Иногда их называют эврлютивными, т. е. связанными с возраст-
Ной фазой развития.
7*
Основы специальной педагогики и психологии
Третий период —6-7 лет —начало развития письменной речи.
Возрастает нагрузка на ЦНС. При предъявлении повышенных требо-
Ваний могут происходить срывы нервной деятельности и возникает
Заикание.
Критические периоды развития речи играют роль предрасполага-
ющих условий, могут иметь самостоятельное значение и сочетаться с дру-
Гими неблагоприятными факторами: генетическими, общей ослаблен-
Ностью, дисфункцией нервной системы и т. д.
И все же в возникновении речевых расстройств большая роль при-